OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Берлина > Tosca в Штаатсопере Берлина

Андрей Панаев, 11 июня 2018 в 10:45

Tosca в Штаатсопере Берлина

© operatime, архив. После премьеры Тоски/ Шиллер-Театр, 03.10.2014. Слева направо: Альвис Херманис, Анья Кампе, Фабио Сартори и Михаэль Фолле.

 

Премьера постановки прошла чуть менее 4-х лет назад, а именно, 3-го октября 2014 года. После этого спектакль регулярно — серия из 5-6 спектаклей раз в год — проходил при хорошо заполненном зале до недавнего времени в Шиллер-театре, и сейчас, после открытия «нового старого» здания Штаатсоперы — в историческом здании. Серия данных спектаклей пока проходит при 100% заполняемости.

Постановку осуществил Альвис Херманис. И во время премьеры, затем позже (автор посетил практически все спектакли данной постановки) и во время недавнего посещения я все время задавал себе вопрос — зачем нужно ставить очередной семистэйдж? Ну мотивация режиссера понятна: «в опере платят больше!» Но чем руководствуется театр? Зачем одну неудачную постановку «Тоски» заменять другой? Правда такую же судьбу повторила там же, только чуть позже «Травиата»… Я понимаю, вопросы эти останутся без ответа, но, тем не менее…

Сценография на всем протяжении остается одна и та же: сменяется лишь «фон» и парочка сценографических образов. «Фон» представляет собой с одной стороны виды Рима, а с другой рисунки по сюжету, напоминающие комиксы: данная концепция была бы понятна в случае, если бы спектакль был сделан для детей — по типу «Волшебная флейта для маленьких зрителей», в случае «Тоски» такое художественное дополнение вызывает недоумение. 

Певцы во время действия предоставлены сами себе, не видна скрупулезная режиссерская работа: каждый играет в силу своего понимания роли, но «общего драйва» нет.

Вследствие вышесказанного, в полном отсутствии ценности постановки, особое значение приобретает музыкальная часть (понятно, что музыка первична в опере всегда, но в случае неудачной постановки,  музыкальная часть должна быть на высочайшем уровне). И надо сказать, все предыдущие спектакли за некоторым исключением были по музыкальной части очень высокого уровня. Так на премьере в трех главных партиях были задействованы Анья Кампе, Фабио Сартори и Михаэль Фолле, затем было неудачное выступление Анжелы Георгиу, после чего был настоящий подарок Берлинской публике, в партии Тоски трижды выступила Людмила Монастырская, на сегодняшний день одна из лучших (а по мнению автора — лучшая Тоска). В партии Каварадосси был задействован Фабио Сартори за парой исключений (два года назад из-за болезни его не очень удачно заменил Марчелло Джордани, и чуть больше года назад в серии из трех спектаклей с Людмилой Монастырской — Йонгун Ли). Партию Скарпиа помимо Михаэля Фолле в данной постановке исполняли Франк Штрукманн и Эрвин Шротт.

Юсиф Эйвазов (Каварадосси), как известно, обладает крупным, выносливым голосом, заполняющим любой зрительный зал, уверенно перекрывающий оркестр любой интенсивности. На этом позитив заканчивается. Его «своеобразный» тембр, невыверенная динамика мелодической линии, жесткое звукоизвлечение и, наконец, «штампованная манера» исполнения не смогли быть компенсированы.

Но для 95% публики, которая пришла «полюбоваться на люстру» и читает содержание «Тоски» перед спектаклем в буклете — в антрактах спектакля, всё это абсолютно неважно. Овации для Эйвазова были нескончаемыми, бесконечные крики «Браво» в том числе во время звучания музыки — такое в Берлине бывает чрезвычайно редко.

Трудно представить более неподходящего, чем Джеральд Финли, кандидата на роль Скарпиа. Не слишком удачный дебют в этой партии состоялся у него не так давно в Лондоне.

Партия Скарпиа требует от исполнителя устойчивого звучания и в низкой, и в высокой тесситуре, мощного звукоизвлечения и способности «быть слышным» в Te Deum на фоне хора и оркестра. Ничего из вышеперечисленного не было. Финли довольно быстро утомлялся, его голос запонял зал с трудом, были очень заметны регистровые переходы.

Но все вышеперечисленное было с лихвой компенсировано исполнительницей партии Тоски Еленой Стихиной. Елена — обладательница сочного лирико-драматического сопрано, певица, невероятно интеллектуальная, тонко чувствующая и легко передающая градации и нюансы музыкальных динамических штрихов своим исключительно красивым и обертонально насыщенным голосом. Елена несмотря на свою молодость несомненно входит в Top-5 лучших исполнительниц Тоски!

© operatime, архив

 

Также не могу не отметить прекрасную работу Симоны Янг с оркестром: оркестр под ее управлением звучал слаженно, темпы были замедленны, я услышал звуки и краски, которые не слышал ранее. Симона буквально как Роден «лепила» звук из оркестра, превращая звучание отдельных инструментов в мультидименсиональный продукт Гармонии, и, с другой стороны, помогала певцам.

В итоге, когда слышишь идеальную исполнительницу Тоски и прекрасно звучащий оркестр, все остальное можно просто забыть, хотя, если бы хотя бы исполнитель Каварадосси был бы другим, впечатления бы были совершенно другого масштаба!

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии: