OperaTime.ru

Главная > Рецензии > XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть пятая. «Альтернативный» Россини и восходящие звезды бельканто

Роман Рудницкий, 7 августа 2019 в 1:51

XXXI оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде». Часть пятая. «Альтернативный» Россини и восходящие звезды бельканто

 

Традиционно в программу вильдбадского фестиваля помимо оперных постановок входит ряд концертов, в том числе таких, где звучат малоизвестные и полностью забытые фрагменты опер Россини и его современников. В прошлые годы это обычно были тематические сольные концерты кого-то из современных звезд, полностью посвященные репертуару того или иного их знаменитого предшественника. В этом году в подобном концерте, состоявшемся вечером 25 июля в Тринкхалле, участвовало несколько исполнителей, а программу составили малоизвестные или неизвестные современным слушателям альтернативные номера из различных опер Россини.

Как и все его современники, Россини постоянно перерабатывал свои оперы, приспосабливая их для возможностей конкретных исполнителей. В результате возникло довольно много альтернативных или вставных арий, дуэтов и даже целых ансамблей. Какие-то номера, написанные уже после премьеры той или иной оперы, впоследствии стали «каноническими» и полностью вытеснили первоначальные варианты (к тому же не всегда принадлежащие Россини, как, например, оригинальная ария Алидоро из «Золушки»), но многое оказалось забыто.

В наше время к альтернативным ариям Россини уже неоднократно обращались — можно вспомнить посвященный им сольный диск Мерилин Хорн или концерт звезд бельканто, прошедший в 1993 году году в Пезаро и также записанный на CD.

В вильдбадском концерте неизвестные номера Россини прозвучали в исполнении солистов, участвовавших в фестивальных постановках. К ним присоединилась и постоянная участница фестиваля Сильвия Далла Бенетта, которая в этом году в спектаклях не пела, но проводила занятия с молодыми певцами в рамках традиционной Академии бельканто. В концерте также участвовали хор им. Горецкого и оркестр Пассионарт, дирижировал которым Хосе Мигель Перес-Сьерра.

Открыла концерт Сильвия Далла Бенетта, исполнившая альтернативную арию Изабеллы Se pietade in seno avete из «Счастливого обмана». Поскольку в недавней постановке этой оперы в Вильдбаде она также пела альтернативную арию, я ожидал услышать то же самое, что и несколько лет назад, но музыка оказалась совсем другой. Оригинальная оркестровка этой арии, как и многих других, включенных в программу концерта, не сохранилась, ее реконструировал музыковед Стефано Пьяна.

Затем китайский бас Ши Цзун спел альтернативную арию графа Аздрубале Aure soavi e placide из «Пробного камня», появившуюся при венецианском возобновлении оперы примерно через год после премьеры. Происхождение этой арии не вполне ясно: косвенные источники указывают на авторство самого Россини, но музыка показалась мне для Россини чересчур архаичной и малоинтересной. Представляется более вероятным, что ее написал по просьбе певца какой-то второстепенный композитор, как это часто бывало. Ши Цзун спел ее скучно, без эмоций и плохо владея стилем бельканто.

А вот альтернативная ария Джокондо из той же оперы Ah! mentr’io sospiro e peno, на очень достойном уровне исполненная тенором Сесаром Кортесом, уже не вызывает сомнений относительно ее авторства, к тому же ее кабалетта весьма напоминает рондо Фьориллы из «Турка в Италии».

Затем Виктория Яровая исполнила альтернативную каватину Изабеллы Cimentando i venti e l’onde из «Итальянки в Алжире». В отличие от предыдущих, эта ария уже звучала в наше время, на упоминавшемся концерте в Пезаро ее исполняла Бернадетт Манка ди Нисса. Яровая и здесь, как и в «Коррадино», продемонстрировала красивейший тембр и густые низы, но на верхних нотах звучала чуть резковато.

Далее в первоначальной программе концерта произошло изменение: вместо арии Арджирио из миланской редакции «Танкреда» в исполнении тенора Франсиско Брито прозвучала ария Коррадино Anima mia, Matilde из «Коррадино», а вернее — адаптированная Россини для этой оперы ария из «Риччардо и Зораиды». Присутствовала она и в нынешней постановке оперы, где ее пел Микеле Анджелини (из-за его болезни Брито пришлось заменить его на первом спектакле).

Затем Сильвия Далла Бенетта и Диана Халлер великолепно исполнили альтернативный дуэт Альдимиры и Сигизмунда Se ricuso i doni tuoi оперы «Сигизмунд». Интересно, что Россини успел написать для этой оперы альтернативный номер — ведь на премьере она не имела успеха и в дальнейшем почти не исполнялась при жизни композитора.

Далее Виктория Яровая исполнила большое рондо Изабеллы Sullo stil de’ viaggiatori. Эту арию Россини написал для постановки 1815 года в Неаполе, опасаясь, что местная цензура не пропустит оригинальное рондо из-за его патриотического пафоса.

Следующим номером Сильвия Далла Бенетта и Сесар Кортес исполнили реконструированный дуэт из «Торвальдо и Дорлиски». Фактически это дуэттино из второго действия оригинальной редакции, но дополненное блестящей кабалеттой, которую композитор затем переработал для дуэта Матильды и Эдоардо в оригинальной «Матильде ди Шабран».

Второе отделение концерта открыл баритон Давид Оллер, исполнив каватину Фернандо из «Сороки-воровки» Barbara sorte. На диске из Пезаро можно было услышать в исполнении Лучо Галло альтернативную арию Фернандо из второго действия, здесь же прозвучал номер, созданный Россини для знаменитого тенора Андреа Ноццари. Ария явно написана в теноровой тесситуре, поэтому странно, что для ее исполнения был выбран баритон, пусть и довольно высокий. Каватина является альтернативным вариантом к большому дуэту Фернандо и Нинетты, и Нинетта (Сильвия Далла Бенетта в данном случае) тоже в ней участвует, то есть по форме это ария con pertichini.

Затем Ши Цзун все так же посредственно и не в стиле спел еще одну арию сомнительного происхождения и качества. На этот раз это была ария Джернандо из «Армиды» Sopportar non sa l’offesa, написанная неизвестным помощником Россини для возобновления оперы, в котором эту изначально теноровую партию исполнял бас. Сам Россини ограничился тем, чуть подправил предшествующий арии речитатив. Учитывая качество как самой этой музыки, так и исполнения, остается загадкой, зачем было включать ее в программу концерта, когда существует немало куда более интересных и вполне аутентичных россиниевских арий.

Гораздо интереснее оказались два следующих номера — полностью оригинальные арии обоих заглавных героев из пастиччо «Эдуардо и Кристина». Поскольку опера пользовалась некоторой популярностью, вскоре после премьеры композитор дополнил ее новой музыкой, заменив заимствования из «Аделаиды Бургундской». Каватину Эдуардо Sì possente è nel mio petto исполнила Диана Халлер, а каватину Кристины Lieta voce — Сильвия Далла Бенетта, обе певицы продемонстрировали мастерство и чувство стиля.

Предпоследний номер программы сейчас уже сложно отнести к раритетам. Это терцет из венецианской редакции «Магомета Второго», звучавший в несколько сокращенном виде еще в студийной записи «Осады Коринфа» под управлением Томаса Шипперса, весьма вольно обошедшегося с партитурой Россини. В дальнейшем уже настоящая венецианская редакция «Магомета Второго» исполнялась в Вильдбаде и непосредственно в Венеции. Организаторы концерта, включив этот номер, хотели показать, что Россини писал не только альтернативные арии и дуэты, но и более крупные ансамбли. Прекрасное впечатление от исполнения Яровой и Кортеса несколько испортил Ши Дзун, периодически буквально переходивший на крик.

Завершил основную программу реконструированный парижский финал «Семирамиды», состоящий из большого речитатива умирающей героини и траурного хора, заменившего радостный хор оригинальной венецианской версии. Поскольку парижский финальный хор не сохранился, для реконструкции адаптировали финал «Магомета второго», поменяв тональность. Пели Далла Бенетта, Яровая, Оллер и Ши Цзун.

Поскольку концерт был приурочен к тридцатилетнему юбилею Германского россиниевского общества, завершился он своеобразным гимном самому Россини и этому обществу, исполненным всеми участниками концерта. Это был звучавший ранее дуэт из «Торвальдо и Дорлиски», но со специально написанными к случаю новыми словами.

Завершу свой обзор 31-го фестиваля «Россини в Вильдбаде» кратким рассказом о традицинном концерте молодых певцов «Россини и Ко». Такие концерты проходят по два-три раза в течение каждого фестиваля, причем программа их каждый раз меняется.

Я побывал на третьем концерте, завершившимся награждением лучших участников Академии бельканто. Не буду подробно пересказывать программу концерта, отмечу лишь тех исполнителей, кто произвел на меня особое впечатление и чьи имена, как мне кажется, мы еще услышим. Аккомпанировал полодым певцам пианист Джанлука Аскери.

Награды из рук Йохена Шёнлебера получили меццо Ламия Бёк (приз зрительских симпатий) и тенор Сесар Кортес (главный приз, гарантирующий участие в одной из основных постановок ближайших фестивалей). В ходе концерта Бёк исполнила арию Шарлотты из «Вертера» и рондо Изабеллы (на этот раз традиционное) из «Итальянки в Алжире», Кортес же спел совместно с сопрано Марией дель Мар Уманес дуэт из «Любовного напитка», а также знаменитую арию Тонио из «Дочери полка» с девятью верхними до (правда, не все до показались мне одинаково уверенными).

Сама Мария дель Мар Уманес также заслуживает внимания, у нее звонкое колоратурное сопрано, к тому же она очень обаятельна и артистична. Помимо дуэта с Кортесом она исполнила также каватину Норины из «Дона Паскуале».

Хорошо показали себя бас Тимофей Павленко с арией Мустафы из «Итальянки в Алжире» (порадовало, что ария прозвучала без традиционной купюры) и баритон Хавьер Поведано, исполнивший каватину Дандини из «Золушки» и его же партию в знаменитом квинтете. Кроме того, Поведано, как выяснилось, профессионально играет на кларнете, на котором он солировал в арии Секста из «Милосердия Тита».

Спела эту арию, а также романс Нелли из «Адельсона и Сальвини» Беллини и партию Золушки в квинтете, меццо Клер Гаскуэн, и меня очень удивило, что ей не достался главный приз. Так или иначе, я уверен, что мы об этой молодой певице еще услышим!

Этим концертом завершилось мое пребывание в Бад-Вильдбаде, где в нынешнем году была представленна особенно интересная и разнообразная программа. Многое записывалось для последующего издания на CD, кое-что снималось на видео, так что и у тех, кто лично не смог посетить фестиваль, еще будет возможность услышать редко исполняемые оперы или необычные редакции известных опер Россини и его современников.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________
Paypal: e.rudneva@yahoo.de
Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot