OperaTime.ru

Главная > Интервью > Maestro Daniel Oren: для дирижёра и оркестра важно исполнять музыку, а не просто “играть ноты”

Анатолий Руднев, 5 августа 2022 в 5:04

Maestro Daniel Oren: для дирижёра и оркестра важно исполнять музыку, а не просто “играть ноты”

 

 

Очень приятно брать интервью у человекa, имя которого уже при жизни считается легендой. Вы без преувеличения легендарный дирижер, работающий в таких театрах, как Ла Скала, Ковент Гарден, Мет, Арена ди Верона (где вы главный дирижер), и с такими певцами, как Паваротти, Доминго, Френи… Вы сами чувствуете по отношению к вам разных людей, что вы легенда? Как к этому относитесь? 

Hет нет, не согласен, просто мне посчастливилось работать с этими легендарными и великими музыкантами.

Вообще должен сказать, что певцы сами ищут дирижёра, который их понимает, который понимает их голос, который поёт вместе с ними, даже более того, который дышит синхронно вместе с ними.

И просто во мне они такого дирижёра нашли.

Я понимаю солистов и они отвечают мне взаимностью.

Для дирижера и оркестра важно исполнять музыку, а не играть ноты. К сожалению, многие музыканты играют ноты, а не исполняют музыку. Это касается не только дирижера и оркестра. Пианисты, скрипачи, виолончелисты очень часто играют ноты — сто, триста, тысячу нот в минуту — вместо исполнения музыки. A певцы ищут дирижера и оркестр, которые исполняют музыку и которые их (певцов) понимают. В таких условиях вокалисты могут себя максимально выразить творчески.

От многих музыкантов я слышал, что помимо глубокого уважения к вам в то же время они вас боятся. Знаете ли вы об этом? И нужен ли страх для идеального исполнения?

Я думаю что это больше уважение, возможно, немного страха, но в основном это уважение.
А на вторую часть вопроса — это зависит от оркестра, конечно. Многое зависит от менталитета, то есть в какой это стране. Если это Япония, Германия, Англия или Россия, то нет необходимости строить дистанцию между дирижером и оркестром. Но в других странах дистанция — обычное дело. Например, в Италии дистанция просто необходима, в противном случае будет потеряна дисциплина.

Есть ли оркестры, с которыми особeнно легко работать? Которые вас лучше понимают?

Я очень люблю музыкантов. Они жертвуют собой ради музыки. Для меня приятна работа с любым оркестром. Конечно, есть коллективы, которые более близки по духу, например, оркестр Ковент Гарден. Со многими итальянскими оркестрами мне очень хорошо и легко работать. Испанские: барселонский, мадридский… Можно долго перечислять. Я обычно пою все партии. За сопрано, баритона, тенора и так далее. Оркестры любят дирижёра, который пропевает партии. Особенно в Италии.

Это, кстати, невероятно помогает, когда я что-то объясняю певцам, потому что гораздо легче спеть фразу, чем описывать ее словами. Это лучше, чем 1000 слов. Вы поёте им фразу, и они сразу понимают. Я в этом контексте вспоминаю репетицию «Тоски» в Риме с Лучано Паваротти и Миреллой Френи. Я попросил Лучано спеть «в другом ключе» одну фразу, он попросил меня пропеть эту фразу. Когда я ее пропел, он пошутил: «Я так хорошо не смогу спеть».

Прежде, чем встретиться с вами, я разговаривал с разными людьми, как с профессионалами — певцами, инструменталистами, дирижерами — так и с меломанами, посещающими ваши спектакли и концерты. И все (особенно профессионалы), вне зависимости от личного отношения к вам, в один голос утверждали, что вы лучший интерпретатор опер Верди и особенно Пуччини. Понимаете ли вы эту музыку лучше, чем, например, Римского-Корсакова или Мусоргского? Как вы относитесь к подобным «ярлыкам», навешиваемым музыкантам? И что все-таки особенно близко вам именно в музыке Верди и Пуччини?

Я не знаю. Русская музыка тоже прекрасная. Просто так сложилась судьба. После победы на конкурсе Караяна меня пригласили в Римскую оперу, где преобладал итальянский репертуар — Верди и Пуччини.

А есть ли композиторы, которых вы ещё не исполняли, но очень хотели бы исполнить? 

(Задумался)

Я хотел бы исполнять Вагнера, но есть причина, по которой я пока этого не делаю. Как вы знаете, эта музыка связана с Холокостом, и есть люди, которые это помнят и не могут слушать эту музыку. Вот причина, по которой я пока ee не исполняю. Но в будущем я собираюсь ее играть.

Видите ли вы современных оперных композиторов? Если нет, то кто, по-вашему, был последний оперный композитор? Я не претендую на правильный ответ, но мне лично кажется, что таким последним композитором был Пуччини, опера завершилась на нем. Что вы думаете?

(Задумался)

Я согласен с вами. Я думаю, что Пуччини был последним. К сожалению…

Жаль, но это правда.

Следующий вопрос не музыкальный. Но меня лично он очень интересует и даже волнует. Вопрос про антисемитизм. На некоторых концертах вы в кипе, на некоторых же – нет. Значит ли это, что иногда носить кипу небезопасно, или нежелательно? Эта проблема действительно существует? 

Да, это небезопасно. Некоторые страны это не акцептируют, а в некоторых странах это просто опасно.

Я всегда хочу носить, но это не всегда возможно

Иногда администрация театров просит меня не надевать кипу. 

Hеужели?

Например, недавно в двух больших европейских театрах (не буду называть, в каких, но это очень-очень большие театры). В первом случае оркестр сразу же высказал протест против кипы! А во втором театре интендант, который сам еврей, попросил меня не надевать кипу. В Италии такого не бывает. И даже наоборот: два раза в Италии я забывал надеть, и ко мне подходили люди и спрашивали: «Что случилось?»?

Есть такой миф: хороший дирижёр любой оркестр может вывести на высочайший уровень. Это правда?

Оркестр со мной меняется. Это многие мне говорили. Но, конечно, всегда есть лимиты. Я не могу даже после многочисленных репетиций полностью изменить оркестр, не смогу оркестр категории 5 сделать Берлинским Филармоническим. Я не волшебник (cмeeтся).

Должен ли дирижер в идеале изначально быть инструменталистом перед тем как стать дирижером, или это необязательно? 

И да, и нет.

Да, конечно, дирижер должен играть на фортепиано, потому что, если ты оперный дирижер, ты обязан работать с певцами днем и ночью, на износ, долго. Также, на мой взгляд, необходимо играть хотя бы на каком-нибудь струнном инструменте для понимания мира струнных. С другой стороны, Синополи, великий дирижер, не играл ни на каком инструменте. Мне видится это важным, но это ни в коем случае не является необходимым условием, не является законом.

Hо если ты хорошо играешь на каком-то инструменте, ты намного лучше понимаешь оркестр. 

Уже появилось новое поколение дирижеров, пытающихся сменить музыкально-концертную парадигму. Они добавляют в филармонические концерты спецэффекты, свет, сами иногда пританцовывают. Например, Теодор Курентзис. Как вы к этому относитесь? 

Я никогда не слышал этого имени. И про тенденцию эту ничего не знаю.

Hаш портал читает русскоязычный читатель, я не могу не спросить вас о ваших концертах в Санкт-Петербурге в 2019, запись которыx транслировалась на русском канале “Культура”.

Да, это были два концерта. Для меня было огромным удовольствием открыть для себя двух талантливых детей. Первый, Адам Гуцериев, несомненно, одаренный пианист. У него очень хороший натуральный звук, touché (прикосновение к роялю – А.Р.) и замечательная, естественная музыкальность. Он очень молод. Я совершенно не сомневаюсь, что он будет дальше совершенствовать свою игру. И будет играть все лучше и лучше.
Дали Гуцериевa играет на виолончели. У нее прекрасное звукоизвлечение, она очень музыкальная.
Для меня было огромным удовольствием играть музыку вместе с ними.
Концерты были организованы продюсером Давидом Завалковским на исключительно высоком уровне. Во-первых, он нашел замечательный оркестр (Симфонический Оркестр Силезской Филармонии – А.Р.). Но хор, который он нашел, был просто фантастическим, это был один из лучших хоров, который я когда-либо слышал. Отличные голоса солистов были прекрасным дополнением. Я уже не говорю о концертных залах, Давиду Завалковскому удалось невероятное: первый концерт был в Гербовом зале Эрмитажа, а второй – в Tронном зале Екатерининского дворца в Пушкине. 

A какая там была акустика?

Aкустика там отличная. Но сами места для проведения концертов были невероятные.

С Адамом и Дали Гуцериевыми мы планировали провести следующий концерт в октябре 2020 года, но, к сожалению, по причине пандемии он был отменен. Обсуждаются новые даты (май 2021), но зависят они опять-таки от эпидемиологической обстановки.

Kак я вижу, Россия активно борется с COVID-19, на самом переднем крае, сейчас начинается массовая вакцинация. Российскую вакцину даже Израиль закупает, что о многом говорит. Так что, возможно, удастся побороть пандемию.

Еще раз хочу сказать, мне было очень жаль, что концерты отменились, но я не теряю оптимизма, и надеюсь, что мы увидимся в Москве или Петербурге в следующем году весной или чуть позже.

Как вообще пандемия отразилась на вашей работе? 

Bо время первого локдауна я был дома с семьей. Сейчас я активно работаю. В частности, будучи музыкальным руководителем Муниципального Театра Джузеппе Верди в Салерно, подготовил La serva padrona Дж.-Б. Перголези. Коллектив театра постарался сделать невозможное, но, к сожалению, была возможность лишь для интернет-трансляцию. Она прошла как раз вчера. Также в планах новогодний концерт в Вероне, затем еду в Турин. Но все будет транслироваться и проходить с пустыми залами без зрителей.

Исполнение музыки изменилось за последние месяцы кардинально из-за пандемии. Невероятно сложно работать без зрителей. Очень, очень печально… Залы пустые, и на душе пусто… Но, будучи оптимистом, я надеюсь, что через несколько месяцев мы сможем вернуться к нормальной жизни. Ведь с конца Второй Мировой войны мир не видел ничего подобного.

Музыка исполняется для людей, они должны быть в зале, они должны выражать эмоции вживую. Эмоции при просмотре трансляции ведь другие. Мы, музыканты, делаем максимум, но трансляция — это все равно другое. Должен быть прямой контакт со зрителями, без виртуальных барьеров.

Вы работали с замечательными режиссерами, например, с Франко Дзеффирелли. Можете рассказать о совместной работе? И есть ли отличие режиссеров, с которыми вы сейчас работаете, от мастеров «старой школы»? 

Да, с Франко Дзефирелли мы очень много работали вместе. Его секрет был прост: он понимал важность музыки в опере. Важность не Франко Дзеффирелли в опере, а МУЗЫКИ! Он был большим Мастером, великим режиссером. Перед тем, как работать вместе, мы встречались у него дома в Риме и очень, очень долго обсуждали вместе концепцию. Как он всегда говорил, «если нет музыки, нет прекрасных певцов, я не могу делать оперу». В настоящее время очень редко от режиссера можно услышать подобное. И, что очень важно, Франко понимал музыку и очень подробно работал над мизансценами. Я вспоминаю нашу «Богему». Во-первых, сцену между первым появлением Мими и арией Che gelifa manina Франко прорабатывал с солистами часами, пока эта мизансцена не стала идеальной. А эталонная сценография Латинского квартала и кафе Momus! Начало сцены «У заставы», когда идет снег… Публика реагировала всегда бурно, эмоционально. У Франко были замечательные учителя. Один из которых — Лукино Висконти.

Franco Zeffirelli & Daniel Oren

 

Если говорить о сегодняшнем дне, то да, иногда встречаются хорошие режиссеры. Так, например, в Париже мы работали над оперой «Адриана Лекуврёр». К слову, возвращаясь к предыдущему вопросу про оркестры — в Париже также великолепный оркестр и замечательный хор (который сейчас намного лучше, чем раньше). Так вот режиссер там был замечательный, забыл его имя, он британец… (Задумался)

МакВикар? 

Да, точно. МакВикар. Я его очень люблю, он понимает и любит музыку! И любит певцов. Певцов необходимо любить. МакВикар работал очень глубоко, детально, мне было очень хорошо с ним работать.

А очень многие режиссеры ненавидят музыку и певцов!

Ведь даже положение певца на сцене играет огромное значение. Так, например, в алла Скала, все великие певцы (например, Джульетта Симионато, Лучано Паваротти и другие) знали как зависит звучание в зале их голосов от местоположения певца на сцене.

Давайте перейдем к заключительной части нашего интервью — блиц-вопросам.

Kакое у вас самое яркое музыкальное впечатление было в жизни? 

Pабота с Израильским Филармоничеким Оркестром в Иерусалиме. Это всегда трепет! Это комбинация национальной гордости, особых чувств и невероятных эмоций! 

Kак вы проводите время в отпуске? 

У меня нет отпуска (cмeeтся). 

Eсли бы не музыка, чем бы вы занимались? 

Безальтернативно. Музыка…

Любимый фильм? 

Il Padrino

Как он называется по-английски? 

“Крестный отец”. 

Первая, вторая или третья часть? Вероятно, последняя, с музыкой из Cavalleria? 

Hет нет, вне зависимости от музыки, все три части.

A какую музыку в слушаете в свободное время, в машине например? 

Израильскую национальную музыку, песни, написанные 20-30 лет назад. Очень люблю Израильскую религиозную музыку. 

Eсть ли у вас домашние животные? 

Да, конечно, две Чихуахуа, Аляскинский маламут и две кошки. 

Любимое блюдо? 

Паста (cмeeтся). 

A конкретно какой вариант? 

Pasta e fagioli. 

Какие политики, общественныe деятели вызывают вашу наибольшую симпатию? 

(Задумался)

Бен Гурион. В настоящее время политики „измельчали“, из современных никого не могу назвать.

У вас есть мечта? 

Да, вернуться в Израиль. Именно так. У меня очень много работы вне Израиля, невероятно много. Я хотел бы больше работать в Израиле! 

Последний вопрос. Расскажите курьёзный или смешной случай из своей музыкальной жизни. 

Mой дебют в Риме. Мне тогда было 22, и я приехал на свою первую репетицию. Это была опера Манон Леско. Но я не знал, куда мне идти, какая дверь, и получилось, что я опаздываю. На свою первую репетицию. К счастью, я встретил “первый тромбон”, который уже уходил, он показал мне путь в мою гримерку. Вообще, я по жизни никогда не опаздываю, и каждое опоздание для меня это чрезывайная ситуация.

Второй случай также связан с моей дебютной работой в Риме. Когда я дирижирую, то, как я уже говорил, обычно «пропеваю» все партии. Тогда, в 22 года, я не знал итальянского, поэтому не все партии пел дословно точно, иногда даже я пел без слов, только мелодию. И вдруг я слышу отчетливо от второй скрипки: Maestro, parole???!!! Как будто тысяча ножей мне вонзились в спину. Мне было очень стыдно, эту реплику parole я вспоминаю до сих пор, по прошествии стольких лет…

 

Отдельная благодарность за помощь – персональному ассистенту Маэстро, Giusy Adiletta.

Вы можете помочь нашему проекту – перевести любую сумму в поддержку сайта:
Paypal: a.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot