OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Киева > «Норма» в Национальной опере Украины

Ирина Иванова, 5 февраля 2018 в 18:35

«Норма» в Национальной опере Украины

Норма и Адальджиза  © Lena Belkina

 

Выступления Людмилы Монастырской в партии Нормы ждали в Киеве еще с прошлого сезона. Тогда же появились слухи о том, что партию Адальджизы исполнит Лена Белкина. И вот, по прошествии года, дебют состоялся.
Премьера постановки оперы Беллини в Национальной опере Украины была еще в 2007 году, и с тех пор спектакль идет раз-два в сезон. Проблема — в отсутствии соответствующих голосов на сольные партии, особенно Поллиона и Адальджизы. Лично я ходила на эту оперу у нас всего один раз и поняла, что только известные имена могут заставить меня прийти еще раз.
Режиссером спектакля выступил наш негласный руководитель оперной труппы, он же главный режиссер — Анатолий Соловьяненко. Сын великого украинского певца Анатолия Соловьяненко стал «нашим главным» в юном возрасте. В прессе он постулирует, что современная режиссура основывается только на пиаре, а сам он опирается на классиков прошлого, в основном на Франко Дзеффирелли. Поэтому все его постановки носят очень буквальный характер, сказано «друиды», — значит друиды. Увы, при этом разработка образов, мизансцен, работа со сценическим движением, его интересует мало. В основном певцы стоят, сложив руки или воздев их к небу, изредка совершая пробежки по сцене. Только внутреннее ощущение артистом роли помогает подняться над статичностью спектакля и показать развитие персонажа.
Сценография Андрея Злобина и костюмы Анны Ипатьевой поддерживают представление режиссера о том, как должны были одеваться галлы и как должен был выглядеть их храм. В их воображении они окружали себя идолами, смесью скифских баб и голов с острова Пасхи. Жизнь галлов была сера, поэтому они одевались в «шотландку», причем все, кроме жриц. Зато жрицы щеголяют в красной парче (а дома — в «черном с золотом»), по моде XI-XII веков. Отдельно хочется отметить неудачный грим у большинства героев (Лена Белкина явно собой занималась сама). Из комичного хочется упомянуть охранников в храме, вытаскивающих Поллиона на сцену, которых почему-то облачили в полные медвежьи шкуры с ног до головы, и странный аттракцион опускания трех ступенек, для чего двое дюжих ребят минуты три крутят колесо перед «Саsta diva».

А теперь о прекрасном. Я действительно благодарна театру за этот вечер, за абсолютное наслаждение гениальной музыкой, за то, что оркестр поддерживал певцов, нигде не глушил, нигде не расходился, замечательные инструментальные соло. Единственный недостаток — несколько походя сыгранная увертюра. Считаю, что это было одно из лучших выступлений оркестра под управлением Николая Дядюры из тех, что я слышала.
Я остаюсь при своем мнении, что Норма-одна из двух, трех лучших партий Людмилы Монастырской. Не могу сказать, что не было проблем (в первом акте на верхах немного истончался голос и чувствовалась, что бережет силы), но второй акт, эта мощь и красота голоса, это совершенное проживание образа, идеальное пиано на «Son io» и в зависшей тишине падающий нож оставляют впечатление навсегда. Хочется сразу сказать о замечательном взаимодействии в дуэтах между двумя главными героинями, голоса хорошо сочетаются, всё было спето очень точно, все унисоны прозвучали. Какая была «Mira, o Norma»!

 

Людмила Монастырская © imgartists

 

Для Лены Белкиной это было первое обращение к партии Адальджизы и оно прошло очень успешно. Тоже немного не распелась вначале, но сразу виден полностью осмысленный образ, поставлены нужные акценты, эмоциональная наполненность. Влюбленная девушка, мятущаяся между долгом, дружбой и любовью, всё хорошо читалось. И, конечно, приятно слышать правильную белькантовую технику. Голос не такой большой как у Монастырской, но при всех особенностях акустики нашего зала был везде слышен. Отличная дикция и наполненность звука во всех регистрах. Жаль, что все повторы были обрезаны, ведь жадный зритель хочет слушать прекрасное дольше.

 

Лeна Белкина © Lena Belkina

 

В этом царстве прекрасной музыки пытался испортить картину единственный исполнитель роли Поллиона в нашем театре Сергей Пащук. Тяжело описать все недостатки голоса, о которых знают все постоянные зрители нашего оперного театра, но, увы, замены нет, хоть и слушать его физически тяжело. К тому же артист абсолютно не сценичен, и понять, из-за чего такие две прекрасные дамы так по нему страдают, очень тяжело. Увы, его усилиями финальный терцет первого акта полностью развалился.

В этот вечер театр был забит битком, и такая атмосфера ожидания прекрасного и встречи с реальностью вылилась в оглушительные овации для главных героинь и громкое «бу» (впервые в нашем театре) для главного героя и главного режиссера, который по случаю резонансного спектакля решил выйти на сцену.

Комментарии: