OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Генрих Бургундский»

Роман Рудницкий, 10 декабря 2018 в 14:48

Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: «Генрих Бургундский»

© Gianfranco Rota

 

В прошлом году на фестивале в Бергамо возник оригинальный проект «Доницетти-200», в рамках которого планируется ежегодно ставить какую-то оперу Доницетти, со дня премьеры которой в текущем году исполняется ровно 200 лет. Первой постановкой в рамках этого проекта стало юношеское сочинение композитора «Пигмалион», ни разу не исполнявшееся при его жизни. В этом году пришла очередь его первой настоящей оперы — «Генрих Бургундский» (Enrico di Borgogna), увидевшей свет на сцене венецианского театра «Вендрамин Сан-Лука» 14 ноября 1818 года.

В 1818 году двадцатилетний композитор вернулся после двухлетнего обучения в болонском музыкальном лицее в родной город, и спустя короткое время ему удалось получить контракт на написание оперы. Автором либретто стал еще один бывший ученик Джованни Симоне Майра — Бартоломео Мерелли. Это тот самый Мерелли, который впоследствии станет знаменитым импресарио и фактически откроет миру другого молодого гения — Джузеппе Верди, сперва поспособствовав постановке его первой оперы «Оберто», а несколько позже буквально навязав композитору либретто «Набукко». Но пока, не обнаружив у себя музыкальных талантов, Мерелли пробовал силы (тоже не слишком удачно) в качестве поэта и либреттиста.

В основу либретто была положена пятиактная драма Августа фон Коцебу «Граф Бургундский», от которой, правда, в итоге остались лишь имена главных героев да самая общая фабула. Вкратце она такова: молодой пастух Энрико (в дальнейшем для удобства читателя все имена героев я привожу в итальянском варианте, как они указаны в либретто) вырос в Альпах под присмотром отшельника Пьетро, которого считает отцом. Юноша полюбил местную девушку Элизу, но она внезапно исчезла. Тем временем выясняется, что на самом деле он — сын убитого графа Бургундского, владения которого захватил узурпатор. Теперь сам узурпатор умер, в Бургундии правит его сын Гвидо, но настало время вернуть власть законному графу. К тому же Гвидо держит в своем замке Элизу, на которой намерен жениться сам. Прибывший инкогнито в Арль Энрико попадает в плен к злодею, но его приемный отец Пьетро собирает войско и свергает тирана. Граф восстановлен в своих правах и воссоединяется с возлюбленной.

Поскольку в труппе, для которой создавалась опера, присутствовал бас-буффо, специально для него в либретто был добавлен отсутствующий у Коцебу комический персонаж — придворный Джильберто. Таким образом, вместо оперы-сериа Доницетти создал оперу-семисериа, сочетающую в себе черты как серьезной, так и комической оперы. Однако необычным для оперы-семисериа стало исполнение главной мужской партии певицей-травести, что считалось атрибутом исключительно серьезной оперы.

Премьера «Генриха», к тому же совпавшая с открытием нового сезона в театре, едва не обернулась катастрофой. Дело в том, что юная Аделина Каталани, исполнявшая главную героиню оперы Элизу, в финале первого действия, когда по либретто она должна была упасть в обморок, потеряла сознание реально. В результате финал кое-как допели без нее, а во втором действии пришлось опустить несколько номеров. Несмотря на этот казус, да и в целом, по отзывам тогдашней критики, весьма невысокий уровень исполнения, публика довольно тепло приняла сочинение начинающего композитора. Однако из-за нездоровья примадонны последующие спектакли пришлось отменить. Во второй раз опера прозвучала лишь через месяц, теперь уже полностью.

Конечно, музыка этого юношеского произведения Доницетти еще не блещет оригинальностью, в ней слышно влияние как его учителя Майра, так и Россини, стилю которого в то время вольно или невольно подражали практически все композиторы Италии. Например, каватину Энрико Care aurette che spiegate Мерелли завершил словами, почти дословно повторяющими знаменитую каватину Танкреда Di tanti palpiti, и Доницетти не придумал ничего лучшего, как написать к ним похожую музыку.

В целом же опера мелодична и приятна для слуха, хотя особо яркие, запоминающиеся мелодии, характерные для зрелого творчества Доницетти, в ней еще найти сложно. Пожалуй, несколько выделяются на общем фоне две комические арии Джильберто, россиниевские по духу, которые и на премьере особенно понравились публике.

В наше время «Генрих Бургундский» впервые был исполнен в 2012 году в шведском замке Вадстена силами молодых шведских певцов. В основе этого исполнения лежала рукописная копия партитуры, обнаруженная в Королевской библиотеке Копенгагена. Для новой постановки в Бергамо музыковедом  Андерсом Виклундом на основе нескольких доступных источников, включая копенгагенский (автограф Доницетти до нас не дошел), была подготовлена специальная критическая версия партитуры.

Как и «Замок Кенилворт», эту оперу в Бергамо поставила женщина — Сильвия Паоли. Она решила не принимать нелепое либретто Мерелли всерьез, а представить все в чисто комедийном ключе, обыграв при этом обстоятельства исторической премьеры «Генриха». Впрочем, воспроизвести их детально она не пыталась, скорее она стремилась иронично показать зрителю общую атмосферу небольшого театра тех лет. То, что у нее в итоге получилось, во многом перекликается с другим произведением Доницетти — «Театральными порядками и беспорядками» (Le convenienze ed inconvenienze teatrali).

На сцене «Театро Сочале» была выстроена еще одна театральная сцена меньших размеров, представляющая небольшой итальянский театр. Из большой надписи над сценой следовало, что перед нами тот самый театр «Сан-Лука», где опера была поставлена впервые.

Под звуки увертюры импресарио собирает труппу, распределяет роли, вручая каждому артисту табличку с именем его персонажа, и тут вдруг выясняется, что исполнителя заглавной партии в труппе нет! На сцене паника, и тут вдруг импресарио хватает не то уборщицу, не то костюмершу и ставит ее перед фактом: «Главного героя будешь петь ты!»

В дальнейшем параллельно с основными событиями оперы мы наблюдаем за «театральными беспорядками»: любвеобильный тенор одновременно заигрывает с примадонной и субреткой, комик старается приободрить робкую дебютантку, прямо по ходу дуэта тенор и меццо поочередно удаляются за кулисы освежиться и выпить воды… К тому же певцы постоянно заламывают руки и усиленно жестикулируют. Подчеркивает абсурдность происходящего регулярно появляющийся на сцене статист в костюме медведя, никак с сюжетом оперы не связанный.

Заканчивается все тем, что импресарио, судя по всему, пытается сбежать из театра, прихватив с собой все деньги. Его ловят и буквально избивают за сценой. Затем, получив свой гонорар, хор и солисты покидают театр, не дожидаясь окончания спектакля, в то время как уборщица-дебютантка вынуждена допевать свое финальное рондо в одиночестве.

Декорации Андреа Белли столь же нелепы и комичны. Так, над сценой висит картонное солнце с нарисованным лицом, которое в ночной сцене сменяет аналогичная луна. А в финале первого действия, где по сюжету проходит торжественная церемония свадьбы злодея Гвидо с Элизой (разумеется, сорванная внезапно появившимся героем), на сцену вытаскивают два больших шаблона с изображением роскошных костюмов, и бородатые хористы в пышных париках (хор «Доницетти опера» под управлением Фабио Тартари), встав позади них, изображают гостей обоего пола.

Что касается самого исполнения, то его уровень, полагаю, был на порядок выше той злополучной премьеры двухсотлетней давности. Пожалуй, в спектакле не было ни одного реально слабого звена, но главной звездой вечера стала Анна Бонитатибус в роли графа-пастуха Энрико и одновременно робкой дебютантки. Певица считается признанным мастером как в барочной музыке, так и в бельканто, и в несколько архаичной опере молодого Доницетти она была полностью в своей стихии.

Соня Ганасси в образе капризной немолодой примадонны проявила незаурядный комедийный талант, хотя к ее вокалу можно было придраться: голос показался мне несколько стертым, реально возрастным.

Тенор Франческо Касторо в партии отшельника Пьетро звучал вполне добротно, у него довольно сильный голос и уверенные верхние ноты, но в его тембре мне несколько не хватало индивидуальности.

Гораздо интереснее по тембру и виртуознее был другой тенор, Леви Сехапане — тиран Гвидо. Правда, голос его значительно меньше по объему — возможно, это стало причиной того, что на поклонах в его адрес раздались отдельные неодобрительные возгласы.

Как и в «Сотворении мира» парой дней раньше, очень хорошее впечатление произвел на меня бас Лука Титтото, продемонстрировавший в комической партии Джильберто яркую игру и блестящий вокал.

Второстепенные партии в спектакле исполнили сопрано Федерика Витали (Джельтруде), бас-баритон Лоренцо Барбьери (Бруноне) и тенор Маттео Меццаро (Никола).

Дополнительный интерес вызвало и то, что в опере звучал оркестр исторических инструментов Academia Montis Regalis под управлением Алессандро де Марки. Тут стоит отметить, что в Италии до сих пор существует несколько предвзятое отношение к аутентичному исполнительству, особенно когда речь идет не о барокко, а о музыке более поздних периодов. Например, на россиниевском фестивале в Пезаро, насколько мне известно, еще никогда не звучали аутентичные оркестры. В Бергамо же решили рискнуть, и результат был впечатляющ.

Традиционно завершу свой рассказ небольшим анонсом. Хочется отметить, что молодой фестиваль активно развивается, и на будущий год в его программе уже не две, а сразу три полноценные оперные постановки. Вероятно, это связано с ожидаемым открытием после реставрации главного театра Бергамо — «Театро Доницетти» в Нижнем городе. В ноябре 2019 года нас ждут новые раритеты, и прежде всего это мировая премьера в сценической форме оперы, до недавнего времени считавшейся утраченной: «Ангела Низиды». Восстановленная по частям партитура уже звучала в этом году в Лондоне, но лишь в концертном исполнении. Также ожидается постановка признанного шедевра композитора — «Лукреции Борджиа», которая впервые прозвучит в новом критическом издании с дополнительными музыкальными фрагментами. Цикл «Доницетти-200» продолжит комическая опера «Петр Великий, царь всей России, или Ливонский плотник» (в скобках добавлю, что первое исполнение этого произведения в наши дни состоялось в 2003 году в Санкт-Петербурге и я присутствовал на премьерном спектакле). Наверняка в дальнейшем программа фестиваля будет дополнена за счет различных концертов.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot