OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Юлий Цезарь» в театре Ла Скала

Роман Рудницкий, 15 ноября 2019 в 22:38

«Юлий Цезарь» в театре Ла Скала

© Teatro alla scala

 

 

В октябре в театре Ла Скала впервые за последние 72 года был поставлен признанный шедевр Георга Фридриха Генделя — «Юлий Цезарь в Египте». Я побывал на втором спектакле, состоявшемся 21 октября.

Ожидания публики с самого начала были велики, тем более что в партии Клеопатры ожидалась сама Чечилия Бартоли. Однако из-за разногласий с руководством театра она отказалась от участия в этом проекте. В итоге Клеопатру пела Даниэль Де Низ, ранее уже неоднократно исполнявшая эту партию.

Для меня новая постановка была особенно интересна тем, что дирижировал спектаклем выдающийся специалист по барочной опере Джованни Антонини, ранее на фестивале в Зальцбурге представивший «Юлия Цезаря» в максимально полном виде, что в наше время большая редкость. Поскольку эта опера содержит около четырех часов музыки, практически во всех современных постановках ее в той или иной степени сокращают. Увы, Милан не стал исключением: восемь арий, — а это почти час музыки, — не прозвучало вообще. К счастью, дирижер воздержался от уже ставших традиционными купюр внутри музыкальных номеров, разрушающих их характерную для барокко трехчастную структуру.

Режиссер Роберт Карсен избрал характерный для многих современных постановок ироничный подход к барочной опере. Действие он перенес в наши дни, египетский царь Птолемей превратился в арабского шейха, а Цезарь — в некоего современного европейского или американского правителя, влезающего в очередную военную авантюру на Ближнем Востоке ради получения доступа к местной нефти. Это становится окончательно понятно лишь в финале, когда под ликующий хор заключивших соглашение европейцев и египтян на сцене внезапно появляются нефтяные вышки и бочонки с нефтью.

У Карсена много отсылок к старым фильмам, а в начале второго действия под арию Vadoro, pupille герою показывают кадры с разными кинозвездами, сыгравшими в свое время Клеопатру. Вообще в спектакле много интересных находок, однако каждому, кто видел на сцене или в записи другие постановки этой оперы, многое в этой версии покажется знакомым: и Клеопатра, принимающая на сцене ванну, и внезапно воскресающие убитые солдаты Цезаря, да и многое другое.

Интересно, что в постановке участвовало сразу четыре контратенора. Главную партию исполнил Бехун Мета, который был хорош в относительно медленных ариях, однако в самых виртуозных и бравурных (Empio, dirò, tu sei и Quel torrente, che cade dal monte) его голос показался мне недостаточно подвижным.

Довольно странным показался выбор Филиппа Жарусски для партии Секста. Дело в том, что сам Гендель написал эту партию для женского голоса (сопрано Маргериты Дурастанти), а не для кастрата. Существует также авторская версия, где Секста поет тенор, однако никаких разумных оснований, чтобы поручать ее контратенору, не существует. Жарусски обладает ангельски красивым, но не очень большим голосом, более подходящим для духовной музыки, и ему просто не хватало мощи и темперамента, чтобы убедительно сыграть своего персонажа, одержимого жаждой мести за убитого отца.

Зато подлинным героем спектакля стал Кристоф Дюмо в образе коварного и распутного царя Птолемея. Можно сказать, что Птолемей — коронная партия Дюмо, он исполнял ее много раз в самых разных постановках, каждый раз привнося что-то новое. На этот раз его Птолемей был не развращенным властью юнцом, а опытным и привыкшим к интригам суровым бородатым шейхом. Особо порадовало то, что у него единственного присутствовали все написанные Генделем арии.

О вокале четвертого контратенора, Нирено в исполнении Луиджи Скифано, трудно судить, поскольку в данной постановке его лишили единственной арии Chi perde un momento — написанной, правда, лишь спустя шесть лет после премьеры оперы, однако включаемой в большинство современных постановок.

Существенно пострадала и партия Акиллы (Кристиан Сенн), из трех арий которого уцелела лишь последняя, которую певец исполнил вполне прилично.

Лишилась двух наиболее подвижных арий и Корнелия — Сара Мингардо. В результате вся ее партия свелась к знаменитому дуэту с Секстом в финале первого действия и нескольким печальным медленным lamenti, которые она с большим чувством спела своим красивейшим контральто.

Увы, главным разочарованием вечера стала Даниэль Де Низ — Клеопатра. В свое время она произвела на меня в этой партии сильное впечатление в видеозаписи спектакля из Глайндбурна. Однако с тех пор прошло несколько лет, и за это время певица, несмотря на довольно молодой возраст, во многом утратила былую вокальную форму, хотя по-прежнему сохранила артистизм, темперамент и харизму. Тем не менее слушать ее порой было физически тяжело, особенно в тех местах, где она пыталась активно варьировать и украшать пронзительными вставными верхушками da capo своих арий.

Хор театра Ла Скала (хормейстер Бруно Казони), которому в этой опере, правда, почти нечего петь, был традиционно на высоте, как и оркестр театра, на этот раз игравший под руководством маэстро Джованни Антонини на исторических инструментах.

Публика принимала спектакль очень тепло, так что можно надеяться, что в дальнейшем оперы Генделя и его современников будут появляться на сцене Ла Скала регулярно. На следующий сезон уже запланирована новая постановка «Агриппины», а годом позже — «Ариоданта».

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot