OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Сказки Гофмана» в Мариинском театре

Роман Рудницкий, 13 сентября 2021 в 15:42

«Сказки Гофмана» в Мариинском театре

 

Отправляясь 21 марта в Мариинский театр на свою, пожалуй, самую любимую оперу, я рассчитывал услышать всего лишь концертное исполнение, возможно, дополненное какими-то минимальными сценическими элементами — ведь в афише оно значилось как «полусценическое». Каково же было мое удивление, когда я внезапно попал фактически на премьеру новой постановки! На сцене присутствовали все атрибуты полноценного спектакля: декорации, богатые костюмы, работа со светом (Антон Николаев), а главное — собственно режиссура (режиссер Кристина Ларина).

Правда, было очевидно, что готовилась постановка в спешке, а практически весь реквизит был позаимствован из других спектаклей, прежде всего из «Богемы» (декорации и часть костюмов). И все же в итоге получилось яркое, красочное зрелище, хотя говорить о каких-то глубоких смыслах и оригинальных режиссерских находках в данном случае не приходится. Впрочем, в предыдущей постановке на сцене Мариинского театра, осуществленной Василием Бархатовым, все это присутствовало, однако некоторые его идеи вызывали у меня глубочайшее отторжение. В частности, оканчивалась опера в его прочтении триумфом столь ненавистного реальному Гофману филистерства. Ларина вернула на свое законное место написанный Оффенбахом финал, в котором Муза утешает несчастного поэта: «Любовь возвышает, а слезы возвышают еще больше».

Пожалуй, главная моя претензия к самой постановке — это то, что никак не была обозначена важнейшая для этой оперы тема двойничества (Гофман и Никлаус, Линдорф и Стелла в своих разных воплощениях). В частности, чересчур реалистично выглядела сцена, в которой доктор Миракль искушает Антонию — хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о ее внутреннем голосе, альтер эго, и во многих постановках это видно. Удивило и то, что Олимпию почему-то нарядили в платье, явно отсылающее к образу Кармен (вероятно, позаимствованному из соответствующей постановки). Выглядела она эффектно, но если проводить параллели, то ближайшей «родственницей» Кармен окажется все же Джульетта, а вовсе не Олимпия!

Как известно, Оффенбах не успел закончить оперу, в результате чего уже после его смерти возникло множество различных версий. Если постановка Бархатова основывалась на новейшем критическом издании Майкла Кея и Жана-Кристофа Кека, то на этот раз театр обратился к изданию Фрица Эзера — в свое время оказавшемуся революционным, поскольку оно включало множество страниц, ранее считавшихся безвозвратно утерянными, однако на сегодняшний день безнадежно устаревшему. Более того, в акте «Джульетта» явно была использована еще более старая версия Choudens, принявшая свой окончательный вид в начале прошлого века и долгое время остававшаяся «канонической». В частности, присутствовали два апокрифических номера, созданных после смерти Оффенбаха, пусть и с использованием его мелодий (ария Дапертутто и септет), зато оригинальная музыка Оффенбаха (ария Джульетты и недавно обнаруженный развернутый финал) оказались проигнорированы. В постановке Бархатова оба упомянутых номера присутствовали, хотя в ней также имелось немало купюр (наиболее заметные — уже упомянутый мною финальный апофеоз, а также комические куплеты Франца).

Если говорить о музыкальной стороне, то спектакль оказался очень неровным. Заметны были следы спешки: практически все солисты постоянно забывали текст (несмотря на довольно громко подсказывающего суфлера), было много неточностей, а у хора нельзя было не отметить весьма сомнительное французское произношение.

Исполнитель заглавной партии Михаил Векуа начал неплохо, хотя его верхние ноты с самого начала звучали резковато, но в дальнейшем в его голосе появились признаки усталости, иногда он почти срывался на крик. Однако он весьма убедительно сыграл сложную и многогранную роль.

Зато в равной мере порадовали блестящим вокалом и отличной игрой Ольга Пудова (Олимпия) и Елена Стихина (Антония). Особо хочется отметить Юлию Маточкину в партии Музы/Никлауса, тем более что в предложенной редакции эта роль благодаря обилию вокaльных номеров реально стала одной из главных, как и было задумано автором. Джульетту должна была петь Татьяна Сержан, однако в последний момент произошла замена и в итоге в этой партии выступила Евгения Муравьева. К сожалению, созданный ею образ показался мне несколько бледным, а пение — местами натужным.

Порадовал Станислав Трофимов в четырех «злодейских» партиях, хотя упоминавшаяся выше апокрифическая ария Дапертутто удалась ему, на мой слух, несколько хуже остального. Олег Лосев в партиях четырех слуг особого впечатления не произвел, а в куплетах Франца казалось, что ему реально тяжело, что снижало комический эффект от нарочито плохого пения.

Из исполнителей других партий стоит отметить Юрия Воробьева (Креспель), Глеба Перязева (Шлемиль), а также Анну Кикнадзе (голос матери Антонии).

Звучание оркестра под управлением Валерия Гергиева мне понравилось, хотя кое-где удивили более медленные по сравнению с привычными темпы.

Несмотря на указанные мною недостатки новой постановки, хотелось бы, чтобы она задержалась на нашей сцене. Приложенные усилия постановщиков дают основания предполагать, что речь все же не идет о единичном исполнении, как ожидалось первоначально.

 

 

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypal: a.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot