OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Необычные «Пуритане» в Валлонской королевской опере

Роман Рудницкий, 1 июля 2019 в 20:44

Необычные «Пуритане» в Валлонской королевской опере

© Оpéra royal de Wallonie

 

В Валлонской королевской опере я побывал за короткий срок уже второй раз. На этот раз меня привлекла постановка «Пуритан» Беллини, а в особенности то, что еще год назад, объявляя новый сезон, музыкальный руководитель театра Сперанца Скаппуччи анонсировала максимально полную версию оперы. Это значит, что исполнялась она по вышедшему в 2013 году критическому изданию, подготовленному музыковедом Фабрицио Дела Сета. Кстати, несколько удивил тот факт, что ни на сайте театра, ни в программке не было написано ни слова об используемом издании и его весьма значительных отличиях от общепринятой версии. Предлагая публике столь необычную версию известной оперы, имеет смысл указать это особо, тем более что спектакль с одним антрактом шел почти четыре часа!

«Пуритане» — последняя и, возможно, лучшая опера Беллини (признаюсь, я для себя ставлю ee значительно выше «Нормы»). Как известно, композитор скоропостижно скончался всего через несколько месяцев после премьеры, состоявшейся 24 января 1835 года в парижском Итальянском театре.

Условно можно выделить три версии «Пуритан». Во-первых, это полная партитура, подготовленная композитором к парижской премьере. Во-вторых — несколько сокращенный вариант, учитывающий сделанные в последний момент (до или вскоре после премьеры) купюры и опубликованный уже после смерти автора при участии Джоакино Россини — на тот момент руководителя Итальянского театра, активно помогавшего Беллини в подготовке новой оперы. Именно эта версия впоследствии многократно переиздавалась и до недавнего времени оставалась общепринятой, хотя еще с 70-х годов прошлого века делались отдельные попытки восстановить часть музыки, не вошедшей в стандартные издания.

Наконец, существует так называемая «версия Малибран» — альтернативная авторская редакция, подготовленная Беллини параллельно с «основной» парижской и отосланная им в Неаполь для постановки, которая в итоге так и не состоялась. Партию Эльвиры композитор транспонировал для Малибран вниз, тогда как сэр Ричард из баритона превратился в тенора. В этой версии присутствуют все фрагменты, позднее удаленные из окончательной парижской редакции, но зато в ней нет ставшего впоследствии знаменитым дуэта Ричарда и Джорджа — Беллини посчитал, что неаполитанская цензура не пропустит содержащийся там гимн свободе. Кроме того, неаполитанская редакция традиционно разделена на два действия, тогда как в Париже уже перед самой премьерой Беллини по совету Россини изменил структуру оперы на трехактную и поменял местами вышеупомянутый дуэт со сценой сумасшествия Эльвиры, чтобы завершить действие эффектной кабалеттой Suoni la tromba.

Новое критическое издание Делла Сета содержит всю музыку, написанную Беллини, в том числе отсутствующую в традиционной версии, а также множество мелких исправлений, сделанных на основе доступных источников. Конечно, к нему обращались и раньше, в том числе еще на стадии подготовки к публикации. Можно отметить постановки в Амстердаме и Болонье, доступные на видео. Однако до сих пор услышать «Пуритан» полностью можно крайне редко, и обе упомянутые постановки также содержали различные купюры.

В Льеже же действительно прозвучала вся музыка оперы, были раскрыты многочисленные традиционные купюры (прежде всего повторы в кабалеттах), а также включены три фрагмента, которых в традиционной версии нет вообще. Возможно, сам композитор решил, что эта музыка тормозит действие и без того довольно длинной оперы (самой масштабной из написанных им), а возможно, прислушался к советам Россини. Но как бы то ни было, эти фрагменты чрезвычайно красивы, поэтому включение их в современные постановки можно только приветствовать, хотя и нельзя считать обязательным.

Первый из них — терцет Артура, Ричарда и Генриетты Se il destino a te m’invola, предшествующий бегству героя и являющийся частью грандиозного финала первого действия. Известно, что этот фрагмент звучал на первых парижских спектаклях, но в дальнейшем был купирован, а содержащие его страницы автографа (кроме самого начала) кем-то удалены. При подготовке критического издания оригинальный терцет был реконструирован на основе «версии Малибран».

Еще одна интересная вставка содержится в дуэте Артура и Эльвиры в третьем действии. Первоначально этот дуэт полностью соответствовал канонической четырехчастной форме (la solita forma) и включал красивейшее кантабиле Da quel dì che ti mirai, но уже во время репетиций Беллини решил его сократить. Возможно, дело в том, что тенору в последнем действии и без того приходилось петь слишком много: большой романс, дуэт, а сразу за ним сложнейший финальный ансамбль, в конце которого композитором выписано сверхвысокое фа — нота, доступная очень немногим тенорам. Как бы то ни было, в автографе композитора кантабиле в дуэте сохранилось — вероятно, он допускал возможность его исполнения в дальнейшем. Звучит оно и в классической студийной записи с участием Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти, но в новой оркестровке, предположительно выполненной Ричардом Бонингом, и с небольшим дополнением, отсутствующим в новых постановках по критическому изданию (полагаю, что это дополнение относится лишь к «версии Малибран»).

Третий «нестандартный» фрагмент и раньше время от времени исполнялся, но как сольная кабалетта Эльвиры — Ah! Sento, mio bell’angelo. Сольной эта кабалетта стала в «версии Малибран», тогда как в Париже она задумывалась как дуэт героев. Конечно, в Льеже это тоже был дуэт.

Совместная постановка Оперы Франкфурта и Валлонской королевской оперы впервые была показана в декабре прошлого года во Франкфурте. Осуществил ее режиссер Венсан Буссар, а костюмы разработал всемирно известный модельер Кристиан Лакруа.

Но если костюмы Лакруа и декорации Йоханнеса Лайаккера были весьма красивы, то режиссерские идеи самого Буссара остались мне не вполне ясны, несмотря на его собственные комментарии в программке к спектаклю. Так, начинается у него спектакль якобы над свежей могилой Беллини, а затем траурная церемония внезапно превращается в маскарад, где среди масок возникают герои последнего шедевра композитора. Но никакой могилы я на сцене не увидел. Были лишь хористы в костюмах эпохи Беллини с духовными книгами в руках, что можно при желании понять двояко: то ли друзья и поклонники Беллини присутствуют на траурной церемонии, то ли пуритане совершают утреннюю молитву, как и следует из либретто.

Вообще же основная идея режиссера, которую, однако, довольно сложно разглядеть в самом спектакле, не читая сопроводительный текст, состоит в том, что герой оперы Артур носит в себе черты самого автора, разрывающегося между несколькими женщинами. Кстати, помимо Эльвиры и Генриетты на сцене присутствовала еще и третья женщина, идентифицировать которую мне не удалось: то ли это был двойник Генриетты, то ли какой-то посторонний персонаж.

Но если не ломать голову над ребусами Буссара, а просто смотреть спектакль, то впечатления от него остаются самые положительные. Спектакль очень красив и вполне гармонирует с музыкой Беллини.

Сцена представляет собой некий полуразрушенный театр (к тому же в первых двух действиях отделенный от зрителей прозрачным занавесом), в центре которого располагается большой рояль. Возможно, этот рояль и символизирует в самом начале могилу Беллини, но провести такую параллель довольно сложно. В дальнейшем герои постоянно с ним взаимодействуют, а Эльвира даже поет значительную часть дуэта с сэром Джорджем лежа на этом рояле.

Режиссеры, ставящие «Пуритан», в последнее время все чаще пытаются как-то уйти от нелогичного оригинального хэппи-энда с внезапным исцелением безумной Эльвиры и всеобщей амнистией. Но проблема в том, что радостная музыка финала никак не вяжется с предлагаемой ими трагической развязкой. Буссар также предложил свое прочтение, интересное, но не слишком убедительное: Эльвира у него в порыве безумия сама стреляет в Артура (чаще в современных постановках его убивает ревнивый Ричард). Интересно, что Ричард здесь пытается защитить Эльвиру, не позволяет ей приблизиться к умирающему Артуру и осознать, что она совершила.

Артур медленно умирает, а знаменитое верхнее фа становится здесь его предсмертным криком (конечно, в переносном смысле) и кульминацией всей оперы. В этот момент музыка останавливается, наступает темнота, и можно даже подумать, что режиссер решил закончить спектакль на этом месте, купировав заключительный хор с радостной кабалеттой героев. Но оригинальный финал все же звучит, только это уже не Артур с Эльвирой, а сам Беллини, репетирующий свое новое сочинение с жеманной примадонной. Музыка заканчивается, певица покидает сцену, композитор остается один. Честно говоря, такой финал показался мне еще менее логичным, чем всеобщее ликование, предусмотренное либретто.

Осталось сказать пару слов о самом исполнении. Помимо расширенной редакции, еще одним стимулом для моего посещения льежских «Пуритан» стало участие Лоуренса Браунли — одного из лучших лирических теноров современности. Надо сказать, что справился он с этой партией, написанной для знаменитого Джованни Рубини и мало кому доступной в оригинальном виде, блестяще! Кульминацией стало безупречно взятое в конце почти четырехчасового «марафона» сверхвысокое фа — нота, почти всегда игнорируемая современными исполнителями, даже такими именитыми, как Флорес.

 

© Оpéra Royal de Wallonie

 

Но если в Браунли я практически не сомневался с самого начала, то приятным сюрпризом для меня стала молодая чешская певица Зузана Маркова в партии Эльвиры. Она продемонстрировала не очень большой, но красивый и полетный голос, звонкие верхушки, взятые без малейшего напряжения, и убедительную игру.

Баритон Марио Касси (сэр Ричард) начал не вполне уверенно, но по ходу спектакля распелся и в дальнейшем показал вполне достойный уровень. Также хочется отметить, что он активно варьировал повтор своей кабалетты Bel sogno beato.

Самым слабым в этом спектакле мне показался бас Лука Далль’Амико — сэр Джордж. Я ранее неоднократно слышал его на фестивале в Вильдбаде, и всегда впечатления были схожи: большой голос, начисто лишенный каких-либо оттенков. Он одинаково монотонно и утешал любимую племянницу, и пел о пламенной любви к Родине. Впрочем, звучал он достаточно качественно, чтобы не испортить в целом выдающийся спектакль.

Второй бас, Алексей Горбачев, исполнивший небольшую, но важную партию лорда Уолтона, понравился мне значительно больше.

И отдельно хочется отметить местную бельгийскую певицу Алексиз Йерна — королеву Генриетту. Обычно Генриетте практически нечего петь, но в представленной редакции благодаря добавленному терцету эта партия перестает быть сугубо второстепенной и требует участия певицы первого положения.

Особо надо отметить блестящую дирижерскую работу Сперанцы Скаппуччи, под руководством которой оркестр Валлонской оперы звучал сочно и энергично. Она наглядно продемонстрировала, что Беллини далеко не так сентиментален, как многие привыкли считать.

Безусловно, эти «Пуритане» стали выдающимся событием — как из-за исполненной расширенной редакции, так и благодаря самому исполнению. А незадолго до премьеры Валлонская опера объявила программу нового сезона, в котором слушателей ждет множество интересных и редко исполняемых опер.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot