OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Юбилей Жака Оффенбаха на родине композитора. Часть первая

Роман Рудницкий, 5 июля 2019 в 13:53

Юбилей Жака Оффенбаха на родине композитора. Часть первая

Кёльнская филармония   ©Wolfgang Seul

 

20 июня этого года исполнилось 200 лет со дня рождения Жака Оффенбаха. Конечно, многие театры так или иначе откликнулись на этот юбилей, но главные торжества предсказуемо проходили в двух городах, особенно тесно связанных с его именем: в Париже, где прошла большая часть жизни композитора и увидели свет все его основные произведения, и в его родном Кёльне. Мне удалось побывать в Кельне 21–23 июня и посетить некоторые мероприятия, приуроченные к юбилею композитора.

Первым из них стало полусценическое исполнение редчайшей комической оперы «Фантазио». В прошлом году, рассказывая о своем посещении «Рейнских русалок» в Будапеште, я уже писал, что об Оффенбахе существует несколько предвзятое мнение как об авторе единственной «настоящей» оперы — «Сказок Гофмана», тогда как все остальное его творчество оценивается как нечто второсортное и сугубо развлекательное. Так вот, «Фантазио», написанный для престижного театра Опера-Комик — еще одно (но далеко не единственное) произведение Оффенбаха, выходящее за рамки его привычного стиля.

В основу оперы была положена одноименная пьеса Альфреда де Мюссе, а само либретто написал его брат Поль. По сюжету молодой мечтательный студент Фантазио влюбляется в баварскую принцессу Элсбет, которая к тому же уже просватана за принца Мантуи. Фантазио в костюме шута удается проникнуть во дворец, расстроить предстоящую свадьбу, поспособствовать заключению мира между двумя государствами и даже добиться благосклонности принцессы.

Мы наблюдаем здесь своего рода перевернутый мир, в котором романтический герой предстает в роли шута, тогда как благородный принц Мантуи, жених Элсбет, показан в сугубо комическом ключе.

Оффенбах начал работу над этой оперой в 1870 году, но из-за начавшейся Франко-прусской войны запланированную премьеру пришлось отложить на два года. Первоначально предполагалось, что главную партию будет исполнять тенор, но за прошедшее время обстоятельства изменились и автору пришлось переработать ее для меццо-сопрано Селестин Галли-Марие. Кстати, этой певице через несколько лет суждено будет стать первой исполнительницей партии Кармен.

Премьера «Фантазио», состоявшаяся 18 января 1872 года, прошла без особого успеха, опера выдержала всего 14 (по другим источникам 10) представлений. Последовали также постановки в Вене, Граце и Праге, но затем о «Фантазио» на долгие годы забыли. Не была даже опубликована партитура нового произведения.

Лишь в последние годы, после появления критического издания Жана-Кристофа-Кека и основанной на нем студийной записи под управлением Марка Элдера (Opera Rara, 2013), интерес к этому произведению заметно возрос. «Фантазио» с участием Марианн Кребасса с успехом прошел в Опера-Комик — театре, для которого был написан, а в Берлине недавно была представлена первоначальная версия с тенором в заглавной партии. Сам Кек считает «Фантазио» забытым шедевром и называет «недостающим звеном» между «Рейнскими русалками» и «Сказками Гофмана».

Кстати, уже в интродукции к «Фантазио» студент Штарк, друг героя, поет балладу, непосредственно позаимствованную композитором из «Русалок». Параллелей с будущими «Сказками» тоже можно найти немало: то тут, то там слышатся обрывки фраз, напоминающие то хор пьяных студентов, то тему Антонии. Да и сам герой во многом похож одновременно на самого Гофмана и на его альтер эго — Никлауса. Более того, в образе Фантазио, добровольно взявшего на себя роль «шута», но скрывающего под шутовской маской нежную душу и острый ум, некоторые видят и черты самого Оффенбаха.

Переклички с известными опереттами в музыке «Фантазио» тоже присутствуют: кое-где слышатся то «Прекрасная Елена», то «Орфей в аду». Впрочем, таких мест относительно немного, лирика явно преобладает.

В Кёльнской филармонии опера была представлена 21 июня силами нидерландской оперной труппы Opera Zuid. Это довольно своеобразная компания, которая базируется в Маастрихте, но возит свои постановки по разным городам Нидерландов, Бельгии и Германии. «Фантазио» первоначально был поставлен как полноценный спектакль и заслужил весьма хвалебные отзывы. Это было весьма красочное зрелище, в котором оказались смешаны разные эпохи: Фантазио с друзьями стали современными неформалами, король Баварии и его двор носили костюмы XIX века, а принц Мантуи со своим адъютантом Маринони прибыли прямо из эпохи Возрождения. До Кёльна спектакль доехал в слегка «усеченном» виде — без декораций и с минимумом необходимого реквизита (шутовской наряд героя, корона короля Баварии, парик и орденская лента принца Мантуи), но даже в таком виде смотреть его было очень интересно.

К сожалению, в сопроводительных материалах не было указано, какое издание использовалось при этом исполнении. Поскольку при жизни Оффенбаха был издан лишь клавир оригинальной редакции, а полную партитуру лишь недавно собрал на основе разрозненных источников Жан-Кристоф Кек, можно предположить, что его критическое издание и лежало в основе, однако сравнение со студийной записью показывает некоторые небольшие отличия как в тексте либретто, так и в музыке. В частности, большая ария Элсбет в начале второго действия здесь превратилась в ее дуэт с пажом Фламелем (паж, изначально роль-травести, при этом предстал в образе служанки или фрейлины принцессы). Баллада Фантазио о луне, — один из самых красивых номеров оперы, — была исполнена в полной версии, которая в студийной записи вынесена в бонус — композитор несколько сократил балладу в ходе подготовки к премьере.

Насколько я могу судить, музыка оперы прозвучала без купюр. Несколько сокращены и адаптированы к современным реалиям были только диалоги между номерами.

Некоторые отличия я заметил и в тексте либретто. Так, шут Сен-Жан получил теперь странно звучащее имя Жан-Жан, а сам Фантазио обрел «настоящее» имя Анри (или Генрих, если учесть, что действие оперы происходит в Мюнхене), тогда как в доступном мне либретто у него есть лишь прозвище.

Что меня особенно удивило, так это вокальный уровень небольшой провинциальной труппы. Прежде всего стоит отметить исполнительницу главной партии — меццо-сопрано Роми Эстевес. Ее исполнение было практически безупречным как по вокалу, так и по актерской игре.

Сопрано Анна Емельянова в партии Элсбет иногда звучала чуть более напряженно, чем хотелось бы, особенно в колоратурных пассажах, в то время как в лирических эпизодах, преобладающих в ее партии, слушать ее было приятно. У нее красивый голос, а в образе романтичной принцессы она выглядела вполне убедительно. Любопытно, что по замыслу режиссера, желающего таким образом подчеркнуть некую чужеродность принцессы, часть своих реплик она произнесла по-русски.

Понравился и баритон Иван Тирион — студент Шпарк. Хотя по сюжету это второстепенный персонаж, у него довольно большая партия с тремя яркими сольными фрагментами.

Несколько слабее других в плане вокала показался баритон Роджер Смитс (принц Мантуи), звучавший иногда чересчур грубо, зато созданный им образ чванливого самовлюбленного принца был весьма забавен. Вполне на своем месте был и характерный тенор Томас Моррис — Маринони. Свою арию он завершил вставной верхушкой, взятой красивым фальцетом, чем вызвал восторг публики.

Хорош был и хор, но едва ли не самое яркое впечатление этого вечера — звучание Филармонического оркестра Южных Нидерландов под управлением Энрико Деламбуа. Удивительно, как тонко этот дирижер, о котором я никогда раньше не слышал, чувствует музыку Оффенбаха, передает все ее нюансы. И на следующий вечер, уже с другим оркестром, он продемонстрировал это вновь.

22 июня в том же зале состоялся юбилейный гала-концерт «Волшебство оперетты». Сразу скажу, что название концерта не вполне отражает его суть, поскольку там исполнялась музыка Оффенбаха далеко не только из оперетт.

Звучали хор и оркестр Западногерманского радио (WDR), дирижировал Энрико Деламбуа, а сольные партии исполняли звезда Мариинского театра Ольга Пудова и французский тенор Жюльен Бер. В роли конферансье выступил комментатор WDR Даниэль Финкернагель, веселивший немецкую публику в перерывах между музыкальными номерами.

Программа концерта была составлена в целом грамотно, популярные вещи перемежались с гораздо менее известными, хотя мне, признаюсь, хотелось, чтобы доля раритетов была несколько больше. Удивил выбор дуэтов: знаменитая баркарола из «Сказок Гофмана», написанная для двух женских голосов, произвела довольно странное впечатление в исполнении сопрано и тенора, а в знаменитом любовном дуэте из «Прекрасной Елены» непривычно было слышать уже колоратурное сопрано. Такое возможно, когда оперетта исполняется в венской редакции, но здесь был предложен оригинальный французский вариант. А дуэт из «Фантазио», предварительно объявленный в программе концерта на сайте, почему-то так и не был исполнен, хотя как раз его было бы очень интересно услышать в первоначальной редакции с тенором.

После блестяще исполненной оркестром WDR увертюры к «Парижской жизни» прозвучали четыре фрагмента «Сказок Гофмана»: куплеты Гофмана о Кляйнзаке, песня Олимпии, застольная Гофмана и баркарола. Удивило, что баркаролу исполнили сразу после застольной, тогда как в опере они идут подряд, но в обратном порядке.

Лирический тенор Бер довольно прилично спел «Кляйнзака», но в застольной, требующей более плотного голоса, был менее убедителен, иногда «тонул» в оркестре. Пудова ожидаемо вызвала восторг публики своей Олимпией. Дирижер по традиции активно ей подыгрывал, «заводя» куклу огромным ключом, а затем продолжая этим же ключом дирижировать оркестром. И все же мне послышались у певицы кое-где отдельные несколько напряженные ноты, которых я раньше за ней не замечал. Вспомнилось ее триумфальное выступление в партии Олимпии в Баварской опере, где она спешно заменила Диану Дамрау, решившую отказаться от этой партии и ограничиться остальными героинями «Сказок». Впрочем, по ходу концерта Пудова распелась, а напряжение практически ушло.

Завершили первое отделение три фрагмента из «Орфея в аду» в расширенной редакции 1874 года: два балетных дивертисмента («Часы» и «Галоп мух») и «Сожаления» Эвридики.

Второе отделение открылось редчайшим номером — «Религиозным маршем» из музыки Оффенбаха к трагедии Викторьена Сарду «Ненависть». Прозвучали также увертюра к «Рейнским русалкам» (в итоге мелодию знаменитой баркаролы за один вечер можно было услышать дважды), вальс Розиты из редко исполняемой оперетты «Муж за дверью» и два номера из «Прекрасной Елены»: куплеты Париса и любовный дуэт.

Завершил основную программу финал «Парижской жизни», адаптированный для двух солистов и хора, а на бис был исполнен дуэт Орфея и Эвридики, превратившийся в целый мини-спектакль, в котором были задействованы дирижер и первая скрипка: Бер-Орфей прогнал дирижера с подиума и стал самостоятельно дирижировать «своим» новым скрипичным концертом, в то время как Пудова-Эвридика тщетно молила о пощаде. Дуэт несколько раз прерывался аплодисментами публики и стал, наверное, самым ярким номером концерта.

Как и следовало ожидать, завершился концерт знаменитым канканом (или «Адским галопом», как он назван у Оффенбаха) из той же оперетты. Удивило только, что прозвучал он в традиционной оркестровой версии, хотя на сцене по-прежнему присутствовал хор (напомню, в «Орфее» канкан сопровождается хором).

Концерт прошел с большим успехом, зал был полон, публика бурно аплодировала всем исполнителям.

 

Продолжение следует

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot