OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Rossini Opera Festival. Часть вторая: Первые шаги Россини. «Деметрий и Полибий», «Странный случай»

Роман Рудницкий, 31 августа 2019 в 20:25

Rossini Opera Festival. Часть вторая: Первые шаги Россини. «Деметрий и Полибий», «Странный случай»


© Amati Bacciardi

 

Помимо «Семирамиды» в этом году на фестивале в Пезаро были представлены две ранние оперы Россини: его самый первый опыт «Деметрий и Полибий» и первая большая комическая опера — «Странный случай». Замечу, что между этими двумя сочинениями Россини успел написать одноактный фарс «Брачный вексель», новую постановку которого в Пезаро планируют показать на будущий год.

Хотя «Странный случай» я послушал в день своего приезда в Пезаро, 19 августа, а «Деметрия и Полибия» — 23 августа, в последний день фестиваля, расскажу об этих ранних сочинениях Россини в порядке их создания автором.

История появления первой оперы Россини окружена легендами, чему, как ни странно, поспособствовал и сам автор. Как он рассказывал много лет спустя, «Деметрия и Полибия» он написал в возрасте тринадцати лет, причем долгое время сам не подозревал, что пишет оперу. Начинающий композитор познакомился в Риме с известным тенором Доменико Момбелли, возглавлявшим небольшую семейную труппу, в которую входили также две его дочери, контральто Эстер и сопрано Марианна, а также бас Лодовико Оливьери. Момбелли, как вспоминал Россини, стал время от времени передавать ему фрагменты либретто, заказывая то арию, то дуэт и оплачивая каждый написанный номер отдельно. Последнее выглядит в целом правдоподобно, а вот датировка написания оперы в последнее время вызвала сомнения исследователей: стало известно, что труппа Момбелли обосновалась в Риме лишь в 1810 году, когда Россини было уже не 13, а 18 лет. По всей видимости, именно тогда и произошли описанные им впоследствии события.

Но в этом случае еще больше поражают стилистические различия между этим довольно архаичным, по сути ученическим произведением Россини и поставленным уже на следующий год «Странным случаем», где индивидуальный стиль композитора, знакомый по его последующим шедеврам, узнается сразу.

Поскольку автограф оперы утерян (сохранились лишь фрагменты квартета из второго действия), вопросы вызывает и авторство отдельных номеров, а таже увертюры. Существует вероятность, что часть музыки написал сам Момбелли или кто-то третий по его поручению. Однако утверждать что-то с полной уверенностью нельзя, поскольку знакомый всем стиль Россини на момент написания этой оперы еще не успел сформироваться и отличить его музыку от музыки современников не всегда возможно. Не вызывает сомнения авторство Россини в тех фрагментах, которые он впоследствии использовал в других операх — например, дуэттино Сивена и Лизинги в первом действии, более известный по «Синьору Брускино», или квартет во втором, который композитор частично перенес в «Странный случай».

 


© Amati Bacciardi

 

Но даже в этом раннем сочинении уже прослеживается, пусть и в зачаточном состоянии, характерная для Россини и его последователей структура музыкальных номеров (la solita forma), при которой каждая ария (или дуэт) состоит из нескольких (обычно от двух до четырех) стандартных частей.

Когда бы ни была на самом деле написана эта опера, поставлена она была впервые в римском театре Аполло лишь 18 мая 1812 года, когда Россини стал уже достаточно известным композитором, автором нескольких успешных опер, включая поставленный в Милане с грандиозным успехом «Пробный камень». В последующие годы Момбелли возили оперу по разным городам Италии, иногда исполняя несколько расширенную редакцию с добавлением двух второстепенных персонажей, каждый из которых получил по арии неизвестного авторства.

В оригинальной версии оперы, которая и была представлена на нынешнем фестивале, всего четыре героя. Сюжет ее выглядит по современным меркам довольно нелепо, хотя вполне соответствует традициям оперы-сериа. Царь Парфии Полибий воспитал юного Сивена, которого любит как сына и намеревается сделать наследником, женив на своей дочери Лизинге. Появившийся внезапно посланник царя Сирии Деметрия Эвмен требует, чтобы Полибий немедленно отдал Сивена ему. Тот отказывается, и тогда Эвмен устраивает похищение Сивена. Однако по ошибке его люди уводят вместо Сивена его невесту Лизингу. Полибий и Сивен спешат на выручку, и тут выясняется, что Эвмен на самом деле — сам Деметрий, родной отец Сивена. Цари заключают мир, а молодые люди наконец могут пожениться.

В Пезаро эта опера впервые прозвучала в 2010 году, постановку на сцене театра Россини осуществил режиссер Давиде Ливерморе. На нынешнем фестивале было предложено возобновление постановки, имевшей в свое время большой успех (возобновление подготовила Алессандра Премоли). Признаюсь, что мне всегда нравилось творчество этого итальянского режиссера, поставившего на фестивале в Пезаро несколько опер. Он не перегружает свои постановки какими-то тайными смыслами, однако они всегда очень оригинальны и изобретательны, везде четко виден индивидуальный почерк Ливерморе. Достаточно вспомнить его «Кира в Вавилоне», стилизованного под немое кино начала XX века, или уморительную «Итальянку в Алжире» в стилистике американских комедий 1960-х годов.

На этот раз перед зрителями предстает как бы перевернутая сцена современного театра, где только что завершилось представление какой-то оперы. Артисты постепенно расходятся, работники сцены разбирают декорации, пожарный курит прямо на сцене. В общем, обычные театральные будни. Но сцена пустеет, наступает ночь, и тут в театре появляются призраки в костюмах 1810-х годов (возможно, это семейство Момбелли никак не может расстаться с театром), которые начинают разыгрывать сюжет первой оперы Россини. Спектакль наполнен спецэффектами: призраки исчезают, вновь появляются в неожиданных местах, двоятся, возникают в зеркалах, воспламеняются, летают в воздухе… Но вот наступает утро, призрачное действо заканчивается, а на сцене театра начинает готовиться к вечернему спектаклю теперь уже балетная труппа.

Спектакль Ливерморе чрезвычайно красив и поэтичен. Единственное, что немного мешало восприятию — это обилие посторонних шумов под музыку, вызванных сложной машинерией.

В нынешнем возобновлении постановки партию Лизинги исполнила давняя любимица местной публики Джессика Пратт, вполне предсказуемо имевшая оглушительный успех. Мне показалось, что в первом действии она звучала чуть напряженно, полностью раскрывшись лишь в большой арии из второго действия, но в целом это было исполнение высочайшего уровня.

Однако даже большее впечатление произвела на меня своим идеально ровным, чистым голосом и безупречной техникой молодая певица Чечилия Молинаро в партии Сивена.

Аргентинский тенор Хуан Франсиско Гатей (Деметрий-Эвмен) не может похвастаться особо красивым и запоминающимся тембром, однако он техничен, обладает довольно большим диапазоном, весьма убедителен на сцене.

Молодой бас Риккардо Фасси, напротив, выглядел несколько скованно, но у него достаточно подвижный голос, приятный тембр, хорошие низы.

Филармоническим оркестром Джоакино Россини дирижировал Паоло Арривабени, в спектакле также участвовал хор Театро дела Фортуна М. Агостини под управлением Мирки Рошани.

 

Опера «Странный случай» (Lequivoco stravagante) была написана в 1811 году, то есть, по последним данным, на следующий год после «Деметрия и Полибия», но по характеру музыки это уже вполне типичный Россини.

В прошлом году мне довелось послушать это произведение в Вильдбаде, о постановке я писал, но все же позволю себе напомнить сюжет оперы и ее весьма краткую сценическую судьбу.

Разбогатевший фермер Гамберотто нашел для своей начитанной, но явно недалекой дочери подходящего жениха — напыщенного франта Бураликкьо. В Эрнестину влюблен и бедный юноша Эрманно, который при помощи Фронтино и Розалии, слуг Гамберотто, получает у него в доме место учителя философии. Ревнивый Бураликкьо требует прогнать учителя, явно оказывающего его невесте чрезмерное внимание, но хитрый Фронтино придумывает план, как помочь влюбленному: Бураликкьо находит подметное письмо, из которого следует, что Эрнестина на самом деле — переодетый женщиной кастрат Эрнесто, сын Гамберотто, к тому же скрывающийся от армии. Мстительный Бураликкьо немедленно доносит на «дезертира», Эрнестину уводят солдаты, но Эрманно удается организовать побег возлюбленной. Обман раскрывается, жених с позором изгнан, а Гамберотто благословляет брак дочери с Эрманно.

Выросшие в деревне Гамберотто и Эрнестина усиленно стараются сойти за интеллектуалов, говоря подчеркнуто высоким слогом, но постоянно путают слова. Написанное Гаэтано Гасбарри либретто изобилует весьма двусмысленными шутками, часто ниже пояса, построенными на неправильном употреблении различных «умных» слов: герои говорят об одном, но зритель слышит нечто совсем другое. Вообще обращает на себя внимание, что все герои оперы, за исключением разве что пары слуг, отнюдь не блещут интеллектом. Такой контраст с будущим «Севильским цирюльником», где, напротив, каждый из персонажей по-своему умен и пытается перехитрить других!

 


© Amati Bacciardi

 

Еще до премьеры цензура потребовала многое изменить в либретто, но каким-то образом опера, несмотря на скандальный сюжет и все еще сохранившиеся в тексте скабрезные шутки, все же была допущена к исполнению. Правда, радость композитора продолжалась недолго: после третьего спектакля его сочинение запретили.

В дальнейшем Россини использовал значительную часть музыки «Странного случая» для последующих произведений, прежде всего для «Пробного камня», куда он полностью перенес блестящее рондо Эрнестины, а также ряд других фрагментов.

На арене Витрифриго в Пезаро оперу поставила режиссерская команда, известная своими довольно смелыми работами: Мойше Ляйзер и Патрис Корье. Учитывая весьма двусмысленный сюжет самой оперы, от постановки можно было ожидать чего угодно. Конечно, режиссеры оказались верны себе и уже во время интродукции показали во всех подробностях любовную сцену между слугами, без которой вполне можно было обойтись, но все-таки в целом спектакль оказался далеко не таким провокационным, как я ожидал. Как ни странно, режиссеры обошлись на этот раз и без актуализации, воссоздав на сцене обстановку времен Россини. При этом, как бы подчеркивая нелепость самих героев и всего происходящего с ними, постановщики наградили всех их бутафорскими накладными носами.

Декорации на протяжении спектакля почти не менялись. Все это время перед нами было одно и то же помещение в доме нувориша Гамберотто с пестрыми обоями на стене и огромной картиной, изображающей стадо коров — явное напоминание о крестьянском прошлом героев. Однако во втором действии картина внезапно начала двигаться и постепенно превратилась в реальный сельский пейзаж за окном, а затем через это окно вернулась в отцовский дом сбежавшая из тюрьмы Эрнестина.

Среди исполнителей в первую очередь хочется отметить контральто Терезу Йерволино в образе глуповатой, хоть и довольно начитанной главной героини. Эту певицу я слышал неоднократно, но до сих пор исключительно в брючных партиях. Во всех этих постановках она демонстрировала мощный темперамент, здесь же перед ней стояла другая задача — изобразить героиню скованной, бесхарактерной, привыкшей всегда и во всем полагаться на чужое мнение. Безусловно, ей это удалось. Йерволино продемонстрировала комедийный талант, о наличии у нее которого я раньше не подозревал.

Хороши были и два опытных баса-буффо — Паоло Бордонья в партии самодовольного богача Гамберотто, тщетно старающегося избавиться от деревенских привычек, и Давиде Лучано, блестяще сыгравший глупого и напыщенного Бураликкьо.

Несколько бледно на их фоне выглядел тенор Павел Колгатин (Эрманно), не порадовавший ни особо выдающимся тембром, ни головокружительными колоратурами. Впрочем, назвать его выступление провальным тоже нельзя, в целом певец с задачей справился, хотя хотелось большего.

Зато исполнители второстепенных партий тенор Мануэль Амати (Фронтино) и особенно сопрано Клаудия Мускио (Розалия) произвели хорошее впечатление.

Карло Рицци дирижировал Национальным симфоническим оркестром RAI ярко, с пониманием россиниевского стиля. Не вызвал нареканий и хор театра Вентидио Бассо под управлением Джовани Фарины.

В целом же если «Семирамида» не вполне оправдала ожидания и произвела двойственное впечатление, то постановки двух ранних опер Россини безусловно можно отнести к удачам нынешнего фестиваля.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot