OperaTime.ru

Главная > Рецензии > “Война и мир” Прокофьева во время войны в Украине

Анатолий Руднев, 28 апреля 2023 в 14:01

“Война и мир” Прокофьева во время войны в Украине

Дмитрий Черняков. © Anatoly Rudnev

Пятого марта – в семидесятилетнюю годовщину смерти Сталина и Прокофьева, на триста семьдесят пятый день войны России с Украиной в Баварской опере была представлена премьера “Войны и мира”.

Совпадение – совершенно случайное, но уже породившее красивую легенду, что дату премьеры интендант Баварской оперы Серж Дорни и режиссер Дмитрий Черняков задолго согласовывали и планировали. Но это не так важно, а красивая легенда должна сопровождать события такого масштаба.

Немного новейшей истории: премьера оперы была запланирована в 2020 предыдущим интендантом Никлаусом Бахлером. В начале 2022 года Дмитрий Черняков собирался отказаться от идеи ставить эту оперу в Мюнхене. Причина – совершенно банальная: осенью этого же года в Берлине были запланированы четыре спектакля премьеры “Кольца нибелунга”, репетиции уже тогда были в разгаре, шли без остановок, и был огромный риск, что у Дмитрия просто не будет сил приниматься за сложнейшую оперу после четырехкратной сложнейшей премьеры “Кольца” в Берлине. И, тем не менее, интендант Баварской Оперы Серж Дорни с невероятным искусством дипломатии уговорил режиссера поставить оперу. И случилось это (я имею в виду окончательное положительное решение Чернякова) 7 февраля 2022 года, то есть почти за две недели до начала войны. Война, начавшаяся 24 февраля полностью поменяла планы концепции оперы. Уже после премьеры, я спросил Дмитрия, а как бы выглядела концепция, если бы 24 февраля ничего бы не случилось, на что он мне ответил: а какая разница? И, наверное, он прав, история и жизнь идут вперед, и вспять их не повернуть…

Премьеры и спектакли Чернякова, помимо своей театральной функции (что совершенно логично), являют собой невероятные социальные ивенты: приезжают огромное число людей из многочисленных стран мира, совершенно из разных социальных групп: здесь и бывшие олигархи, они же мультимиллионеры, бывшая пресс-секретарь Медведева, глава Газпрома, советник Владимира Зеленского, ну и, само собой, обычные люди, которые каждый день ездят на работу в метро. Причем, обычно после премьер дискуссии (в том числе в социальных сетях) идут параллельно: первая, самая важная часть – это обсуждение спектакля, и вторая, менее важная, но очень активно и громко обсуждаемая – это насколько этично присутствие вышеуказанных так называемых VIP-особ из России на премьере в Мюнхене. Лично я не имею отношение ко второй дискуссии, но меня поразила одна из тем, обсуждение которой идет уже третий день: была ли на премьере дочь первого президента РФ Бориса Ельцина, и имеет ли она этическое право посещать премьеру в Мюнхене. Меня поразило участие в дискуссии самой Татьяны Дьяченко в ветке “дискуссии о ней” на ФБ, она оправдывается: ее не было на премьере. В общем, не сомневаюсь, что любители теории заговоров, а также хейтеры режиссера верят, что все это PR. Но это не PR, это жизнь, абсурдная, нелогичная и часто просто глупая…

Но вернёмся к спектаклю.

Это не первый спектакль Дмитрия Чернякова, о котором мнения не просто разные, они охватывают 360 градусов – то есть совершенно мультиполярные. Но я хотел бы, прежде всего, высказать мое мнение и свои впечатления.

Как известно, опера “Война и мир” имеет несколько редакций, также общеизвестно, что некоторые сцены были Прокофьеву просто навязаны тогдашним партийный руководством, а времена были весьма непростые: пик сталинского террора. Поэтому, когда приходит идея поставить оперу, режиссеры и дирижеры всегда комбинируют разные сцены и создают индивидуальный коктейль Войны и мира Прокофьева

Следующий важнейший момент, о котором я хотел бы напомнить, это невероятная сценическая сложность спектакля: 70 солистов, огромные хор и массовка, и так далее. Поэтому мало какому театру спектакль вообще под силу. А уж не российскому театру это, обычно, просто “не по зубам”, даже если хотя бы половина солистов будут русскоязычные. Постановки этой оперы в мире можно сосчитать на пальцах одной руки: Борис Покровский (малый оперный театр, Ленинград и ГАБТ), Леонид Баратов (МАМТ), Грэм Вик (Мариинский – постановка была снята без объяснения причин), Андрон Кончаловский (Мариинский) плюс буквально парочка постановок за рубежом: в Праге, Сиднее и не так давно, в Женеве.

Хочу особо отметить феноменальное знание Черняковым партитуры оперы и разных ее редакций. Лично я был просто поражен глубиной его знаний, сравнимых со знаниями дирижеров. Поддержка концепции музыкальным руководителем Баварского оперного дома и дирижёра спектакля Владимира Юровского, а также интенданта театра сложили пазл, необходимый для успешной и плодотворной работы над спектаклем.

Итак, возвращаемся собственно к спектаклю.

Первая часть, Мир, происходит в пространстве колонного зала дома союзов (для тех, кто в курсе). Очень интересно было услышать альтернативные мнения – пространство вышеозначенного зала казалось вокзалом крупного столичного города, по другой топ-2 альтернативной версии это было пространство дворца Чаушеску в Бухаресте.

В пространстве зала собрались беженцы, в их числе Наташа, Соня, и другие персонажи. Отмечают Новый год, приходит Дед Мороз и все это происходит во время войны. Тема войны, присутствует с самого начала, война была, есть и будет, она перманентная: Океания всегда воевала с Остазией, это, на мой взгляд, очень важный момент.

И все отношения между главными героями происходят в пространстве зала, без смены картин, нон-стоп, карнавальные костюмы из бумаги и газет изготавливаются с помощью ножниц там же, блещут бумажные эполеты,  играет вальс…

Вторая часть – собственно Война, начинается с хора: это смесь  истерики, молебна, военной вакханалии и с этого момента лично для меня на сцене начинается отражение новостной ленты BBC на русском языке (хотя формально, идет военно-патриотическая игра «Бородинская битва», но мы то знаем современный Эзопов язык). Перед глазами зрителей события, происходящие ежедневно в Украине, например, расстрелы поджигателей, и создается впечатление, что между сценой и нашей жизнью стоит просто зеркало. Гротескное появление Наполеона (à la Великий диктатор) только лишь добавляет реальность в сценическое действие. Кутузов представлен как антигерой, но уже не гротескный, а совершенно реальный! Не поющий большой арии (что совершенно ожидаемо в данной концепции), в финале ложащийся в гроб Сталина для последующей героизации и мифологизации. 

С самого начала я был просто шокирован в позитивном плане идеальным подбором главных героев: Наташа Ростова (Ольга Кульчинска), Андрей Болконский (Андрей Жилиховский), Пьер Безухов (Арсен Согомонян), Элен Безухова (Виктория Каркачева), Граф Ростов (Миша Шеломянский), Долохов (Алексей Ботнарчук), Кутузов (Дмитрий Ульянов) и другие. Они как-будто были клонированы Черняковым в реторте Фауста. Лучшего кастинга представить невозможно.

Помимо великолепного кастинга, вокал был на самом высочайшем уровне: Ольга Кульчинска, Андрей Жилиховский, Арсен Согомонян, Александра Янгель и другие продемонстрировали ярчайший вокал.

На сцене было 150 участников, и, несмотря, на такое количество не было ощущения хаоса, движения, роли каждого были идеально продуманы и структурированы.

Невероятно важный момент: режиссер не пытается что-то объяснить, не анализирует, он ПРОСТО ПОКАЗЫВАЕТ НАМ ЗЕРКАЛО. Именно поэтому восприятие спектакля было, есть и будет разным в зависимости от самого зрителя. Кто-то отвернется, так как неприятно видеть свое отражение, кто-то начнет философствовать: “все не так однозначно”. 

Но, будучи оптимистом, я уверен, что мир (в смысле общество) после этой постановки станет немного лучше. В этом и есть высший смысл искусства!

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали». Чтобы поддержать сайт: Paypal: a.rudnev@yahoo.de Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot