OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Африканка» как космоопера (о премьере во Франкфурте)

Роман Рудницкий, 4 марта 2018 в 3:31

«Африканка» как космоопера (о премьере во Франкфурте)

© Monika Rittershaus

 

В последние годы в мире заметно возрос интерес к творчеству Джакомо Мейербера и в особенности к его последней опере  «Африканкa» (оригинальное название — «Васко да Гама»). Я сам 25 февраля послушал эту оперу в театре уже в четвертый раз. Из трех предыдущих особенно хочется отметить постановку в Хемнице 2013 года, где опера была впервые исполнена в почти полном виде по новому, критическому изданию. Спектакль, продолжавшийся около пяти часов, стал одним из ярчайших событий моей театральной жизни. Позже были еще постановки в Венеции (со звездным составом, но по старому изданию и с многочисленными купюрами) и в Берлине.

Мейербер работал над своей последней оперой долго — примерно с 1838 года и до самой своей смерти в 1864 году. За это время либретто неоднократно переписывалось, менялись имена героев, менялось место действия. Первоначально главным героем был безвестный португальский офицер, а значительная часть действия действительно происходила в Африке, однако по ходу работы над оперой было решено сделать героем знаменитого мореплавателя Васко да Гаму, а саму оперу назвать его именем. Соответственно, место действия последних сцен сместилось из Африки на некий остров где-то по пути в Индию, по описанию в тексте либретто похожий на Мадагаскар (но при этом почему-то населенный индусами, поклоняющимися Браме и Шиве).

Мейербер перед смертью фактически завершил работу, не успев написать только увертюру и обязательный для Парижской оперы балетный дивертисмент. Однако подготовку партитуры к премьере поручили бельгийскому музыковеду Франсуа Жозефу Фетису, который сделал в ней множество сокращений и даже некоторые перестановки. Кроме того, именно благодаря Фетису опера была впервые поставлена под названием «Африканка», хотя героиня в окончательной версии либретто уже не имела к Африке никакого отношения.

В последующие годы опера исполнялась исключительно в редакции Фетиса и под неудачным названием, к тому же обычно с дополнительными купюрами. Правда, стоит отметить, что в известной постановке из Сан-Франциско, изданной на DVD, присутствует пара фрагментов, которых у Фетиса нет: индийский марш в начале четвертого действия и ария Инес в начале пятого.

Оригинальная версия Мейербера впервые была представлена в Хемнице, позднее, в чуть сокращенном виде — в Берлине. Франкфуртская постановка также основывается на новом, критическом издании, но в ней, как и в берлинской, присутствовали купюры — в общей сложности примерно полчаса музыки. Особенно пострадала партия Нелюско: сильно сокращена его первая ария Fille des rois, а от знаменитой баллады об Адамасторе остался всего один куплет (Мейербер написал три куплета, но во всех ранее слышанных мной вариантах, включая спектакль в Хемнице, исполнялось два). Сокращена массовая сцена в начале третьего действия, в частности не было молитвы к святому Доминику, которая, возможно, плохо увязывалась с режиссерской концепцией. Отсутствовал также финал четвертого действия Remparts de gaze (странная купюра, сделанная также в свое время в Сан-Франциско), а от сольной сцены Инес, открывающей пятое действие, оставили только речитатив, купировав целиком собственно арию.

Зато во Франкфурте полностью исполнили финал третьего действия с ансамблем, не вошедшим в версию Фетиса. Финал оперы также прозвучал в расширенном виде по сравнению с традиционной версией, с арией Селики Ô moment enchanteur, которая ранее звучала только в Хемнице и отсутствовала даже в Берлине.

Во Франкфурте решили поставить оперу под двойным титулом: «Африканка — Васко да Гама». Хотя логичнее, наверное, было бы назвать то, что я увидел, «Марсианкой» или как-то в этом роде. Режиссер Тобиас Крацер перенес действие в космос и на неизвестную планету, обитатели которой подозрительно похожи на персонажей нашумевшего в свое время фильма «Аватар».

Напомню, что в либретто Скриба речь идет о событиях конца XV века. Первые два действия происходят в Лиссабоне, третье — на корабле дона Педро, четвертое и пятое — на острове Селики (предположительно Мадагаскаре). Васко привозит из экспедиции двух купленных на рынке невольников — Селику и Нелюско. Селика тайно влюблена в Васко, Нелюско же его ненавидит. Васко просит отправить его в новую экспедицию, но стараниями дона Педро его бросают в тюрьму, а экспедицию вместо него возглавляет сам дон Педро, получивший к тому же в жены возлюбленную Васко Инес. В дальнейшем дона Педро убивают туземцы, а Васко и Инес оказываются на острове, где ситуация резко меняется: здесь уже Селика — королева, а европейцы — ее пленники. Однако Селика, убедившись в силе взаимной любви Васко и Инес, отпускает их в Европу, а сама кончает жизнь самоубийством, вдыхая аромат ядовитого манхиниллового дерева (растущего, правда, преимущественно во Флориде, а не в Африке и не на Мадагаскаре).

Но это у Скриба. А что же у Крацера? В первом действии перед нами современный офис, судя по всему — какой-то центр управления полетами. Здесь работает Инес, ожидающая возвращения из космоса своего возлюбленного Васко. По офису разгуливают сотрудники, сюда же на экскурсию приводят группу детей, им показывают разные приборы и модели космических кораблей. Приходит ложное известие о гибели Васко вместе с командой, однако вскоре появляется и он сам, а вместе с ним — пара забавных синих гуманоидов.

Во втором действии, происходящем по либретто в тюрьме, выясняется, что инопланетяне умеют читать мысли (Селика указывает Васко правильный путь к своей планете без помощи каких-либо карт) и открывать двери без ключа (их содержат в разных камерах, однако гуманоиды легко проникают к Васко).

Соответственно, все третье действие происходит на космическом корабле, а четвертое и пятое — на планете Селики. Не вполне ясно, правда, каким образом инопланетяне захватывают космический корабль, находящийся в открытом космосе. Ведь никаких намеков на посадку корабля не было, а в оригинальном либретто обычный корабль дона Педро островитяне атакуют в море неподалеку от побережья. Но оставим это на совести режиссера.

В целом такую концепцию можно принять, да и смотрелась постановка с интересом. Если уж пытаться сделать эту оперу близкой современному зрителю, то, наверное, только так. Ведь все экзотические острова давно открыты, но человека по-прежнему манит неизвестное. И современный Васко да Гама — это, наверное, Илон Маск, который, так же как и оперный Васко, мечтает о новых неизведанных мирах, и которого скептики тоже считают безумцем или шарлатаном.

Однако два момента в финальной сцене вызвали у меня резкое неприятие, практически перечеркнув в целом положительные впечатления от виденного ранее. Во-первых, Селика, надышавшись испарениями ядовитого дерева (оно присутствовало и в этой постановке, хоть и было спрятано в большой стеклянный ящик), начинает бредить, и вот в бреду она видит, как по небу летит Васко в скафандре. Селика тянет к нему руки, а затем и сама поднимается к нему, он ее обнимает, но внезапно сон прерывается, видение исчезает, а Селика просыпается под деревом. В этот момент становится очевидно, что летала над сценой дублерша. Возможно, задумка интересная, но летающий в скафандре Васко выглядел слишком комично, к тому же даже с моего последнего яруса был очень хорошо виден толстый трос, на котором к нему поднималась статистка-«Селика».

И второй нелепый эпизод — уже в самом конце. Селика умирает, звучит завершающий оперу двойной хор духов и островитян (в нашем случае — гуманоидов), и в этот момент на сцену буквально вваливается отряд космонавтов все в таких же скафандрах, а возглавляющий их Васко торжественно втыкает в сцену флаг с изображением Земли. Опять же, идея режиссера вполне прозрачна, но выглядит это довольно нелепо и резко диссонирует с возвышенной музыкой финала.

Публика реагировала на постановку по-разному, в адрес режиссера звучали как одобрительные, так и осуждающие возгласы, и мне все-таки были ближе вторые, главным образом из-за двух эпизодов, описанных выше.

Среди певцов, безусловно, выделялся тенор Майкл Спайрз (Васко да Гама), на сегодняшний день один из интереснейших исполнителей французской оперы и итальянского бельканто. У него довольно своеобразная техника, особенно это касается высоких нот с активным использованием микста — смешанного регистра, что звучит несколько непривычно для современного слушателя, хотя вполне соответствует стилистике исполняемой им музыки. Его Васко звучал более лирично, чем у большинства слышанных ранее исполнителей, но при этом не менее интересно.

Несколько противоречивые впечатления оставила Клаудия Манке — Селика. У певицы сильный голос и большой артистический талант, но мне сильно мешало чересчур резкое, пронзительное звучание на форте.

Значительно больше понравилась Кирстен Маккиннен — Инес. У певицы сильный и красивый голос, хорошая техника, к тому же она достаточно артистична. Очень жаль, что не удалось услышать ее арию из пятого действия Fleurs nouvelles, arbres nouveaux.

Брайан Маллиган (Нелюско) почти не запомнился, хотя это одна из самых интересных и противоречивых фигур в опере. Отчасти в этом следует винить постановщиков, радикально сокративших два из трех его сольных номеров, но отчасти и самого певца, не убедившего ни вокалом, ни игрой.

Достойно, но без особых откровений справились исполнители второстепенных партий: Андреас Бауэр (Дон Педро), Томас Фолкнер (Дон Диего), Магнус Балдвинссон (Великий инквизитор и Верховный жрец Брамы).

Хорошо звучали хор и оркестр Франкфуртской оперы (хормейстер Тильман Михаэль, дирижер Антонелло Манакорда).

В целом довольно любопытный спектакль, но все же далеко не самая удачная версия этой оперы из тех, что мне довелось услышать в театpe.

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot