OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Аида в Улан-Удэ

Андрей Дрожжин, 7 июня 2018 в 14:18

Аида в Улан-Удэ

© Андрей Дрожжин

 

Премьера нынешней постановки состоялась в 2013 году. Над спектаклем работала команда из Санкт-Петербурга — неофициальный «главный режиссер» Мариинского театра Алексей Степанюк и художник Вячеслав Окунев, числящийся в программке за Михайловским театром.

Постановка выдержана в абсолютно классическом стиле, никаких неожиданных решений не ожидалось уже  после первого поднятия занавеса. Здесь, как и в петербуржском спектакле Степанюка и Окунева, разбивка сцен и некоторые сценические ходы отчаянно напоминают роскошную постановку Сони Фризелл в Метрополитен-операНекоторые решения декораций до боли похожи на оформление аналогичных сцен в Северной столице, только в камерном варианте, с учетом размеров сцены. Разве что картина судилища выполнена в оригинальной манере: судьи скрываются в пещере, над которой красуются выточенные в скале бюст фараона и изображения богов. Несколько расширена роль Золотого тельца в сцене встречи победителей: он выступает практически модератором в течение всего эпизода и в конце садится на трон фараона. Удивили грим и подбор костюмов: не все были удачны для исполнителей. Но, в общем и в целом, обошлось без сюрпризов, постановку смело можно называть младшей сестрой петербуржской.

Про оркестр под управлением Виталия Шевелева, дирижировавшего на описываемом представлении, не могу не сказать пары слов. Состав оркестра более приближен к партитуре Верди, нежели в больших театрах, где пытаются не только покрыть объемы залов, но и поднять количество инструментов до уровня помпезности постановки. На этом плюсы заканчиваются. Я понимаю, конечно, что наивно требовать от театра, который только набирает обороты, исполнения на уровне, например, Метрополитен. Но когда арфистка в своих соло в сцене посвящения в храме не попадает ни в одну ноту, это, мягко говоря, перебор. Также довелось впервые услышать, как медные духовые играют на две головы чище струнной группы, музыка у которой увы «разваливалась» и собрать воедино разбредающихся музыкантов было практически непосильной задачей. Но надо признать, что где-то с середины второго действия дирижеру все-таки удалось подарить нам нечто похожее на Верди, правда не без ляпов и местами странных купюр отдельных тактов (!). В сцене судилища даже исполнительница роли Амнерис в одном месте выразительно развела руками, глядя на дирижера, она тоже не поняла, что творится с оркестром. Признаюсь, это был первый спектакль в моей жизни, где мне захотелось уйти где-то на 2-й минуте интродукции. Но я пересилил себя, и был вознагражден.

Приятным сюрпризом стало качество голосов. Я сейчас не о технике, а именно о природных данных. Например, в отличие от новомодных практик исполнения партии Амнерис драматическими сопрано, здесь было именно меццо. Хорошее, сочное, с выраженными «низами». А бас верховного жреца мог бы заставить плакать от зависти многих европейских и наших столичных исполнителей: красивый бархатный профундо с великолепным диапазоном. Как же печально, что эти дары природы используются несколько не по назначению… Пожалуй, единственными, чьи вокальные техники соответствовали оперному спектаклю, были Марина Коробенкова (Аида) и Ольга Жигмитова (Амнерис). У исполнительницы заглавной партии приятный голос с красивым тембром, но ее манера исполнения ближе к русской опере, поэтому оформление партии Аиды прямо-таки навевало ностальгию по советскому оперному театру. Техника, между тем, была лучшей в этом спектакле: грамотно (но в русской же манере пения) оформлены все сложные места, заретушированы сложные для исполнителя моменты, спеты все пианиссимо, по большей части выдержаны все длительности. Единственное, чего не хватало, так это некой «вкусности» и личного осмысления партии. Зато все это с избытком привнесла в спектакль исполнительница роли ее соперницы. Ольга Жигмитова обладает «объемным меццо», прекрасной внешностью, актерским даром и ей явно нравится исполняемая партия. Удовольствие, с которым она растворяется в образе, очевидно и передается зрителю. Правда певица немного не рассчитала силы: конец сцены судилища получился с хрипотцой и неверными нотами. Но это не сильно испортило общее впечатление.

К сожалению, не могу сказать такого же количества комплиментов мужской части состава. Создалось впечатление, что все, кроме Аиды и Амнерис, учились народной музыке (бурятской, разумеется, то есть без жестко закрепленного ритма, так как в бурятском языке, если я правильно информирован, нет ударений в нашем понимании). В результате имеем солистов и хор, не использующих ничего, кроме горла, при подаче звука: резонаторы, диафрагма и прочее, похоже, мало участвовали в процессе (в одном месте мне даже послышалось традиционное бурятское горловое пение). Для труппы характерно полное отсутствие оттенков и нюансов (в основном все пелось на форте, исключений практически не было), искажение ритмического рисунка (17-стопные вердиевские строки в принципе-то сложно петь, но тут наблюдалась полная самодеятельность вплоть до альтернативной мелодики — знакомые вещи переставали узнаваться). В результате было искреннее желание попросить режиссера переставить «Аиду» в декорациях забайкальской степи, перенеся действие, например, в эпоху Чингисхана. Исполнение смотрелось бы в такой постановке гораздо уместнее и интереснее, а за подобные переносы-параллели можно и «Золотую маску» получить. Баиржаб Дамбиев (Радамес) не обладает выдающимися природными данными (впрочем, с тенорами сейчас везде туго), но и техникой похвастаться увы не может: фактически прокричал всю партию, но даже при этом не всегда перекрывал оркестр. Намхай Мунхзул (Амонасро) актерски подарил редкий образец афромонгола. Его исполнение отличалось если не чистотой, то добротностью: он проживает свой образ с отдачей, и вокал ровный, без резких скачков в громкости и интонациях. Бадма Гомбожапов (Рамфис), как уже упоминалось, является обладателем редкого по красоте баса. Однако исполняет все на форте, без нюансов (правда, голос покрывал весь зал с лихвой), без ритмического рисунка и увы исключительно горлом. Хотелось бы, чтобы на него обратили внимание и привили академические каноны, у него есть все задатки для того, чтобы стать одним из лучших басов нашей страны. Хор также пел в основном за счет природных данных, а не мастерства, тем удивительнее, что дирижеру иногда все-таки удавалось собрать эти разноритмовые вокализы в ансамбли.

В итоге зрелище получилось скорее поучительным, нежели приятным. Сейчас есть все возможности для «обмена опытом», в том числе, с небольшими театрами. Почему бы столичным мэтрам музыки не взять некоторые из них (например, Бурятский оперный) «под свое крылышко». В труппе очень много исполнителей с прекрасными данными, некоторые алмазы видны невооруженным глазом, но в целом театр все еще ждет своего Мастера.

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot