OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Жидовка» во Фламандской опере

Роман Рудницкий, 12 апреля 2019 в 14:11

«Жидовка» во Фламандской опере

© Opera Vlaanderen

 

Впервые постановка оперы Фроманталя Галеви «Жидовка», осуществленная известным режиссером Петером Конвичным, была показана в апреле 2015 года, и мне тогда довелось дважды посетить ее (с разными составами) в Антверпене. В этом году оперу возобновили, но уже с другими исполнителями, что стало хорошим поводом для третьего посещения этого спектакля — теперь уже в Генте. Напомню, что Фламандская опера имеет две сцены в разных городах, и каждая постановка поочередно показывается в Генте и Антверпене.

Сразу оговорюсь по поводу несколько грубого и даже провокационного для современного человека названия оперы: хотя в постановке Михайловского театра оперу переименовали в политкорректную «Иудейку», я предпочитаю устоявшийся русский перевод названия. К тому же он более точен по смыслу, поскольку передает заведомо предвзятое, презрительное отношение окружающих к героине.

Опера Галеви, впервые поставленная в Парижской опере в 1835 году, пользовалась в XIX веке огромной популярностью. В середине прошлого века, особенно после Второй мировой войны, опера практически сошла со сцены, однако в последние годы к ней вновь возник интерес, во многом благодаря выдающемуся американскому тенору еврейского происхождения Нилу Шикоффу, для которого партия старого еврея Элеазара стала коронной. Последовали многочисленные постановки с его участием в различных европейских театрах, в том числе и в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, где опера идет с перерывами уже почти 10 лет.

К сожалению, практически все современные постановки имеют два серьезных недостатка. Первый — это то, что грандиозная опера Галеви (около четырех часов чистого звучания) всегда исполняется с многочисленными купюрами. Часто «под нож» идет час или больше музыки! До сих пор я не встречал ни одного действительно полного исполнения, даже единственная студийная запись под управлением Антонио Алмейды идет всего лишь около трех часов. Наименее сокращенная версия была представлена не так давно в Штутгарте и следом в Дрездене, но и там присутствовали довольно существенные купюры.

Вторая проблема — это то, что главную коллизию либретто современные режиссеры обычно сводят либо к Холокосту, либо к банальному бытовому антисемитизму, тогда как в либретто Эжена Скриба речь совсем о другом. Как и в других своих либретто, он говорит здесь прежде всего о религиозном конфликте и о связанном с ним непониманием между людьми, исповедующими разные религии и выросшими в разных системах ценностей.

Напомню оригинальный сюжет «Жидовки». По либретто действие происходит в Констанце в 1414 году, во время знаменитого Констанцского собора. В еврейку Рашель, дочь старого ювелира Элеазара, влюбился принц Леопольд, который посещает ее под именем Самюэля. На тайном свидании Леопольд все же признается возлюбленной, что он христианин, и после уговоров она готова бежать с ним от отцовского гнева. Элеазар останавливает любовников, и Леопольд, которому предлагают принять иудаизм, в ужасе убегает. На другой день, во время торжества по случаю победы Леопольда над гуситами, Евдоксия, его жена, хочет наградить его изготовленной Элеазаром драгоценной цепью, однако Рашель публично заявляет, что он не заслуживает такой чести, и более того — по закону он должен быть казнен за связь с еврейкой. Ее саму тоже ждет казнь. Кардинал Броньи торжественно проклинает преступников. После уговоров Евдоксии Рашель снимает все обвинения с Леопольда, теперь казнь ждет лишь ее и поддержавшего ее отца, который в последний момент открывает кардиналу тайну: Рашель — его приемная дочь, а ее настоящий отец — сам Броньи. Но Рашель в этот момент уже брошена в котел с кипящим маслом…

Следует отметить, что Скриб (а вместе с ним Галеви) не делит героев на однозначно «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих». Увы, за него это делают режиссеры, причем давно. Так, еще в XIX веке опера шла в Михайловском театре с измененным финалом, где главные герои в конце соглашались принять крещение и, как следствие, оставались в живых! Надо полагать, что евреи там были показаны в самом неприглядном виде. В наше время возникла другая крайность: в современных постановках они стали однозначно положительными героями, тогда как их преследователи, соответственно, превратились в «фашистов» со всеми вытекающими последствиями.

Надо отдать должное Петеру Конвичному, который все-таки отошел от такой однозначной трактовки и поставил спектакль именно о непонимании между людьми, которых разделяет некий условный и несущественный, по мнению режиссера, признак — в данном случае это цвет рук. Другое дело, что сводить религиозные и культурные различия к такой мелочи, на мой взгляд, все-таки крайность.

К сожалению, Конвичный, как и многие представители так называемого «режиссерского театра», воспринимает партитуру, с которой работает, всего лишь как «сырье» для собственного оригинального творчества, считая себя вправе не только выбрасывать целые сцены (весь спектакль с антрактом идет три часа с четвертью), но даже менять номера местами! Так, каватина Элеазара Dieu, que ma voix tremblante в этой версии почему-то звучит не на своем законном месте в начале  второго действия, а вне контекста — в качестве своеобразного антракта уже к третьему действию. Смысл подобной перестановки для меня неясен, тем более что подряд за этой каватиной прозвучал без какого-либо вступления (увы, в сильно усеченном виде) еще один сольный номер — ария принцессы Евдоксии.

Другой пример подобного вольного подхода к музыкальному материалу — начало спектакля, где не звучат ни оригинальная большая увертюра Галеви, ни более короткая альтернативная прелюдия, написанная композитором несколько позже. Вместо этого в зале резко гаснет свет, и сразу же начинает звучать орган — вступление к хору Te Deum, открывающему оперу. Конечно, такое начало с мгновенным погружением в атмосферу спектакля производит определенный эффект, но мне как меломану было очень жаль музыки, которой ради этого эффекта пришлось пожертвовать.

И если в данном случае понятно, чего добивался режиссер, то смысл других неожиданных купюр остался для меня загадкой. В частности, я так и не понял, зачем было полностью выбрасывать красивейшую серенаду Леопольда Loin de son amie — ее довольно часто сокращают, не исполняя второй или третий куплет, но нигде до этой постановки я не сталкивался с тем, чтобы серенада отсутствовала полностью.

Было много и других купюр, как больших (полностью отсутствовали многие хоровые и балетные сцены, болеро Евдоксии), так и более мелких. Подобный подход Конвичного к музыкальному тексту особенно обиден — ведь в свое время этот режиссер поставил абсолютно полную четырехчасовую парижскую редакцию «Дона Карлоса», сумев обыграть даже чисто декоративный и не связанный с сюжетом балетный дивертисмент.

И все же если сравнивать его постановку «Жидовки» с вышеупомянутой версией Михайловского театра, то в Генте прозвучало и несколько отсутствующих там фрагментов. Например, в более полном виде был исполнен большой дуэт Рашели и Леопольда во втором действии, присутствовали первый дуэт двух соперниц — Рашели и Евдоксии, большой ансамбль в финале третьего действия, а также (правда, в несколько усеченном виде) кабалетта Элеазара Dieu m’éclaire, завершающая его знаменитую арию и в нынешних постановках часто полностью купируемая.

Но вернемся к режиссуре. В постановке Конвичного нет ни Констанцского собора, ни уже привычных современному зрителю фашистов. На сцене представлена современность, однако действие происходит в некоей параллельной реальности, где люди делятся на две неравноправные группы: высшую «касту» с синими руками и низшую — с желтыми. Представители этих групп ненавидят друг друга, хотя никаких других различий между ними нет, и любвеобильному принцу Леопольду достаточно надеть желтые перчатки, чтобы сойти за своего в окружении «желторукой» Рашели.

 

© Opera Vlaanderen

 

 

Очень интересно решена сцена, когда Рашель, которая выследила сбежавшего Леопольда, приходит наниматься служанкой к его жене, пряча свои желтые руки за спиной. Евдоксия протягивает ей руку, чтобы скрепить договор рукопожатием, но внезапно отшатывается, увидев цвет рук Рашели. А когда в конце своего второго дуэта они наконец-то находят общий язык и вместе помещают руки в ведро с водой, смывая краску, вдруг выясняется, что все различия между ними — чистая условность, а на самом деле они ничем друг от друга не отличаются!

Очень интересно поставлена и сцена во втором действии, когда Элеазар начинает подозревать о связи дочери с «Самюэлем» и устраивает им тест — предлагает зажечь свечи. Однако оба сильно нервничают, руки у них трясутся, спички гаснут, а подозрения Элеазара лишь усиливаются.

Если в целом режиссерская концепция Конвичного была мне вполне понятна, а многие решения даже понравились, то некоторые моменты все-таки вызвали недоумение. Например, в финале третьего действия Рашель явилась на торжество «синеруких» в поясе шахида, а под заключительную стретту внезапно руки у хористов оказались самых разных цветов, причем все они также занялись изготовлением подобных поясов. Еще больше удивил финал оперы, когда Элеазара и Рашель, приговоренных к казни, зачем-то нарядили женихом и невестой. С самой казнью тоже непонятно: Рашель в финале поднимается куда-то по лестнице, но остается лишь гадать о том, что ее на вершине этой лестницы ожидает.

Некоторые моменты этой совершенно серьезной оперы режиссер зачем-то решил подать в комическом ключе. Например, Евдоксия явилась к Элеазару заказывать подарок для Леопольда в пьяном виде; она же совместно с Рашелью с трудом стаскивала со спящего мужа сапоги и т. д.

Кроме того, певцы регулярно ходили по партеру, многие важные номера исполнялись оттуда (Рашель пела из партера практически весь дуэт с Леопольдом, Элеазар — кабалетту), к тому же в музыкальную ткань оперы периодически вклинивались чужеродные звуки — смех, посторонние реплики. Все это довольно сильно отвлекало и мешало слушать прекрасную музыку Галеви.

 

© Opera Vlaanderen

 

 

Хотя я непривычно много написал о постановке, все же для меня в опере гораздо важнее само исполнение, и должен сказать, что общий уровень нынешнего спектакля, с некоторыми оговорками, показался мне выше, чем четыре года назад.

В заглавной партии выступила молодая американка Коринн Уинтерс. Раньше мне не доводилось слышать эту певицу, и ее исполнение стало для меня приятным сюрпризом: она очень артистична, музыкальна, обладает красивыми низами, что важно для партии Рашели. Возможно, в самом начале звучала немного резко, распелась не сразу, но в целом произвела отличное впечатление.

Драматический тенор Рой Корнелиус Смит специализируется в основном на веристских операх, что, к сожалению, было заметно: играл он хорошо, причем сложилось впечатление, что во многом старался подражать Нилу Шикоффу, однако стилем большой французской оперы он явно не владеет, а Галеви в его исполнении больше походил на Пуччини или Леонкавалло. К тому же при попытках петь на пиано у него иногда появлялся хрип.

Зато блестяще спел принца Леопольда (правда, без единственного сольного номера) второй тенор — Энеа Скала, настоящий виртуоз, поразивший меня еще в венецианской «Семирамиде». Пожалуй, я и не вспомню другого певца, с такой легкостью бравшего все многочисленные верхние ноты этой сложнейшей партии.

Весьма хорош был и густой бархатный бас Риккардо Дзанеллато в партии кардинала Броньи.

Колоратурное сопрано Николь Шевалье, штатная солистка берлинской Комической оперы, звучала в партии Евдоксии несколько резко, пронзительно, чересчур надрывно, но отчасти компенсировала недостатки вокала хорошей актерской игрой.

Порадовал и оркестр под управлением маэстро Антонино Фольяни — знатока бельканто и французской оперы, бессменного музыкального руководителя фестиваля Россини в Вильдбаде, исполнившего там, среди прочего, самую полную версию «Вильгельма Телля.

В заключение стоит упомянуть, что я посетил спектакль 4 апреля, а уже следующий, 6 апреля, транслировали в Интернете на платформе Operavision, где с его видеозаписью может ознакомиться любой желающий.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot