OperaTime.ru

Главная > Рецензии > XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть пятая. «Альтернативный» Россини и восходящие звезды бельканто

Роман Рудницкий, 7 августа 2019 в 1:51

XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть пятая. «Альтернативный» Россини и восходящие звезды бельканто

 

Традиционно в программу вильдбадского фестиваля помимо оперных постановок входит ряд концертов, в том числе таких, где звучат малоизвестные и полностью забытые фрагменты опер Россини и его современников. В прошлые годы это обычно были тематические сольные концерты кого-то из современных звезд, полностью посвященные репертуару того или иного их знаменитого предшественника. В этом году в подобном концерте, состоявшемся вечером 25 июля в Тринкхалле, участвовало несколько исполнителей, а программу составили малоизвестные или неизвестные современным слушателям альтернативные номера из различных опер Россини.

Как и все его современники, Россини постоянно перерабатывал свои оперы, приспосабливая их для возможностей конкретных исполнителей. В результате возникло довольно много альтернативных или вставных арий, дуэтов и даже целых ансамблей. Какие-то номера, написанные уже после премьеры той или иной оперы, впоследствии стали «каноническими» и полностью вытеснили первоначальные варианты (к тому же не всегда принадлежащие Россини, как, например, оригинальная ария Алидоро из «Золушки»), но многое оказалось забыто.

В наше время к альтернативным ариям Россини уже неоднократно обращались — можно вспомнить посвященный им сольный диск Мерилин Хорн или концерт звезд бельканто, прошедший в 1993 году году в Пезаро и также записанный на CD.

В вильдбадском концерте неизвестные номера Россини прозвучали в исполнении солистов, участвовавших в фестивальных постановках. К ним присоединилась и постоянная участница фестиваля Сильвия Далла Бенетта, которая в этом году в спектаклях не пела, но проводила занятия с молодыми певцами в рамках традиционной Академии бельканто. В концерте также участвовали хор им. Горецкого и оркестр Пассионарт, дирижировал которым Хосе Мигель Перес-Сьерра.

Открыла концерт Сильвия Далла Бенетта, исполнившая альтернативную арию Изабеллы Se pietade in seno avete из «Счастливого обмана». Поскольку в недавней постановке этой оперы в Вильдбаде она также пела альтернативную арию, я ожидал услышать то же самое, что и несколько лет назад, но музыка оказалась совсем другой. Оригинальная оркестровка этой арии, как и многих других, включенных в программу концерта, не сохранилась, ее реконструировал музыковед Стефано Пьяна.

Затем китайский бас Ши Цзун спел альтернативную арию графа Аздрубале Aure soavi e placide из «Пробного камня», появившуюся при венецианском возобновлении оперы примерно через год после премьеры. Происхождение этой арии не вполне ясно: косвенные источники указывают на авторство самого Россини, но музыка показалась мне для Россини чересчур архаичной и малоинтересной. Представляется более вероятным, что ее написал по просьбе певца какой-то второстепенный композитор, как это часто бывало. Ши Цзун спел ее скучно, без эмоций и плохо владея стилем бельканто.

А вот альтернативная ария Джокондо из той же оперы Ah! mentr’io sospiro e peno, на очень достойном уровне исполненная тенором Сесаром Кортесом, уже не вызывает сомнений относительно ее авторства, к тому же ее кабалетта весьма напоминает рондо Фьориллы из «Турка в Италии».

Затем Виктория Яровая исполнила альтернативную каватину Изабеллы Cimentando i venti e l’onde из «Итальянки в Алжире». В отличие от предыдущих, эта ария уже звучала в наше время, на упоминавшемся концерте в Пезаро ее исполняла Бернадетт Манка ди Нисса. Яровая и здесь, как и в «Коррадино», продемонстрировала красивейший тембр и густые низы, но на верхних нотах звучала чуть резковато.

Далее в первоначальной программе концерта произошло изменение: вместо арии Арджирио из миланской редакции «Танкреда» в исполнении тенора Франсиско Брито прозвучала ария Коррадино Anima mia, Matilde из «Коррадино», а вернее — адаптированная Россини для этой оперы ария из «Риччардо и Зораиды». Присутствовала она и в нынешней постановке оперы, где ее пел Микеле Анджелини (из-за его болезни Брито пришлось заменить его на первом спектакле).

Затем Сильвия Далла Бенетта и Диана Халлер великолепно исполнили альтернативный дуэт Альдимиры и Сигизмунда Se ricuso i doni tuoi оперы «Сигизмунд». Интересно, что Россини успел написать для этой оперы альтернативный номер — ведь на премьере она не имела успеха и в дальнейшем почти не исполнялась при жизни композитора.

Далее Виктория Яровая исполнила большое рондо Изабеллы Sullo stil de’ viaggiatori. Эту арию Россини написал для постановки 1815 года в Неаполе, опасаясь, что местная цензура не пропустит оригинальное рондо из-за его патриотического пафоса.

Следующим номером Сильвия Далла Бенетта и Сесар Кортес исполнили реконструированный дуэт из «Торвальдо и Дорлиски». Фактически это дуэттино из второго действия оригинальной редакции, но дополненное блестящей кабалеттой, которую композитор затем переработал для дуэта Матильды и Эдоардо в оригинальной «Матильде ди Шабран».

Второе отделение концерта открыл баритон Давид Оллер, исполнив каватину Фернандо из «Сороки-воровки» Barbara sorte. На диске из Пезаро можно было услышать в исполнении Лучо Галло альтернативную арию Фернандо из второго действия, здесь же прозвучал номер, созданный Россини для знаменитого тенора Андреа Ноццари. Ария явно написана в теноровой тесситуре, поэтому странно, что для ее исполнения был выбран баритон, пусть и довольно высокий. Каватина является альтернативным вариантом к большому дуэту Фернандо и Нинетты, и Нинетта (Сильвия Далла Бенетта в данном случае) тоже в ней участвует, то есть по форме это ария con pertichini.

Затем Ши Цзун все так же посредственно и не в стиле спел еще одну арию сомнительного происхождения и качества. На этот раз это была ария Джернандо из «Армиды» Sopportar non sa l’offesa, написанная неизвестным помощником Россини для возобновления оперы, в котором эту изначально теноровую партию исполнял бас. Сам Россини ограничился тем, чуть подправил предшествующий арии речитатив. Учитывая качество как самой этой музыки, так и исполнения, остается загадкой, зачем было включать ее в программу концерта, когда существует немало куда более интересных и вполне аутентичных россиниевских арий.

Гораздо интереснее оказались два следующих номера — полностью оригинальные арии обоих заглавных героев из пастиччо «Эдуардо и Кристина». Поскольку опера пользовалась некоторой популярностью, вскоре после премьеры композитор дополнил ее новой музыкой, заменив заимствования из «Аделаиды Бургундской». Каватину Эдуардо Sì possente è nel mio petto исполнила Диана Халлер, а каватину Кристины Lieta voce — Сильвия Далла Бенетта, обе певицы продемонстрировали мастерство и чувство стиля.

Предпоследний номер программы сейчас уже сложно отнести к раритетам. Это терцет из венецианской редакции «Магомета Второго», звучавший в несколько сокращенном виде еще в студийной записи «Осады Коринфа» под управлением Томаса Шипперса, весьма вольно обошедшегося с партитурой Россини. В дальнейшем уже настоящая венецианская редакция «Магомета Второго» исполнялась в Вильдбаде и непосредственно в Венеции. Организаторы концерта, включив этот номер, хотели показать, что Россини писал не только альтернативные арии и дуэты, но и более крупные ансамбли. Прекрасное впечатление от исполнения Яровой и Кортеса несколько испортил Ши Дзун, периодически буквально переходивший на крик.

Завершил основную программу реконструированный парижский финал «Семирамиды», состоящий из большого речитатива умирающей героини и траурного хора, заменившего радостный хор оригинальной венецианской версии. Поскольку парижский финальный хор не сохранился, для реконструкции адаптировали финал «Магомета второго», поменяв тональность. Пели Далла Бенетта, Яровая, Оллер и Ши Цзун.

Поскольку концерт был приурочен к тридцатилетнему юбилею Германского россиниевского общества, завершился он своеобразным гимном самому Россини и этому обществу, исполненным всеми участниками концерта. Это был звучавший ранее дуэт из «Торвальдо и Дорлиски», но со специально написанными к случаю новыми словами.

Завершу свой обзор 31-го фестиваля «Россини в Вильдбаде» кратким рассказом о традицинном концерте молодых певцов «Россини и Ко». Такие концерты проходят по два-три раза в течение каждого фестиваля, причем программа их каждый раз меняется.

Я побывал на третьем концерте, завершившимся награждением лучших участников Академии бельканто. Не буду подробно пересказывать программу концерта, отмечу лишь тех исполнителей, кто произвел на меня особое впечатление и чьи имена, как мне кажется, мы еще услышим. Аккомпанировал полодым певцам пианист Джанлука Аскери.

Награды из рук Йохена Шёнлебера получили меццо Ламия Бёк (приз зрительских симпатий) и тенор Сесар Кортес (главный приз, гарантирующий участие в одной из основных постановок ближайших фестивалей). В ходе концерта Бёк исполнила арию Шарлотты из «Вертера» и рондо Изабеллы (на этот раз традиционное) из «Итальянки в Алжире», Кортес же спел совместно с сопрано Марией дель Мар Уманес дуэт из «Любовного напитка», а также знаменитую арию Тонио из «Дочери полка» с девятью верхними до (правда, не все до показались мне одинаково уверенными).

Сама Мария дель Мар Уманес также заслуживает внимания, у нее звонкое колоратурное сопрано, к тому же она очень обаятельна и артистична. Помимо дуэта с Кортесом она исполнила также каватину Норины из «Дона Паскуале».

Хорошо показали себя бас Тимофей Павленко с арией Мустафы из «Итальянки в Алжире» (порадовало, что ария прозвучала без традиционной купюры) и баритон Хавьер Поведано, исполнивший каватину Дандини из «Золушки» и его же партию в знаменитом квинтете. Кроме того, Поведано, как выяснилось, профессионально играет на кларнете, на котором он солировал в арии Секста из «Милосердия Тита».

Спела эту арию, а также романс Нелли из «Адельсона и Сальвини» Беллини и партию Золушки в квинтете, меццо Клер Гаскуэн, и меня очень удивило, что ей не достался главный приз. Так или иначе, я уверен, что мы об этой молодой певице еще услышим!

Этим концертом завершилось мое пребывание в Бад-Вильдбаде, где в нынешнем году была представленна особенно интересная и разнообразная программа. Многое записывалось для последующего издания на CD, кое-что снималось на видео, так что и у тех, кто лично не смог посетить фестиваль, еще будет возможность услышать редко исполняемые оперы или необычные редакции известных опер Россини и его современников.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________
Paypal: e.rudneva@yahoo.de
Спасибо!

Комментарии: