28 ноября 2019 -
Андрей Дрожжин
Михайловский театр впервые за свою 186-летнюю историю поставил «Аиду»
25 ноября 2019 в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялось поистине эпохальное событие: впервые на этой сцене (которой 8 ноября исполнилось 186 лет!) давали «Аиду» Верди. По значимости для театра это событие можно сравнить разве что с премьерой «Летучего голландца» в 2013-ом, вернувшей в афишу после почти полувекового отсутствия имя Рихарда Вагнера. С Верди театр никогда и не прощался, однако одна из самых знаменитых его опер по разным причинам отсутствовала до сих пор в репертуаре
15 ноября 2019 -
Роман Рудницкий
«Юлий Цезарь» в театре Ла Скала
Подлинным героем спектакля стал Кристоф Дюмо в образе коварного и распутного царя Птолемея. Можно сказать, что Птолемей — коронная партия Дюмо, он исполнял ее много раз в самых разных постановках, каждый раз привнося что-то новое. На этот раз его Птолемей был не развращенным властью юнцом, а опытным и привыкшим к интригам суровым бородатым шейхом. Особо порадовало то, что у него единственного присутствовали все написанные Генделем арии...
10 ноября 2019 -
Роман Рудницкий
Парма-2019, фестиваль Верди в Парме и Буссето
В программу нынешнего фестиваля вошли в основном более популярные произведения: «Набукко», «Аида», «Луиза Миллер». Пожалуй, относительным раритетом можно назвать лишь оперу «Двое Фоскари», написанную в 1833 году и рассказывающую о венецианском доже, вынужденном из-за ложного обвинения приговорить к изгнанию собственного сына. Но даже это раннее произведение, которое в целом трудно отнести к числу шедевров композитора, все же относительно регулярно появляется на оперных сценах.
4 ноября 2019 -
Роман Рудницкий
"Фернан Кортес" Спонтини: oпера как инструмент пропаганды
O спектакле фестиваля «Флорентийский музыкальный май»
8 сентября 2019 -
Роман Рудницкий
Rossini Opera Festival. Часть третья. Молодежное «Путешествие в Реймс» и концертная программа фестиваля
31 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Rossini Opera Festival. Часть вторая: Первые шаги Россини. «Деметрий и Полибий», «Странный случай»
Помимо «Семирамиды» в этом году на фестивале в Пезаро были представлены две ранние оперы Россини: его самый первый опыт «Деметрий и Полибий» и первая большая комическая опера — «Странный случай».
Об этих ранних сочинениях Россини в рамках фестиваля, а также об истории их создания читайте наш материал
25 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Rossini Opera Festival. Часть первая: «Семирамида»
Самым ожидаемым событием нынешнего фестиваля вне всякого сомнения стала новая постановка одного из величайших шедевров Россини — «Семирамиды». Эта грандиозная опера звучит в наши дни не так часто, а услышать ее полностью, такой, какой ее задумал автор, за пределами Пезаро почти невозможно
17 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Фестиваль Валле д'Итрия, Мартина-Франка. Часть четвертая. Концерты
C недавних пор Ольга Перетятько исполняет партии всех четырех героинь из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, тогда как раньше ограничивалась лишь исполнением в концертах знаменитой арии куклы Олимпии. Исполнение всех женских партий в этой опере, как того хотел сам Оффенбах, по силам далеко не каждой певице. На этот раз Ольга не стала петь Олимпию, зато исполнила лирическую арию Антонии — больной девушки, одержимой музыкой и пением. Антония у Ольги вышла чрезвычайно нежной и трогательной, такой, как ее было принято изображать в старых постановках «Сказок». Уверен, что в будущем певица сумеет усложнить образ своей героини, добавить заложенное в либретто и музыке оперы «двойное дно»
17 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть третья. Неаполитанское барокко: Винчи, Селлитти, Порпора и другие
Иногда композиторы сами писали интермеццо к собственным серьезным операм, иногда их сочиняли другие авторы. Бывало и такое, что одно полюбившееся публике интермеццо исполнялось с разными операми. Безусловно, самым известным образцом жанра является «Служанка-госпожа» Перголези, написанная им как дополнение к собственной «настоящей» опере «Гордый пленник», однако подобных произведений существует довольно много. Обычно в них всего двое главных героев (как правило, бас и сопрано) и один-два второстепенных персонажа без пения. Довольно часто герои интермеццо участвуют и в действии основной оперы в качестве слуг героев, но иногда сцены с их участием никак не связаны с основным сюжетом
16 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Фестиваль Валле д'Итрия. Часть вторая. «Тайный брак»
Можно было бы ожидать, что на тематическом фестивале, посвященном Неаполю, прозвучит именно неаполитанская версия с несколькими новыми номерами, фактически неизвестная современной публике, или какой-то расширенный вариант с музыкой обеих авторских редакций. Однако постановщики предпочли подготовить собственную версию, взяв за основу общепринятую венскую, к тому же сделав ряд купюр, как минимум в речитативах
12 августа 2019 -
Роман Рудницкий
Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть первая. «Гекуба»
При этом нового для итальянской оперы в «Гекубе» немало. Во-первых, в ней полностью отсутствуют традиционные речитативы secco, что для того времени довольно необычная вещь. Принято считать, что едва ли не первая полностью оркестрованная итальянская опера — это «Елизавета, королева Англии» Россини, поставленная на сцене того же театра лишь в октябре 1815 года. Кроме того, сами речитативы «Гекубы» довольно сложны и разнообразны. Часто они содержат внутри небольшие ариозо — прием, который значительно позднее будет активно использовать Беллини. Наконец, трагический финал с гибелью почти всех героев, что совершенно не характерно для этой эпохи — ведь даже в зрелых операх Россини трагические финалы встречаются не так часто. Необычно и то, что заканчивается опера не арией или ансамблем, а большим речитативом героини, за которым следует симфоническая картина гибели Трои. Есть мнение, что именно этим финалом впоследствии вдохновился Россини при создании «Моисея в Египте».
7 августа 2019 -
Роман Рудницкий
XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть пятая. «Альтернативный» Россини и восходящие звезды бельканто
Традиционно в программу вильдбадского фестиваля помимо оперных постановок входит ряд концертов, в том числе таких, где звучат малоизвестные и полностью забытые фрагменты опер Россини и его современников. В прошлые годы это обычно были тематические сольные концерты кого-то из современных звезд, полностью посвященные репертуару того или иного их знаменитого предшественника. В этом году в подобном концерте, состоявшемся вечером 25 июля в Тринкхалле, участвовало несколько исполнителей, а программу составили малоизвестные или неизвестные современным слушателям альтернативные номера из различных опер Россини.