OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Искатели жемчуга» в Берлинской государственной опере Унтер-ден-Линден

Роман Рудницкий, 6 мая 2018 в 12:20

«Искатели жемчуга» в Берлинской государственной опере Унтер-ден-Линден

© Staatsoper Berlin

 

Постановку «Искателей жемчуга» Бизе на сцене Берлинской государственной оперы (вернее, тогда еще в Шиллер-театре — временном прибежище Штаатсопер на период реставрации исторического здания). Осуществил в прошлом году знаменитый немецкий кинорежиссер Вим Вендерс. Поскольку это был дебют мэтра в оперном театре, постановка сразу вызвала повышенный интерес.

Мне не удалось попасть на премьерную серию спектаклей, однако в апреле этого года постановку возобновили, теперь уже на вновь открытой исторической сцене театра.

Дополнительным стимулом для меня стало то, что оперу представили в оригинальной версии Бизе 1863 года. Дело в том, что до недавнего времени услышать авторскую версию было довольно сложно, опера практически всегда ставилась в посмертной редакции 1893 года, со значительными купюрами и даже отчасти заново написанной другими композиторами музыкой. В частности, традиционно исполняемое финальное трио Ô lumière sainte принадлежит не Бизе, а Бенжамену Годару. В оригинале у Бизе этому тексту соответствует совсем другая музыка, причем не трио, а дуэт Надира и Лейлы, ожидающих смерти.

Весьма существенно различаются два дуэта: Надира и Зурги в первом действии и Лейлы и Зурги во втором. В обоих случаях оригинальные дуэты Бизе значительно длиннее и завершаются традиционными эффектными кабалеттами, изъятыми позднейшими редакторами.

Пожалуй, наиболее заметное различие между редакциями 1863 и 1893 года — финал. В версии Бизе Зурга спасает влюбленную пару, а сам остается на сцене ждать своей участи. Создателей новой редакции такая неопределенность не устроила, поэтому они решили завершить оперу убийством Зурги.

В Берлине оригинальная версия была представлена почти полностью, однако меня очень удивила непривычная купюра двухминутной сцены в интродукции, в которой искатели выбирают Зургу своим предводителем. Возможно, эта сцена не слишком интересна музыкально, но она достаточно важна для понимания дальнейших событий. В частности, из нее становится понятно, по какому праву Зурга вершит судьбы пойманных с поличным любовников. Возможно, идея Вендерса состояла в том, что Зурга был вождем изначально, а не избирался на эту должность на период лова жемчуга? Но никаких подтверждений этого я не обнаружил, да и вряд ли это как-то изменило бы суть конфликта.

В целом же постановка выглядела вполне традиционно, никакого радикально нового прочтения Вендерс не предложил. Даже для меня, человека довольно консервативного, его постановка показалась чрезмерно простой и прямолинейной. Несколько раздражали видеопроекции, дословно иллюстрирующие исполняемый в данный момент текст. Так, в знаменитом дуэте Надира и Зурги, где они предаются воспоминаниям о таинственной красавице в вуали, нам крупным планом показывают Лейлу; в сцене, где Лейла рассказывает Нурабаду, как в детстве спасла беглеца, а он в благодарность подарил ей ожерелье, все эти события тоже показывают на экране, и т. д.

Однако в целом все увиденное мной на сцене выглядело красиво, не отвлекало от прекрасной музыки Бизе и нигде не шло вразрез с либретто. Для меня все это — несомненные достоинства оперной постановки, хотя я знаю, что многие с этим не согласятся.

Перейдем к исполнению. Тенор Франческо Демуро в партии Надира продемонстрировал тонкое понимание стилистики французской оперы, очень красиво и лирично в его исполнении прозвучал знаменитый романс.

© Анна Самуил                   В. Вендерс, О. Перетятько и Ф. Демуро

 

Ольга Перетятько в партии Лейлы, напротив, привнесла в оперу элементы итальянского бельканто и звучала несколько более эмоционально, чем я привык слышать в этой партии у певиц французской школы. При этом у нее получился чрезвычайно яркий образ влюбленной женщины, разрывающейся между чувствами к Надиру и взятыми на себя обязательствами перед ловцами жемчуга. Конечно, все это сопровождалось блестящими колоратурами, певица находится в прекрасной вокальной форме.

Баритон Альфредо Даса, певший Зургу, был не вполне здоров, о чем объявили перед началом спектакля. Увы, вокальные проблемы у него были заметны на всем протяжении оперы. Не знаю, связано ли это с болезнью, но в своей арии из третьего действия он звучал несколько не в стиле, заметно переигрывал, его исполнение больше напоминало веризм, чем французскую лирическую оперу.

Бас Вольфганг Шёне в относительно небольшой партии Нурабада прозвучал достойно, но ничем особо не запомнился.

Прекрасное впечатление произвелa Берлинская Штаатскапелла под управлением дирижера Викторьена Ваноостена, замечательно чувствующего и понимающего французскую музыку.

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot