Роман Рудницкий, 30 декабря 2022 в 17:55
“Гугеноты” в Мариинском театре

Уходящий год Мариинский театр завершил сразу тремя оперными премьерами, прошедшими в течение одного месяца (“Отелло”, “Сказание о невидимом граде Китеже” и “Bолшебная флейта”), однако мне хочется остановиться не на них, а на событии, ставшем весьма символичным завершением этого трагического года. Речь о состоявшемся 28 декабря концертном исполнении “Гугенотов” Мейербера — оперы, внезапно зазвучавшей актуально как никогда.
Ранее я писал для этого портала о четырех различных постановках мейерберовского шедевра — в Будапеште, Париже, Женеве и Берлине, но я не смел даже мечтать, что когда-нибудь он прозвучит совсем рядом.
Разговоры о предстоящей постановке начались где-то полтора года назад, а с конца июля этого года театр начал показывать зрителям своего рода эскизы — фрагменты оперы, звучащие под рояль. В начале декабря под управлением Валерия Гергиева прозвучали первые два акта оперы, на 28-е число было запланировано исполнение оставшихся трех, однако в последний момент было решено исполнить всю оперу целиком. Впрочем, “целиком” — явное преувеличение, о чем речь ниже. Так или иначе, решение начинать большую французскую оперу в восемь вечера трудно назвать удачным, и в результате зрители (увы, и так немногочисленные) были вынуждены покинуть театр, не дождавшись гениальной финальной сцены на кладбище.
Итак, что же за редакцию предложил нам Гергиев? Напомню, что полная версия “Гугенотов” звучит около четырех часов, не считая антрактов, но практически во всех постановках присутствуют те или иные купюры. Впрочем, в двух случаях (в Берлине и Женеве) мне посчастливилось услышать почти полные версии, и даже в радикально сокращенной будапештской редакции присутствовали фрагменты, которые не исполнялись в других местах.
Гергиев явно использовал в качестве точки отсчета версию, в свое время предложенную Ричардом Бонингом в Сиднейской опере по случаю прощания со сценой его супруги Джоан Сазерленд. В этой постановке опера была сокращена примерно на час, причем многие купюры, сделанные тогда в Сиднее и воспроизведенные в Мариинском, не могут не вызывать недоумение. Прежде всего речь о знаменитейшей арии Маргариты, которая оказалась сокращена на 3–4 минуты (справедливости ради, подобный вариант был зафиксирован в качестве допустимого в одном из прижизненных изданий партитуры, но все же в наше время принято исполнять эту арию полностью). Кроме того, и в Сиднее, и в Мариинском присутствовало редко исполняемое рондо пажа Урбана, написанное Мейербером для Мариэтты Альбони. Из четырех ранее слышанных в театре версий это рондо присутствовало только в Женеве, но там оно исполнялось полностью, тогда как в Петербурге (как и в Сиднее) — увы, с большой купюрой.
Но все же некоторые купюры Бонинга Гергиев раскрыл. В частности, в его версии полностью исполняются обе строфы романса Рауля, тогда как в австралийском спектакле звучала только первая. Еще одна весьма существенная купюра была раскрыта, судя по всему, в последний момент: и в опубликованном ранее на сайте кратком содержании, и в недавнем исполнении последних трех актов под рояль отсутствовала первая картина пятого действия с коротким балетным дивертисментом и эффектной арией Рауля, но 28 декабря вся эта сцена прозвучала, пусть и с чуть сокращенной кабалеттой в арии.
В общей сложности опера в предложенной редакции звучала около трех часов вместо требуемых четырех, но тут необходимо отметить, что Гергиев ее исполнил в каких-то невероятно быстрых темпах. Возможно, это было связано с тем, что он все-таки стремился закончить пораньше концерт, тем более что во время исполнения первых двух действий в начале декабря темпы были ближе к привычным. Полагаю, что такая же редакция в нормальных условиях звучала бы минут на 15–20 дольше.
Но если дирижеру можно предъявить претензии и за чрезмерно порезанную партитуру, и за порой явно неуместные галопирующие темпы, и за характерную для него в целом некоторую небрежность, то сами солисты заслуживают самых теплых слов.
Очень порадовал Сергей Скороходов (Рауль), даже если он несколько сглаживал некоторые особо виртуозные пассажи своей партии. И особо стоит отметить его исполнение и без того чрезвычайно сложной арии À la lueur de leurs torches funèbres, которая в данном случае звучала едва ли не вдвое быстрее обычного.
Самых теплых слов заслуживают также Антонина Весенина (Маргарита Валуа) и Дарья Росицкая (паж Урбан), порадовавшие россыпями колоратур и яркими образами.
Хороши были также Олег Сычев, авторитетный и харизматичный старый гугенот Марсель, и Егор Чубаков — благородный католик Невер, единственный, кто отказывается исполнять преступный приказ, пусть даже исходящий от самого короля.
Чуть напряженно местами звучал Андрей Серов (граф Сен-Бри), а больше всего вопросов вызвала Мария Баянкина — Валентина. Прежде всего, Баянкина — лирическое сопрано, а партия Валентины написана для Корнелии Фалькон, обладательницы особого промежуточного типа голоса между сопрано и меццо, впоследствии названного ее именем. Кроме того, ее исполнение в целом показалось мне несколько поверхностным. Если говорить о возможностях Мариинского театра, было бы интересно услышать в партии Валентины Екатерину Семенчук, в последнее время все чаще совершающую экскурсы в репертуар сопрано.
Как бы то ни было, возвращение на сцену Мариинского театра великой оперы Мейербера, к тому же в наше неспокойное время, когда ее идеи особенно задевают за живое, можно только приветствовать. Хочется верить, что вскоре состоится премьера уже полноценной сценической версии, что в ней будут раскрыты если не все, то хотя бы еще некоторые купюры, а также что опера в дальнейшем будет исполняться в не столь позднее время и без чрезмерной спешки.
Вы можете с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶ помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».
Чтобы поддержать сайт:
Paypal: a.rudnev@yahoo.de
Спасибо!
Комментарии: