OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Берлина > «Евгений Онегин» в Staatsoper Wien

Анатолий Руднев, 1 ноября 2020 в 16:58

«Евгений Онегин» в Staatsoper Wien

Dmitri Tcherniakov © operatime

 

Для меня третий премьерный спектакль «Евгений Онегин» в Вене был не просто переносом оперы из Большого в Вену. Для меня это был спектакль памяти замечательного дирижёра, Музыканта с большой буквы Александра Ведерникова, который накануне, на 57-м году жизни в расцвете лет и сил, умер в Москве. Каждая нота, услышанная на спектакле сравнивалась в моем сознании с записью оригинального спектакля, а также соотносилась с интерпретацией Ведерникова. И всякий раз, когда в музыкальном плане было что-то неидеальное, мне чудилось, что Маэстро, сидя рядом, говорит что-то ироничное, и ты понимаешь, что в следующий раз, когда он сам станет за пульт, мы услышим истинный симфонизм Петра Ильича. Но, к сожалению, этого уже не случится…

Итак, Онегин в Вене, «тот самый», но с другим кастом, другим хором, оркестром и другим дирижером.
Прежде всего, Венский каст в плане подбора образoв был близок к идеалу: Ленский (Богдан Волков), Онегин (Андре Шуйен), Ольга (Анна Горячева), Гремин (Димитрий Иващенко) — как-будто были просто клонированы режиссёром (Дмитрий Черняков) в «реторте Фауста». Более подходящих исполнителей для этих ролей невозможно представить (разве что Анатолий Кочерга, хотя он был немного другой Гремин).
Что же касается Татьяны (замена за 4 дня до премьеры — Николь Кар), и Ларинoй (Хелена Шнейдерман), то они не «дотянули» до уровня «того самого каста»: Татьяна Моногарова и Маквалла Касрашвили намного более соответствовали ролям.
Про оригинальный спектакль написаны тома рецензий, я не сомневаюсь, что они уже включены (или будут включены) в курсы оперной режиссуры при соответствующих высших учебных заведениях: «Верю!», как сказал бы Константин Сергеевич. Совсем было бы идеально, если бы перед последним действием не было бы антракта, потому что действие происходит на одном дыхании, переживания на сцене «передаются и усиливаются» в зрительный зал, его половинная заполненность в условиях эпидемии даже усиливала этот эффект.
К сожалению, музыкальная часть не всегда соответствовала высочайшему драматическому уровню спектакля.
От музыкальной интерпретации у меня осталось двойственное впечатление.

С одной стороны, безусловное вокальное мастерство большинства исполнителей (конкретику — смотрите ниже), с другой – у меня было ощущение, что, возможно, по вине дирижёра опера звучала несколько странно: это и темповые качания, иногда грубоватый звук, растянутые фразы, многочисленные ритенуто. А в финале «Бала у Лариных» хор с оркестром вообще разошлись.

Как известно, в Опере все взаимосвязано, и странные темпы создавали некоторые проблемы для вокалистов. Но, несмотря на дирижёра, оркестр, будучи коллективом высочайшего класса продемонстрировал замечательные соло (особенно запомнилось соло валторны в сцене Письма), великолепные унисоны скрипок, и общую музыкальность на очень высоком уровне.

Не меньших похвал заслужил и хор (Cловацкий филармoничecкий xop), который кроме слаженности и красоты голосов продемонстрировал очень хорошее, практически идеальное для иностранного коллектива русское произношение.

Николь Кар в партии Татьяны продемонстрировала хорошую вокальную технику, владение нюансировкой, хорошую дикцию. Ее голос звучал уверенно, но в ее вокале было недостаточно эмоций, экспрессии, не было накала чувств.

Очень хороша была Ольга в исполнении Анны Горячевой – справедливости ради, ей чуть недоставало контральтового оттенка, но партия была спета музыкально и очень аккуратно, а образ, как я уже писал выше, получился просто идеальным. 

Выше всяких похвал была Лариса Дядькова в партии Няни – образ получился исключительно достоверным.

Богдан Волков в партии Ленского показал осмысленную фразировку, отличные легато и филировку, но, к сожалению, у певца имеются некоторые проблемы с тембральными переходами.

Исполнитель партии Онегина продемонстрировал технически безупречный, однако чуть-чуть тяжеловесный вокал. Идеально было бы иметь чуть более тонкую фразировку. Ну и последняя фраза была несколько форсирована.

Полностью оправдал вокальные ожидания Димитрий Иващенко в партии Гремина, спетой сильным, и в то же время бархатистым басом, сотрясавшим стены зала Венской оперы и оставившим неизгладимое впечатление. А финал арии «и молодость, и счастье» был спет просто эталонно.

В целом, Венский «Онегин» полностью оправдал мои ожидания, а если бы музыкальная часть была бы несколько более доработана, это был бы полностью идеальный спектакль.

 

 

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypal: a.rudnev@yahoo.de

Спасибо!


Комментарии: