OperaTime.ru

Главная > Рецензии > XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть первая. «Танкред»

Роман Рудницкий, 28 июля 2019 в 2:07

XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть первая. «Танкред»


© Patrick Pfeiffer

 

 

В этом году фестиваль Россини в Вильдбаде предложил обширную и непривычно разнообразную программу. Если в прошлом году на фестивале можно было услышать практически исключительно музыку самого Россини, то на этот раз помимо двух россиниевских опер прозвучали сразу три произведения его современников: Майра, Гарсии и Мейербера. А обе россиниевские оперы исполнялись в очень непривычных авторских редакциях.

Первой оперой, которую я посетил по прибытии в Бад-Вильдбад 25 июля, стал «Танкред». Как ни странно, этот признанный шедевр композитора, который Стендаль считал лучшей оперой Россини и ставил выше «Севильского цирюльника», никогда раньше здесь не звучал. Нынешнюю постановку осуществил интендант Йохен Шёнлебер, причем первоначально он поставил оперу в Кракове, а уже затем перенес в Вильдбад в качестве гастрольных спектаклей.

«Танкред» — первая серьезная опера Россини и его первый настоящий триумф. Либретто написал Гаэтано Росси, на тексты которого на нынешнем фестивале были исполнены еще две оперы — «Музыкальная академия» Майра и «Ромильда и Костанца» Мейербера. В основу «Танкреда» была положена одноименная трагедия Вольтера, но по традиции того времени оригинальный трагический финал со смертью героя поэт заменил счастливым.

Опера впервые прозвучала 6 февраля 1813 года в венецианском театре Ла Фениче и быстро обрела заслуженную популярность. Правда, финал венецианская публика смогла услышать лишь на третьем спектакле: первые два пришлось прервать посреди второго действия из-за нездоровья обеих примадонн.

При постановке в Ферраре, состоявшейся в марте того же года, Россини попытался вернуться к оригинальному финалу Вольтера и написал для умирающего героя новое ариозо, однако публика не оценила его новаторство: буквально через пару представлений от трагического финала пришлось отказаться, вернувшись к первоначальному венецианскому. Впоследствии Россини неоднократно перерабатывал партитуру, однако неизменно сохранял оригинальный хэппи-энд.

Напомню сюжет оперы. Два знатных жителя Сиракуз, Арджирио и Орбаццано, решили положить конец давней вражде, и в знак примирения Арджирио готов отдать в жены Орбаццано свою дочь Аменаиду. Однако та давно любит изгнанника Танкреда, и эти чувства взаимны. Танкред тайно проникает в Сиракузы, но в руки Орбаццано попадает перехваченное любовное письмо Аменаиды, и благодаря неудачному стечению обстоятельств все, включая Танкреда, решают, что оно адресовано их общему врагу — сарацину Соламиру. Аменаиду ждет смерть, если какой-нибудь рыцарь не сразится за нее с Орбаццано. Конечно, Танкред принимает вызов, убивает Орбаццано, но сам при этом продолжает верить в неверность любимой и с горя отправляется на битву с сарацинами. А дальше возможны варианты: либо он возвращается с победой, убеждается в верности Аменаиды и опера заканчивается всеобщим ликованием, либо герой получает смертельное ранение и истекает кровью на руках у возлюбленной.

Хотя «Танкред» а наше время нечасто звучит на сцене, практически каждому любителю оперы известна кабалета героя Di tanti palpiti. Согласно легенде, которую передает Стендаль, композитор сочинил эту музыку ровно за четыре часа — за то время, пока на кухне готовилось ризотто. Однако факты говорят иное: Россини всего лишь слегка переработал написанную ранее кабалетту Клариче из «Пробного камня» Eco pietosa. Из той же оперы он позаимствовал и увертюру для «Танкреда». Интересно, что знаменитую впоследствии каватину при первых постановках исполняли далеко не всегда: некоторые исполнительницы заглавной партии предпочитали петь вместо нее альтернативную арию Россини Dolci d’amor parole, другие же вставляли полюбившиеся им сочинения других композиторов.

Поскольку насчитывается не менее пяти авторских (или как минимум санкционированных автором) редакций оперы, до последнего момента сохранялась интрига: какую из них предложат слушателям на фестивале? Ведь Вильдбад славится тем, что даже известные произведения здесь часто звучат в непривычных версиях.

Как выяснилось, создатели спектакля решили обратиться к самой распространенной на сегодняшний день феррарской редакции с трагическим финалом. Казалось бы, в этом нет ничего особенного: ведь именно феррарский финал звучит в большинстве известных постановок «Танкреда». Но все дело в том, что обычно в наши дни исполняют ту или иную смешанную редакцию на основе венецианской и феррарской. Даже покойный маэстро Альберто Дзедда обычно исполнял (и записал в студии) «своего» «Танкреда» с музыкой из разных авторских версий — правда, с венецианским счастливым финалом.

В Вильдбаде же нам предложили «чистую» феррарскую редакцию, более компактную, но и более гармонично выстроенную — ведь обычно второе действие «Танкреда» оказывается значительно длиннее первого, что не характерно для опер эпохи бельканто. Здесь же за счет ряда купюр и перестановок оба действия оказываются примерно одинаковой длины — немного больше часа каждое.

В частности, феррарская версия не предусматривает в начале второго действия никакой арии у Арджирио, хотя для Венеции и позднее для Милана композитор написал ему разные арии. Еще одно отличие феррарской редакции от венецианской состоит в том, что Россини отказался от дуэта Танкреда и Аменаиды из первого действия, а на его место перенес их второй дуэт Lasciami: non t’ascolto. Правда, теперь Танкред, едва увидевшись с возлюбленной после долгой разлуки, вместо нежной беседы сразу же устраивает ей сцену ревности.

А одну арию, написанную для феррарской постановки, в наше время вообще не исполняют. Речь идет об альтернативной каватине Аменаиды Se pur morir degg’io, сменившей в Ферраре оригинальную No, che il morir non è.

Постановка Йохена Шёнлебера выглядит довольно скромно, по давней вильдбадской традиции здесь обходятся без пышных костюмов и сложных декораций, предпочитая уделять основное внимание музыкальной части. Вот и на этот раз герои носили вполне современные костюмы, разве что у рыцарей присутствовали сильно стилизованные латы. Забавно, что сам Танкред, появившийся во втором действии в белых латах, напоминал в них не столько средневекового рыцаря, сколько какого-нибудь супергероя из современных комиксов.

Хористы же, изображавшие сторонников Арджирио и Орбаццано, носили на рукавах повязки соответстенно белого и красного цветов, что неизбежно вызвало в памяти постоянно всплывающую в современных постановках тему фашизма. К счастью, акцентировать на этом внимание режиссер не стал, ограничившись намеками. В дальнейшем же, когда враждующие партии объединились, повязки у всех стали одинаковыми — белыми.

Декорации тоже выглядели скромно: пара столов, стулья, раздвижной задник, изображающий в зависимости от обстоятельст стену дома или решетку темницы, в которую заключена Аменаида. На заднем плане — каменистая пустыня, по которой блуждает герой.

При всем этом режиссер явно уделил внимание психологическим портретам героев, тщательно проработал их взаимоотношения. Так, влюбленный Танкред, истосковавшийся в изгнании по женской ласке, просит своего оруженосца (а здесь скорее друга) Роджеро подыграть ему, изображая девушку. Меццо Клер Гаскуэн очень убедительно изобразила юношу, с явной неохотой вынужденного изображать девушку. А Изаура, подруга героини, из нежной девушки превратилась во втором действии в грозную воительницу, готовую застрелить из револьвера любого обидчика подруги. Кроме того, Изаура в постановке явно испытывает симпатию к Роджеро — мотив, отсутствующий в либретто.

Осталось рассказать о самом исполнении.

Новая для меня певица Диана Халлер в заглавной партии покорила меня буквально с первой ноты, и это не преувеличение: свой самый первый речитатив она начала с красивейшей филировки, звук буквально таял в воздухе. В дальнейшем она не переставала радовать красивым ровным голосом, неожиданно для меццо звонкими и уверенными верхними нотами и безукоризненной колоратурной техникой. Внешне певица немного похожа на Чечилию Бартоли, и мне показалось, что она сознательно подражает Бартоли, имитируя некоторые ее интонации и манеру держаться на сцене.

Голос сопрано Элизы Бальбо (Аменаида) в прошлогоднем  «Моисее» показался мне чересчур пронзительным, но на этот раз ничего подобного я не услышал. Возможно, акустика маленького Куртеатра более подходит для ее голоса, но все высокие ноты прозвучали звонко и насыщенно. Правда, мне показалось, что певица иногда чересчур увлекается актерской игрой в ущерб стилистической точности, а виртуозные колоратурные пассажи у нее звучат на пределе возможностей.

Тенор Патрик Кабонго уже не впервые участвует в вильдбадском фестивале. На этот раз он выступил в партии Арджирио, отца Аменаиды. Даже без большой виртуозной арии из второго действия он сумел продемонстрировать отличную колоратурную технику и артистизм, перевоплотившись из молодого африканца в благородного сицилийца весьма преклонных лет.

Относительно небольшую, но важную партию злодея Орбаццано весьма качественно спел бас Уго Гуальярдо.

Хорошо смотрелась в роли оруженосца Руджеро молодая певица Клер Гаскуэн. Высокая, чуть угловатая, она как будто создана для того, чтобы играть пажей и вообще юных мальчиков. По голосу это довольно высокое меццо-сопрано, тембрально отличающееся от двух других.

Дилетта Скандьюцци (Изаура), дочь знаменитого баса Роберто Скандьюцци, начинала карьеру как сопрано, хотя в это трудно поверить: сейчас это настоящее глубокое меццо красивого тембра. Возможно, она не вполне уверенно звучала в интродукции, но быстро распелась и отлично справилась со своей арией во втором действии.

В этом спектакле, как и во всех остальных мероприятиях нынешнего фестиваля, принимали участие знакомый мне с прошлого года хор им. Горецкого и оркестр Пассионарт из Кракова — новый для Вильдбада коллектив, показавший под руководством музыкального руководителя фестиваля Антонино Фольяни высокий профессионализм и понимание стилистики музыки Россини.

Постановку снимали на видео, так что можно надеяться, что со временем она будет издана и все желающие смогут ознакомиться с этой необычной редакцией россиниевского шедевра.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

________________________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________________
Paypal: e.rudneva@yahoo.de
Спасибо!

 

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot