OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль Валле д’Итрия. Часть вторая. «Тайный брак»

Роман Рудницкий, 16 августа 2019 в 1:28

Фестиваль Валле д’Итрия. Часть вторая. «Тайный брак»


© Paolo Conserva

 

 

Помимо редчайшей «Гекубы», на фестивале в Мартина-Франке прозвучала гораздо более популярная опера Чимарозы «Тайный брак», также в постановке Пьера Луиджи Пицци. Хотя премьера этого произведения на либретто Джованни Бертати состоялась в 1792 году в Вене, Чимароза является одним из ведущих представителей неаполитанской школы, которой и посвящен нынешний фестиваль, так что обращение к его шедевру было вполне закономерно.

Подробно пересказывать сюжет столь известной оперы не имеет смысла. Напомню лишь, что повествует она о тайно обвенчавшейся влюбленной паре — Паолино и Каролине, о незадачливом графе Робинзоне, приехавшем свататься к ее сестре Элизетте, но внезапно поменявшем планы, об отце девушек Джеронимо и его сестре Фидальме, тайно влюбленной в юного Паолино. В опере всего шесть действующих лиц, хор отсутствует.

Существует легенда, что «Тайный брак» настолько понравился присутствовавшему на венской премьере императору Леопольду II, что он сразу после спектакля угостил всех исполнителей ужином, а затем приказал исполнить специально для него всю оперу на бис. Правда, никаких документальных подтверждений этому факту обнаружить не удалось.

Во всяком случае, опера сразу полюбилась публике, а композитор, вернувшись в родной Неаполь, подготовил для постановки там новую редакцию, добавив или заменив некоторые номера. В частности, начиналась опера теперь не с дуэта главных героев, а с терцета. Кроме того, в Неаполе композитор существенно расширил роль Элизетты, написав для нее целых три новых арии.

Можно было бы ожидать, что на тематическом фестивале, посвященном Неаполю, прозвучит именно неаполитанская версия с несколькими новыми номерами, фактически неизвестная современной публике, или какой-то расширенный вариант с музыкой обеих авторских редакций. Однако постановщики предпочли подготовить собственную версию, взяв за основу общепринятую венскую, к тому же сделав ряд купюр, как минимум в речитативах.

Кроме того, несколько огорчил меня и тот факт, что оркестр для «Тайного брака» на фестивале выбрали традиционный — театра Петруццелли из Бари, хотя оперу того времени было бы гораздо интереснее слушать в исполнении аутентичных коллективов. Ведь фестиваль Валле д’Итрия постоянно сотрудничает с такими оркестрами, и нынешний год не исключение. Несмотря на энтузиазм молодого дирижера Микеле Спотти, звучание оркестра оставалось несколько тяжеловесным, что практически неизбежно при исполнении музыки XVIII века на современных инструментах.

С учетом особенностей сцены палаццо Дукале, где в силу естественных причин затруднена смена декораций, режиссер использовал для «Тайного брака» ту же конструкцию, что и для «Гекубы». Но если в опере Манфроче это был то ли храм, то ли дворец царя Приама, то теперь помещение наполнилось вполне современной мебелью и абстрактной живописью на стенах, превратившись в жилище богатого синьора Джеронимо и его семьи.

Действие оперы у Пицци перенесено в наши дни, герои носят вполне современные костюмы (разработанные самим режиссером), Паолино работает на ноутбуке. Однако, как и в большинстве комических опер, актуализация здесь не вызывает отторжения даже у консервативного зрителя, а каких-то радикальных отклонений от содержания либретто в постановке нет. Разве что герои, оказавшись в нашем времени, позволяют себе несколько более бурно выражать чувства, а довольно молодая еще вдова Фидальма прямо на сцене пытается раздеть полюбившегося ей Паолино.

Режиссер сознательно избегает откровенной буффонады, хотя юмор в постановке присутствует, есть весьма забавные эпизоды. Запомнилось, например, как при попытке побега из дома Паолино берет с собой лишь спортивную сумку, тогда как Каролина выволакивает из своей комнаты необъятный чемодан на колесиках.

Исполняли оперу довольно молодые певцы, показавшие в целом неплохой уровень, хотя не все они понравились мне в равной степени.

Тенор Аласдер Кент первоначально был заявлен на партию Коррадино в Вильдбаде, но предпочел участие в итальянском фестивале. Полагаю, он сделал правильный выбор, поскольку голос у него относительно небольшой и крайне легкий, а верхние ноты показались мне недостаточно звонкими. В партии Паолино он звучал довольно органично, тогда как для Коррадино все же требуется более сильный голос и яркие уверенные верхушки.

Сопрано Бенедетта Торре в партии Каролины, к сожалению, больше порадовала игрой, чем вокалом: голос ее звучал неровно, порой с резкими переходами, особенно в начале оперы. Впрочем, во втором действии она пела уже несколько лучше.

Меццо Ану Викторию Питс я ранее неоднократно слышал на фестивале в Вильдбаде. Испанская певица создала яркий образ еще довольно молодой и весьма озабоченной вдовушки Фидальмы. С партией она также справилась, хотя одна верхняя нота в ее арии показалась мне резковатой.

Мария Лаура Якобеллис в партии Элизетты виртуозные пассажи в своей большой арии исполнила добротно, но без необходимой легкости, да и в целом особого впечатления не произвела.

Пожалуй, самыми яркими участниками этого спектакля стали два баритона: Витторио Прато (граф Робинзон) и Марко Филиппо Романо (Джеронимо). Оба они — блестящие комические артисты. Усиливала комизм и заметная разница в телосложении певцов: высокий поджарый Прато и коренастый Романо. Оба они, в особенности Романо, заслужили самые бурные аплодисменты на поклонах.

В целом же это был довольно интересный спектакль, но все же не до конца оправдавший, в отличие от слышанной накануне «Гекубы», мои ожидания.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии: