OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Берлина > Трубадур в Берлинской Штаатсопере

Андрей Панаев, 9 ноября 2018 в 22:12

Трубадур в Берлинской Штаатсопере

 

Трубадур в сезоне 2018/2019 — это «третья серия» спектаклей. Первая серия была премьерная, на первых спектаклях главный состав был следующим: Анна Нетребко, Гастон Риверо (изначально планировался Йонас Кауфманн, но по каким-тo причинам этого не случилось), Марина Пруденская и last but not least Пласидо Доминго (естественно, баритон).

Во второй серии спектаклей кроме Леоноры все остальные главные персонажи были заменены: Юсиф Эйвазов, Долора Зажик и Симоне Пьяцолла. Обоими блоками дирижировал Даниэль Баренбойм.

Третья серия спектаклей была обновлена полностью: Леонору пела Людмила Монастырская, Азучену — Виолетта Урмана, Манрико — Стефано ла Колла, ди Луну — Владислав Сулимский и Феррандо — Григорий Шкарупа.

Постановщик спектакля Филипп Штёльцль — режиссер, известный значимыми оперными работами в последних лет. Среди них «Сельская честь» + «Паяцы» в Зальцбурге, «Летучий Голландец» и «Орфей в аду» в Берлинской Штаатсопере, «Парсифаль», «Риенци» и «Фауст» в Дойче опере Берлина. Будучи по образованию художником-сценографом, он им и остается — всегда уделяет максимум внимания «картинке», собственно постановки же ни в одной из его работ нет, все его работы, если говорить честно, являются «семистэйдж» — полуконцертными.

Автор этого текста посетил практически все спектакли прошедших сезонов. Ни один из них не был в музыкальном плане идеальным: слишком высока планка этой оперы как в вокале солистов, так и в звучании оркестра с хором. И если в первой и второй серии спектаклей Леонора и Азучена были прекрасные, тo остальные участники были на несколько порядков ниже. Справедливости ради нужно сказать, что хор был всегда очень достойным, оркестр был на удовлетворительном уровне.

Последняя серия спектаклей (автор побывал на первом и втором спектакле серии) в плане вокала была наилучшей, а вот с оркестром произошло что-тo непонятное. Темпы, слаженность, баланс — все это «скатилось» вниз. Было впечатление, что вместо Штаатскапеллы (являющейся объективно одним из лучших оперных оркестров Германии) в оркестровую яму посадили третьесортный провинциальный оркестр, который никогда не исполнял Верди. Причина очевидна. Имя ей — Ен Сун Ким, дирижер.

Вернемся к вокалу. Людмила Монастырская дебютировала в партии Леоноры. Она прекрасна, удивительна, с позитивной энтропией, собственно она и является главной героиней этого спектакля! У певицы выдающийся по тембру и очень красивый голос, замечательно звучащий на всем диапазоне. Обертонально благородный тембр идеально сочетается с актерской выразительностью, что бывает у исполнительниц партии Леоноры исключительно редко. Певица очень точна в виртуозных пассажах, удивительно рельефно озвучивает низкие ноты, особенно в каватине.

 

© L.Monastyrska. Архив operatime.ru

 

Исполнительница партии Азучены Виолетта Урмана, несомненно, наделена сценическим магнетизмом, а также звучным, красиво окрашенным и полетным голосом.

© L.Monastyrska. Архив operatime.ru

 

Манрико оставался немного «плоским» с вокальной точки зрения на всем протяжении спектакля, но, справедливости ради, высокая фермата в стретте покорилась певцу на форте очень легко.

Вокал Сулимского в целом можно охарактеризовать как высокую культуру интерпретации партии. Исполнение было очень темпераментным.

Исполнитель партии Феррандо с первых тактов музыки приковал к себе пристальное внимание.

Последняя серия спектаклей — очередная попытка представить зрителям идеального в музыкальном плане «Трубадура». На мой взгляд, идеального не получилось, получился просто хороший спектакль, что само по себе немало. В прошедшем сезоне в соседнем театре Берлина — в Дойче опере было две серии спектаклей «Трубадур». Но, опять же, идеального там тоже не получилось: Елена Стихина, Евгений Орлов, Александра Ионис и Георг Петеан были близки к идеалу в первом касте, во втором же — Анита Рачвелишвили и снова Петеан на порядок были выше остальных исполнителей (и с хором там все спектакли были большие проблемы).

Что же нужно для идеального «Трубадура»? Прежде всего, подбирать исполнителей профессионально и скрупулезно. И не последний момент — это выбор дирижера. Дирижер должен быть в состоянии понятно изложить свою концепцию произведения оркестрантам, потому что даже отличному оркестру необходимо понимание того, что хочет сделать дирижер. И если все это случится, нам, зрителям, будет представлен идеальный в музыкальном плане спектакль.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии: