OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Открытие пасхального фестиваля в Баден-Бадене

Анатолий Руднев, 10 апреля 2022 в 20:48

Открытие пасхального фестиваля в Баден-Бадене

В этом сезоне фестиваль совпал с глубочайшей после Второй Мировой войны гуманитарной катастрофой в Украине. Помимо общечеловеческих факторов, как-то гибели мирного населения и огромного количества беженцев в Европе, уже исчисляющегося миллионами, на «повестку дня» встал вопрос о целесообразности исполнения русской музыки (в частности, Чайковского), а также возможности участия в спектакле вокалистов из Украины, если вместе с ними участвуют певцы из России. В этом контексте Тарас Бережанский в партии Наумова был заменен на Марка Курманбаева.

Следующим неблагоприятным фоном была двухкратная замена исполнительницы партии Лизы. Первоначально замена Асмик Григорян на Елену Безгодкову, а впоследствие (за неделю до премьеры!) замену последней — на Елену Стихину.

Над постановкой спектакля работал не один, а целых два режиссера (Моше Ляйзер и Патрис Кориер). Лично мне — не очень понятно, как работают два режиссера, все-таки, постановочная концепция носит всегда индивидуальный характер. Если охарактеризовать спектакль совсем коротко, то это будет «любовный четырехугольник»: Полина любит Лизу (и Лиза, и Полина являются проститутками в салоне Графини, таким образом, последняя не бабушка Лизы, а ее работодатель), Лиза любит Германа (как обычно), и Елецкий любит Лизу (без взаимности). Маша как персонаж полностью отсутствует, она включена в роль Полины. Прилепа так же лишена самостоятельности, ее партию исполняет Лиза. Ну и последнее: финал сцены «У Зимней канавки» происходит в ванной комнате Лизы, которая не топится в Неве, а Герман ее убивает. И, как говорится, last but not least, Томский — гей (то, что он поет «если б милые девицы» — это режиссерам не указ). Вся режиссерская концепция довольно схематичная, сценография отчасти напоминает немного версию одноименной оперы Грэма Вика 90-х из Глайндборна, отчасти «Сельскую честь» версии Филиппа Штёльцля Пасхального же фестиваля в Зальцбурге 2015 года. В общем, очередная постановка без идеи, без продуманной драматургии, типа «а мы сделаем что-то современное, разбавим эротическими сценами, и все будут довольны». В общем, если бы эта продукция была бы сделана для провинциального театра, это было бы нормально. Но это однозначно не уровень Баден-Бадена.

В отличие от постановочной, музыкальная часть была на высоте. Это, прежде всего, вокал Елены Стихиной, Арсена Согомоняна, Айгуль Ахметшиной, Владислава Сулимского, Бориса Пинхасовича и, конечно же, исполнителей второстепенных партий Евгения Акимова, Анатолия Сивко, Марка Курманбаева и Маргариты Некрасовой.

Герман. Арсен Согомонян. Звучал всегда стабильно и ровно, демонстрировал богатейшую палитру нюансов, разнообразие красок. Ария Германа была исполнена в оригинальной тональности си-мажор, Арсен уверенно и ярко вышел на верхнее си.

Лиза. Елена Стихина — обладательница сочного лирико-драматического сопрано, певица, невероятно интеллектуальная, тонко чувствующая и легко передающая градации и нюансы музыкальных динамических штрихов своим исключительно красивым и обертонально насыщенным голосом. Елена несмотря на свою молодость несомненно входит в Top-5 мировых исполнительниц партии Лизы!

Совершенно очаровала Айгуль Ахметшина в партии Полины. Айгуль поёт исключительно: красивый тембр, исключительная нюансировка и, наконец, чистая подача звука.

Томский. Владислав Сулимский. Харизматичный певец, продемонстрировавший прекрасное владение голосом красивейшего тембра с разнообразием динамических оттенков.

Елецкий. Борис Пинхасович продемонстрировал совершенное легато, безупречную кантилену, а также идеально выстроенный, совершенно свободный верх.

Хочу особо отметить Словацкий Филармонический хор. Редко в Германии можно услышать такое качественное звучание на русском языке.


Звук оркестра (Берлинский Филармонический Оркестр под руководством Кирилла Петренко) в целом и баланс — были на достойном уровне, за исключением «ускоренных темпов», наиболее выпячивающихся в дуэте Германа и Лизы, в сцене в спальне Графини, а также имеющих место, но менее выраженных, практически во всех других местах. Как мне удалось узнать, основа для этого — «новое прочтение Чайковского» Кириллом Петренко: «страсть не может выражаться в медленных темпах». На мой взгляд, утверждение весьма спорное…

В заключении хочу отметить, что несмотря на спорную постановочную концепцию, музыка однозначно победила: в Баден-Бадене был представлен спектакль с одним из самых лучших составов исполнителей. А это в наше (и не только в наше) время происходит крайне редко.

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypal: a.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии: