OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть третья. Неаполитанское барокко: Винчи, Селлитти, Порпора и другие

Роман Рудницкий, 17 августа 2019 в 1:11

Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть третья. Неаполитанское барокко: Винчи, Селлитти, Порпора и другие

© Clarissa Lapolla

 

Поскольку нынешний фестиваль был посвящен неаполитанской оперной школе, неудивительно, что много внимания там уделили времени расцвета этой школы — первой половине XVIII века.

В рамках одного из самых оригинальных проектов фестиваля — «Опера в массерии» — были показаны два интермеццо неаполитанских композиторов. Массерия — это типичная для Апулии то ли ферма, то ли загородная усадьба с весьма своеобразной архитектурой, и каждый год одну из фестивальных постановок возят по окрестностям Мартина-Франки и близлежащих городов, разыгрывая спектакль в различных массериях. Так, 2 августа оперы шли в массерии Сан-Микеле в паре километров от города.

 

© Clarissa Lapolla

 

Напомню, что барочные интермеццо — это короткие комические оперы, обычно длительностью около 40 минут каждая. Исполнялись они между актами или сценами той или иной оперы-сериа. Иногда композиторы сами писали интермеццо к собственным серьезным операм, иногда их сочиняли другие авторы. Бывало и такое, что одно полюбившееся публике интермеццо исполнялось с разными операми. Безусловно, самым известным образцом жанра является «Служанка-госпожа» Перголези, написанная им как дополнение к собственной «настоящей» опере «Гордый пленник», однако подобных произведений существует довольно много. Обычно в них всего двое главных героев (как правило, бас и сопрано) и один-два второстепенных персонажа без пения. Довольно часто герои интермеццо участвуют и в действии основной оперы в качестве слуг героев, но иногда сцены с их участием никак не связаны с основным сюжетом.

Два интермеццо, предложенные на нынешнем фестивале, были объединены общей темой: речь в них шла о врачах и пациентах. Первое из них принадлежит одному из крупнейших композиторов неаполитанской школы Леонардо Винчи. Интермеццо «Эригетта и дон Килоне, или Мнимый больной» композитор написал для собственной оперы «Эрнелинда», впервые поставленной в Неаполе в 1726 году.

Речь в этой короткой комедии идет о молодой вдове, мечтающей снова выйти замуж. Эригетта положила глаз на ипохондрика дона Килоне, которому врачи не рекомендуют жениться. Переодевшись доктором, Эригетта дает доверчивому пациенту прямо противоположный совет. Он с радостью соглашается, однако вскоре горько жалеет о своем решении, когда молодая жена начинает транжирить его состояние, в то время как его здоровье так и не меняется к лучшему. В итоге оба решают расстаться, но предусмотрительная Эригетта сохраняет за собой право распоряжаться имуществом мужа. Дону Килоне же достаточно того, чтобы его наконец оставили в покое.

Интересно, что в нынешней постановке самой опере предшествовала большая увертюра, позаимствованная, по всей видимости, из какого-то серьезного произведения Винчи (возможно, из «Эрнелинды»). Увы, в программке к спектаклю о происхождении этой увертюры ничего не сказано.

Во втором интермеццо — «Находчивая вдова, или Друзилла и Страбоне» малоизвестного композитора Джузеппе Селлитти, исполнявшемся без антракта после первого и теми же певцами, героиней вновь была мечтающая о новом замужестве вдовушка, теперь уже по имени Друзилла. В качестве же «жертвы» она на этот раз выбрала богатого доктора Страбоне и сама притворилась больной, чтобы привлечь его внимание. Несмотря на заигрывания привлекательной молодой женщины, доктор наотрез отказывается жениться. Тогда Друзилла (отмечу, что певица пару раз по ошибке вновь представилась как Эригетта) переодевается своим братом-близнецом, который угрозами вынуждает доктора жениться на сестре.

Это интермеццо было написано в 1735 году для исполнения в антрактах оперы «Демофоон» — коллективного сочинения Леонардо Лео, Франческо Манчини, Доменико Натале Сарри и самого Селлитти.

Поставил нынешний спектакль режиссер Давиде Гаспарро, декорации и костюмы разработала Мария Паола Франческо. Обе оперы исполнялись в одних декорациях, представляющих собой гигантскую кровать с балдахином. В этой кровати в первой части спектакля лежал мнимый больной дон Килоне, а позднее его место заняла ожидающая доктора Друзилла. Только в заключительной сцене второго интермеццо, в которой переодетая офицером Друзилла вызывает доктора на поединок, кровать превратилась в боксерский ринг, а вместо дуэли герои почему-то решили заняться боксом.

Как ни странно, музыка второго интермеццо, написанного ранее незнакомым мне композитором, произвела на меня даже более сильное впечатление, чем сочинение Винчи. Во многом это заслуга весьма изобретательной оркестровки Селлитти. Так, в одной из своих арий Друзилла жалуется доктору на проблемы с сердцем, а оркестр в это время виртуозно имитирует ее нарушенное сердцебиение.

Партии дона Килоне и дона Страбоне исполнил известный бас-буффо Бруно Таддиа. Он хорошо справился со своими ролями, но голос его показался мне недостаточно подвижным для музыки барокко, а верхние ноты звучали довольно резко.

Обеих хитрых вдовушек должна была петь сопрано Лавиния Бини, однако из-за простуды она вынуждена была лишь играть на сцене, в то время как вокальные партии исполняла с листа другая певица — Мария Силеккио. Голос у нее довольно легкий, достаточно подвижный, но не слишком интересного тембра. Все же она вполне справилась со сложной задачей и спасла спектакль, который иначе, по всей видимости, пришлось бы отменить.

Сабино Манцо исполнял партию клавесина и дирижировал ансамблем старинных инструментов Cappella musicale Santa Teresa dei Maschi.

На следующий день уже в самой Мартина-Франке состоялось первое в наши дни исполнение пастиччо Николы Антонио Порпоры «Орфей». Это произведение, впервые представленное в 1736 году в лондонском Королевском театре на Хеймаркете, считалось одним из самых успешных сочинений в свое время знаменитого композитора, творчество которого в последнее время вызывает все больший интерес у любителей барокко. Так, мне уже довелось ранее присутствовать при исполнении его опер «Полифем» и «Германик в Германии».

В «Орфее» Порпоры путешествию героя в подземное царство уделен лишь краткий эпизод в третьем действии, после чего Плутон возвращает ему возлюбленную без каких-либо дополнительных условий. Первые два действия — это традиционные для барочной оперы выяснения отношений между Орфеем, его возлюбленной Эвридикой, влюбленным в Эвридику царем Аристеем и покинутой Аристеем ревнивой Автоноей. Завершается же опера счастливым воссоединением обеих пар — Орфея с Эвридикой и Аристея с Автоноей.

Помимо музыки самого Порпоры, в опере присутствуют арии Иоганна Адольфа Хассе, Леонардо Винчи, Франческо Арайи, Франческо Марии Верачини и Джеминиано Джакомелли, причем тексты написанных ранее арий были адаптированы к новому либретто, написанному Паоло Ролли. Главные партии создавались для двух выдающихся певцов-кастратов того времени Фаринелли и Сенезино, а также для знаменитой примадонны Куццони.

Опера содержит множество интересных страниц. Так, хотелось бы отметить довольно необычную арию Эвридики Fasto altero vero amore (Хассе) из первого действия, с непривычно резкими сменами темпа внутри первой и третьей частей. Очень оригинальная развернутая сцена Орфея и Эвридики завершает первое действие. Также удивило, что в финале второго действия, узнав о гибели возлюбленной, Орфей поет не медленное печальное ламенто, как это наверняка было бы у Генделя, а бравурную арию Vado seguendo amore (также принадлежащую Хассе).

Хотя со сцены Палаццо Дукале опера прозвучала всего один раз, это было не концертное исполнение, а полноценная постановка с богатыми историческими костюмами — тонкая стилизация под театр XVIII века. Осуществил ее режиссер Массимо Гаспарон, в двух других фестивальных работах выступавший в качестве ассистента Пьера Луиджи Пицци. Гаспарон был также сценографом и художником по костюмам этой постановки. Всего в опере три пары героев, и две из них — Плутона с Прозерпиной и Аристея с Автоноей — режиссер нарядил в нарочито похожие костюмы.

Заглавную партию исполнил молодой итальянский контратенор Раффаэле Пе. Несмотря на большой успех, который он имел у публики, мне его голос показался не слишком интересным, в первую очередь из-за довольно неоднородного звучания и специфического призвука на высоких нотах. Зато стоит отметить, что Пе продемонстрировал внушительный диапазон, исполнив отдельные пассажи полнозвучным баритоном.

Анна Мария Сарра (Эвридика) также не произвела особого впечатления — голос у нее небольшой, а верхние ноты звучат довольно пронзительно.

Гораздо больше мне понравился второй контратенор — Родриго Соза даль Поццо, выступивший в партии соперника героя Аристея. У него гораздо более однородный голос приятного тембра и хорошая колоратурная техника, в полной мере продемонстрированная в виртуозной арии Cacciator di lento piede, принадлежащей перу Франческо Марии Верачини.

Заслуживает всяческих похвал и колоратурное меццо Федерика Карневале, исполнившая партию ревнивой царевны Автонои.

Вполне положительное впечатление произвели и исполнители относительно небольших (всего по две арии у каждого), но достаточно сложных партий подземных богов: бас Давиде Джангрегорио (Плутон) и в особенности сопрано Джузеппина Бриделли (Прозерпина).

Выдающийся специалист по опере барокко Георгий Петру дирижировал аутентичным оркестром Armonia Atenea.

Спектакль записывался для последующей трансляции по итальянскому радио, однако огорчило, что я не увидел во дворе Палаццо Дукале видеокамер. Хотелось бы, чтобы эта чрезвычайно красивая историческая постановка ранее не исполнявшейся оперы стала доступна также и на видео.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot