OperaTime.ru

Главная > Рецензии

Рецензии

Картинка для 'Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Генрих Бургундский»'

10 декабря 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Генрих Бургундский»

В прошлом году на фестивале в Бергамо возник оригинальный проект «Доницетти-200», в рамках которого планируется ежегодно ставить какую-то оперу Доницетти, со дня премьеры которой в текущем году исполняется ровно 200 лет. Первой постановкой в рамках этого проекта стало юношеское сочинение композитора «Пигмалион», ни разу не исполнявшееся при его жизни. В этом году пришла очередь его первой настоящей оперы — «Генрих Бургундский» (Enrico di Borgogna), увидевшей свет на сцене венецианского театра «Вендрамин Сан-Лука» 14 ноября 1818 года.

Картинка для 'Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Замок Кенилворт»'

9 декабря 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Замок Кенилворт»

Xочется прежде всего отметить двух главных героинь: Елизавету Джессики Пратт и Амелию Кармелы Ремиджо. Пратт, которую я ранее много раз слышал в самых разных операх, на этот раз поразила меня своим диапазоном: помимо традиционных для нее виртуозных колоратур и сверхвысоких нот, в финальной арии она неожиданно продемонстрировала еще и красивые глубокие низы. Ее «соперница» Ремиджо также продемонстрировала прекрасную технику, понимание стиля бельканто и незаурядный темперамент. И обе они убедительно показали, что их героини — сильные личности.

Картинка для 'Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: Королева бельканто, Гайдн и другое'

8 декабря 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: Королева бельканто, Гайдн и другое

Oбщий уровень фестиваля растет: в этом году, наверное, среди его участников было рекордное число оперных звезд первой величины. К тому же, в Бергамо в последнее время господствует строго научный подход к предлагаемым операм. Теперь все они исполняются по критическим изданиям и в максимально полном виде, хотя еще несколько лет назад там довольно часто можно было столкнуться с крайне досадными купюрами.

Картинка для '«Сказки Гофмана», Финскaя национальнaя опера, 14.11.18'

21 ноября 2018 - Роман Рудницкий

«Сказки Гофмана», Финскaя национальнaя опера, 14.11.18

Как известно, Оффенбах умер, не успев завершить работу над своей последней оперой. Уже после его смерти доработкой партитуры занялся Эрнест Гиро. Перед самой премьерой руководство театра посчитало оперу слишком длинной, поэтому венецианский акт («Джульетта») был полностью исключен, а часть его музыки, в том числе знаменитая впоследствии баркарола, перенесена в другие места. Позднее этот акт был восстановлен, но помещен не в конец оперы, как было задумано автором, а перед «Антонией», что лишало оперу цельности и по сути превращало поэтическое повествование о несчастной любви Гофмана к певице Стелле в набор почти ничем не связанных коротких историй.

Картинка для '«Корсар» в «Театро Комунале Лучано Паваротти», Модена, 26.10.18'

10 ноября 2018 - Роман Рудницкий

«Корсар» в «Театро Комунале Лучано Паваротти», Модена, 26.10.18

Верди несколько лет планировал написать оперу на этот сюжет, который первоначально казался ему чрезвычайно перспективным. Однако уже получив готовое либретто Пьяве и начав работу над сочинением музыки, он внезапно резко охладел к «Корсару». В итоге композитор впервые за долгие годы не только не дирижировал премьерой собственной оперы, но даже не посчитал нужным посетить Триест, где она была впервые исполнена 25 октября 1848 года.

Картинка для 'Россини в Венеции: «Севильский цирюльник» и «Семирамида»'

10 ноября 2018 - Роман Рудницкий

Россини в Венеции: «Севильский цирюльник» и «Семирамида»

В последние годы венецианский театр «Ла Фениче» избрал оригинальную, но очень разумную репертуарную политику, чередуя популярные оперы, привлекающие многочисленных туристов и приносящие театру доход, с подлинными раритетами, рассчитанными на меломанов. Это могут быть как оперы эпохи барокко (в особенности местного уроженца Вивальди), так и современные произведения или забытые шедевры бельканто. Конечно, такие постановки, в отличие от репертуарных опер, идущих в течение сезона много раз и возобновляемых из года в год, выдерживают лишь одну короткую серию спектаклей, и хорошо, если за это время их успевают записать или даже снять на видео. Вот и на этот раз параллельно с изысканной «Семирамидой», поставленной по случаю 150-летия со дня смерти Россини, театр решил предложить публике очередную серию любимых народом «Севильских цирюльников», тем самым сделав визит в Венецию еще более желанным для поклонников творчества Россини.

Картинка для 'Премьера COSÌ FAN TUTTE в Берне'

9 ноября 2018 - Арина Тимофеева

Премьера COSÌ FAN TUTTE в Берне

Украшением спектакля  стал американский баритон Тодд Бойс в роли Дона Альфонсо: глубокий, красивый тембp, уверенная манера пения, прекрасная игра.  Певец создал образ  опытного и циничного бармена, который с видимым удовольствием и с чувством собственного превосходства манипулирует героями и разрушает их представления о чувствах и отношениях.

Картинка для '«Мнимая садовница» в «Ла Скала», 23.10.18'

9 ноября 2018 - Роман Рудницкий

«Мнимая садовница» в «Ла Скала», 23.10.18

Концепция постановки несколько напомнила мне виденную месяцем раньше в Гамбурге «Альцину»: здесь тоже спектакль начинается как красивая стилизация под XVIII век, даже воспроизводящая особые жесты, характерные для театра того времени. Но по ходу действия она все больше превращается в психологическую драму, а к концу оперы герои своими руками уничтожают декорации и остаются посреди всеобщей разрухи наедине со своими чувствами.

Картинка для '«Эрнани» в «Ла Скала», 22.10.2018'

8 ноября 2018 - Роман Рудницкий

«Эрнани» в «Ла Скала», 22.10.2018

Замечательное впечатление произвел Франческо Мели в заглавной партии — благородного разбойника Эрнани. У Мели очень красивый тембр, голос его за последние годы заметно окреп, стиль Верди он чувствует прекрасно. Как только он запел свою арию, у меня мелькнула мысль, что на сегодняшний день это, наверное, идеальный исполнитель данной партии.

Картинка для 'Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть третья'

7 ноября 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть третья

«Король на час» содержит множество красивых мелодий, но при этом все-таки очень слышно, что опера создавалась в спешке, часто интересно начавшаяся тема завершается явно вымученным, банальным пассажем. Можно лишь пожалеть о том, что Верди впоследствии не возвращался к этой опере, которая после незначительной доработки могла бы стать шедевром в своем жанре. Не менее огорчает, что после провала «Короля на час» он до глубокой старости не обращался к жанру комической оперы вообще (впрочем, отдельные комические эпизоды можно встретить, например, в «Силе судьбы», где присутствует даже чисто буффонная ария Фра Мелитоне)

Картинка для 'Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть вторая'

4 ноября 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть вторая

На этот раз организаторы фестиваля решили обратиться к еще одной авторской переделке — французской редакции «Трубадура», впервые поставленной на сцене Парижской оперы 12 января 1857 года под названием Le Trouvère. Между этими двумя работами Верди успел написать для Парижа и оригинальную оперу, полностью соответствующую сложившимся там довольно жестким канонам, — «Сицилийскую вечерню».

Картинка для 'Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть первая'

2 ноября 2018 - Роман Рудницкий

Фестиваль в Парме — 2018: «другой» Верди. Часть первая

В этом году организаторы Фестиваля решили предложить нашему вниманию сразу три настоящих раритета: вторую оперу Верди «Король на час», а также сразу две известные оперы, но в необычных версиях. Первая из них — это «Макбет», представленный в оригинальной флорентийской редакции 1847 года, а не в повсеместно исполняемой позднейшей парижской переработке. Во втором случае ситуация прямо противоположная: всем известного «Трубадура» решили предложить в переработанной автором французской редакции.