OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Rossini Opera Festival. Часть первая: «Семирамида»

Роман Рудницкий, 25 августа 2019 в 16:46

Rossini Opera Festival. Часть первая: «Семирамида»

© Amati Bacciardi

 

Самым ожидаемым событием нынешнего фестиваля вне всякого сомнения стала новая постановка одного из величайших шедевров Россини — «Семирамиды». Эта грандиозная опера звучит в наши дни не так часто, а услышать ее полностью, такой, какой ее задумал автор, за пределами Пезаро почти невозможно. Правда, мне повезло попасть в октябре прошлого года на потрясающий спектакль в Венеции, где опера и была поставлена впервые в 1823 году.

Интерес к новой постановке подогревался еще и тем, что осуществил ее скандально известный режиссер Грэм Вик, который еще до премьеры раскрыл в интервью некоторые подробности: полководец Аршак, неузнанный сын Семирамиды и объект ее преступной страсти, в его постановке будет женщиной! Напомню, что партия эта у Россини написана для женского голоса, что полностью соответствует оперной традиции того времени. Однако режиссер посчитал неестественным, что женщина на сцене играет мужчину, тогда как любовный треугольник, состоящий из трех женщин (Семирамиды, Аршака и его возлюбленной Аземы), с его точки зрения выглядит вполне нормально.

Но перейду к самой постановке, которую я посетил 20 августа, когда ее показывали на Арене Витрифриджо (бывшей Адриатической арене) в последний раз.

Первое, что увидели зрители уже под заключительные такты увертюры — это жрецы Ваала во главе с Ороем, почему-то похожие на индийских йогов. Проблема в том, что в опере присутствует персонаж родом из Индии — царевич Идрен, но как раз он по сюжету мало взаимодействует со жрецами, в отличие от других героев. Главные же герои — сама царица Вавилона, ее давний любовник и сообщник в убийстве мужа Ашшур, а также Аршак — выглядели как вполне современные европейцы, причем Семирамида мало походила на царицу, своим обликом она скорее напоминала какую-то крупную чиновницу или руководительницу фирмы.

Актуализацией как таковой в наше время мало кого можно удивить и тем более напугать, однако для меня осталось загадкой, почему Идрен и Азема, единственные в спектакле, были одеты вполне традиционно. В развитии основной сюжетной линии эти персонажи практически не участвуют, что можно отнести к недостаткам либретто Гаэтано Росси. Однако в других постановках «Семирамиды», которые я видел, режиссерам вполне удавалось «вписать» Идрена и Азему в спектакль, как-то оправдать их присутствие. У Вика же все выглядело так, будто оба они должны были участвовать в традиционной «костюмной» постановке, но попали в его спектакль по ошибке. Кстати, как и во многих других постановках, в финале оперы Азема не появлялась, а ее дальнейшая судьба так и осталась неизвестной.

Основная идея режиссера считывается довольно легко и сама по себе выглядит вполне логичной: Семирамида тоскует по утраченному много лет назад сыну, в то время как Аршак, ставший в детстве свидетелем страшного преступления матери и страдающий, по всей видимости, амнезией, с помощью своеобразных «подсказок» постепенно вспоминает свое прошлое. Однако воплощение этой идеи вызвало немало вопросов.

На всем протяжении спектакля с правой стороны сцены располагалась кровать, и уже в интродукции Семирамиде привиделся спящий там мальчик. Различные напоминания о пропавшем сыне появлялись перед ней и далее. Интересно, что мучает героиню, судя по всему, исключительно утрата сына, тогда как никаких угрызений совести из-за убийства мужа у нее почему-то не наблюдалось.

Гигантский медведь, впервые появившийся во время хора перед ее знаменитой каватиной, выглядел довольно нелепо и совершенно неуместно именно в этой сцене: ведь в этот момент героиня — прежде всего влюбленная женщина, ожидающая с минуты на минуту встречи с любимым и пока еще не подозревающая, что это ее сын. Зачем же режиссеру понадобилось именно там с помощью медведя и хористок с младенцами на руках акцентировать внимание зрителя на теме материнства?

Я не просто так несколько раз написал, что пропал у Семирамиды именно сын: на сцене по ходу спектакля неоднократно появлялся маленький мальчик, как бы напоминающий ей об утрате. Вот только остается загадкой, каким образом пропавший мальчик вырос в эффектную молодую женщину с пышной прической, декольте и в туфлях на высоких каблуках, а именно так выглядел в этой постановке повзрослевший Нинья-Аршак.

Дуэт Семирамиды и Аршака из первого действия напоминал светскую беседу двух подруг, сидящих рядом в одинаковых позах и в несколько похожих сугубо женских брючных костюмах. Признаюсь, выглядела их встреча скорее комично, чем трогательно, как это предполагает нежная музыка Россини.

Никаких разумных объяснений смены пола Аршаком я в спектакле не обнаружил. Если бы Вик нарядил его в военную форму или хотя бы в обыкновенный мужской костюм, общий смысл спектакля от этого бы никак не изменился. Единственное разумное объяснение — желание режиссера эпатировать публику и подогреть интерес к постановке за счет эксплуатации модной в Европе темы однополых отношений. Радует лишь то, что он обошелся без натуралистичных подробностей в показе подобных отношений, ограничившись лишь намеками.

Как уже было сказано, если Семирамида по ходу спектакля страдает от давней утраты, которую не может забыть, то Аршак, напротив, постепенно вспоминает свое прошлое, и в качестве подсказок режиссер показывает на стенах огромные детские рисунки: веселую женщину с окровавленным ножом в руках, лежащего на земле убитого царя в короне. Здесь опять имеется нестыковка, поскольку по сюжету оперы Семирамида с Ашшуром Нина не закололи, а отравили.

В финале первого действия Узе взрослый Аршак оказывается в своей детской кроватке и обнаруживает там новую подсказку — плюшевого медведя, но на этот раз нормальных размеров.

Хотя в целом основные идеи режиссера угадывались легко, отдельные моменты вызвали у меня лишь недоумение. Например, почему почти все персонажи, включая хор, появились в первом действии с разрисованными лицами? Или что символизировали огромные глаза с портрета убитого царя, занимающие практически всю сцену? Зачем в финале первого действия разорванный портрет Нина без глаз обрамлял трибуну, с которой вещала Семирамида? Возможно, режиссер хотел таким образом подчеркнуть, что она говорит якобы от имени покойного мужа? И почему призрак Нина присутствовал при кровавой развязке оперы, удобно расположившись на стуле в углу сцены? Сплошные вопросы…

Если говорить о самом исполнении, то самое сильное впечатление произвело на меня, как ни странно, великолепное звучание оркестра RAI под управлением Микеле Мариотти и хора театра Вентидио Бассо (хормейстер Джованни Фарина). Публика сразу оценила блестящую работу Мариотти и наградила его длительной овацией уже после увертюры. Дирижер даже поднял для поклонов оркестр, не дожидаясь окончания спектакля.

К сожалению, солисты в целом порадовали меньше, чем оркестр. Особенно это касается исполнительницы главной партии, грузинского сопрано Саломе Джикии. Эту певицу я слышал ранее неоднократно, в том числе и в партии Семирамиды под управлением самого Альберто Дзедды (в концертном исполнении в Москве), и всегда отмечал у нее довольно пронзительные верхние ноты, что сильно портит впечатление от ее вокала, несмотря на приличную колоратурную технику. Кроме того, на этот раз мне совершенно не понравился созданный певицей образ. Возможно, во многом это «заслуга» режиссера, но я убежден, что Семирамида даже в современном антураже должна оставаться сильной величественной женщиной и яркой личностью, она не может выглядеть заурядно, как это было здесь.

Значительно больше мне понравилась меццо Вардуи Абрамян в партии Аршака. Во время каватины мне несколько не хватало у нее густых низов, однако уже в следующем дуэте с Ашшуром эти низы появились. В целом это было вполне достойное исполнение, хотя должен признать, что Аршак Терезы Йерволино в венецианском спектакле был значительно интереснее и ярче.

Злодей Ашшур в исполнении баса-баритона Науэля ди Пьерро произвел неоднозначное впечатление, поскольку совершенно не выглядел злодеем, по крайней мере до своей большой сцены перед финалом оперы, где у него наконец-то появились отсутствовавшие ранее эмоции.

Пожалуй, лучшим в этом спектакле был тенор Антонино Сирагуза, виртуозно исполнивший обе сложнейшие арии Идрена, которые он к тому же украсил многочисленными высокими нотами.

Хорошо справился с партией жреца Ороя бас Карло Чиньи, не вызвали претензий и исполнители второстепенных партий: Мартиниана Антоние (Азема), Алессандро Лучано (Митран), Сергей Артамонов (тень Нина).

В целом вынужден признать, что эта «Семирамида», несмотря на блестящую работу дирижера и в целом все же достойный вокальный уровень, не оправдала моих ожиданий.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot