OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Разбойники» в театре Ла Скала

Роман Рудницкий, 13 июля 2019 в 1:02

«Разбойники» в театре Ла Скала


© Teatro alla Scala Marco Brescia & Rudy Amisano

 

24 июня я посетил новую постановку редко звучащей оперы Верди «Разбойники», которую поставил в театре Ла Скала известный режиссер Дэвид Маквикар.

Верди за свою долгую жизнь обращался к творчеству Фридриха Шиллера четыре раза — больше, чем к какому-либо другому писателю. О постановке в Гамбурге «Луизы Миллер», созданной по знаменитой «мещанской драме» «Коварство и любовь», я писал прошлой осенью. Теперь же мне удалось услышать в театре произведение, написанное по мотивам самой первой драмы Шиллера.

Премьера этой оперы состоялась в Лондоне 22 июля 1847 года, в театре присутствовали королева Виктория и принц Альберт, а дирижировал спектаклем сам композитор. Партию Амалии исполняла знаменитая Йенни Линд — «шведский соловей», как ее называли современники. Премьера прошла с большим успехом, в течение следующего десятилетия опера регулярно ставилась в различных европейских театрах, но в последующие годы была практически забыта, как и большинство ранних опер Верди.

Опера создавалась в период, который композитор впоследствии называл «годами галер», поскольку контракты обязывали его сочинять несколько опер в год — вполне обычное дело для Россини и Доницетти, однако для Верди работать в таком темпе было тяжело. Вот и «Разбойников» он писал в одно время с «Макбетом», и существует мнение, что все вдохновение он вложил в свою первую шекспировскую оперу, тогда как трагической истории семьи Мооров уделил меньше внимания. Мнение несколько спорное, особенно если учесть, что «Разбойники» — первая опера композитора, написанная для зарубежного театра.

Отчасти причиной столь быстрого забвения этой оперы можно назвать довольно слабое либретто, написанное другом композитора Андреа Маффеи — весьма образованным человеком, переводившим на итальянский сочинения Шекспира и Шиллера, но довольно посредственным поэтом и драматургом.

Хотя «Разбойников» не принято относить к числу шедевров Верди, должен признаться, что давно люблю эту оперу, которую до последнего времени знал лишь по двум студийным записям, сделанным под управлением Ламберто Гарделли (Монсеррат Кабалье, Карло Бергонци, Пьеро Каппуччилли, Руджеро Раймонди) и Ричарда Бонинга (Джоан Сазерленд, Франко Бонизолли, Маттеа Манугуэрра и Сэмюэл Рэми). К числу ее лучших страниц я бы отнес две арии Амалии, ее дуэт со старым Максимилианом Моором, дуэт Максимилиана с «блудным» сыном Карлом. Но в особенности стоит отметить грандиозную сцену в начале последнего действия, где злодей Франц (Франческо) пересказывает слуге Арминио свой сон о Страшном суде, а затем безуспешно пытается получить отпущение своих грехов у пастора.

Кроме того, «Разбойники» — одна из первых опер Верди, не имеющих традиционного развернутого финала первого или второго действия с участием всех или почти всех персонажей оперы. Хотя в финале первого действия и имеется квартет, после медленного concertato не следует ранее практически обязательная быстрая стретта. В дальнейшем именно такой финал станет характерным для зрелых опер композитора.

Режиссер Дэвид Маквикар решил воспользоваться давно известным приемом: совместить сюжет оперы с некоторыми фактами биографии автора, в данном случае Шиллера. Как известно, Шиллер задумал свою первую трагедию в годы обучения в Военной академии в Штутгарте, и в спектакле мы видим, как юного поэта отдают учиться в академию, где ему начинают являться герои будущей трагедии. Так, Амалия, воспитанница Максимилиана Моора, в которую влюблены оба его сына, выходит прямо из висящего на стене академии портрета женщины в точно таком же платье.

Постепенно реальность в голове Шиллера смешивается с фантазией, и вот уже сам поэт активно вмешивается в действие: подает Амалии собственную шпагу, чтобы она смогла защититься от домогательств ненавистного Франца; помогает Карлу открыть склеп, куда заживо бросили старого Максимилиана; а ближе к концу поэт собственноручно закалывает злодея, судьба которого в опере не вполне ясна — то ли он просто убегает, то ли кончает с собой, как и в литературном первоисточнике.

В романтических произведениях окружающий мир должен отражать чувства и переживания героев, и здесь это показано очень наглядно, иногда даже слишком: казарма академии постепенно разрушается, с потолка падают балки, гигантская статуя (по всей видимости, местного князя) накреняется, а кровавой развязке предшествует страшный пожар.

Меняется и внешний вид людей, окружающих поэта: если первоначально герои оперы и хористы напоминают его сокурсников и респектабельных жителей Штутгарта, то ближе к концу вокруг него остаются лишь разбойники в лохмотьях и страшных масках.

Режиссерская концепция «считывалась» довольно легко, однако все это показалось мне несколько вторичным, все это уже где-то было, причем неоднократно: и автор, активно взаимодействующий на сцене со своими персонажами, и  постепенно разрушающийся мир героев, «проецируемый» на декорации. Последнее, кстати, я наблюдал прошлой осенью в том же театре Ла Скала — в постановке «Мнимой садовницы» Моцарта. А хор в костюмах немецких бюргеров, изображающий разбойников в первой половине спектакля, вызвал легкое недоумение.

Перейдем к исполнению. Опера в Милане прозвучала полностью, без каких-либо купюр. Использовалось критическое издание, поэтому даже отдельные фразы либретто несколько отличались от знакомых мне по двум названным выше студийным записям.

Настоящим украшением спектакля стала Лизетт Оропеса, неизменно радующая меня своим красивейшим звонким голосом в течение последнего года — за это время мне довелось послушать ее в разных операх четыре раза. Могу с уверенностью сказать, что она практически не уступала Кабалье и Сазерленд в известных студийных записях. Также хочется отметить, что повтор кабалетты Carlo vive? O caro accento она активно варьировала.

Микеле Пертузи я в октябре прошлого года за короткий период трижды послушал в различных операх Верди, и на этот раз он вновь подтвердил, что является на сегодняшний день едва ли не лучшим вердиевским басом в мире.

Наиболее спорным мне показалось исполнение главной партии тенором Фабио Сартори. Знаю, что многие ценят этого певца, но я нахожу его манеру петь с надрывом, «слезой» в голосе слишком архаичной, более подходящей для веризма, чем для раннего Верди, во многом еще тяготеющего к бельканто. Если сравнивать его пение с классическими записями, то его трактовка ближе к Бонизолли, чем к гораздо более «современно» (в хорошем смысле) звучащему Бергонци. Тем не менее играл он изгнанника Карла, обозлившегося на весь мир и ставшего главарем разбойников, вполне убедительно.

Баритон Массимо Каваллетти звучал ровно, у него приятный тембр, но ему немного не хватает индивидуальности, некоей отрицательной харизмы, необходимой для роли подлого Франца Моора.

Очень хорошее впечатление произвел глубокий густой бас Алессандро Спина в небольшой, но важной партии пастора Мозера. Второстепенные партии слуги Германа (Арминио) и разбойника Роллера достойно исполнили Франческо Питтари и Маттео Дезоле.

Особенно стоит отметить великолепное звучание оркестра Ла Скала под управлением Микеле Мариотти, тонко чувствующего стиль раннего Верди. Традиционно хорош был и хор Ла Скала (хормейстер Бруно Казони).

Спектакль, на котором я присутствовал, снимали для телевидения, так что можно ожидать, что в ближайшее время все желающие смогут ознакомиться с этим интереснейшим произведением молодого Верди в хорошем, пусть и не всегда ровном, исполнении. Кроме того, в конце июля ожидаются его гастрольные показы на оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия).

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

________________________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________________
Paypal: e.rudneva@yahoo.de
Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot