OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Киева > «Норма» или «неНормальный» спектакль в Харьковском театре оперы и балета*

Ирина Иванова, 9 декабря 2017 в 15:11

«Норма» или «неНормальный» спектакль в Харьковском театре оперы и балета*

 

7 декабря в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н.В. Лысенко состоялась премьера концертного исполнения «Нормы» В. Беллини. Поскольку заглавную партию должна была петь моя любимая певица Людмила Монастырская, чьи спектакли в Киеве я не пропускаю, а дирижировать главный дирижер Одесского симфонического оркестра Хобарт Эрл, за которым закрепилась слава лучшего дирижера на территории Украины, то повод съездить в Харьков представлялся идеальным.
Сначала расскажу о музыкальной стороне. Норма-зто безусловно партия Монастырской, более того, я считаю, что это её лучшая партия. Такое идеальное сочетание лирики и мощи, и покинутой женщины, и повелевающей жрицы. Невероятный контроль голоса, такая бархатистость, изумительное пиано и роскошные верха без крика. Я боялась, честно говоря, что это будет реинкарнация леди Макбет, но тут была именно Норма. Я стараюсь никогда и никого ни с кем не сравнивать, но тут не удержусь…это было уровня Кабалье. Очень жду, когда она споет эту роль у нас.
Оркестр под управлением Хобарта Эрла. Приятно, когда у нас есть оперные дирижеры, думающие не только о том как бы тут отмахать погромче, а о том как интерпретировать музыку, какие задать темпы и главное, как правильно поддержать певцов. Нельзя сказать, что было без проблем (соло флейты, например), но это было интересно слушать.
Хор не порадовал, тускло, жидко, каша во рту.
Остальные певцы продемонстрировали как свои сильные стороны, так и слабые.
Адальджиза-Наталья Матвеева, очень хорошо сочеталась с Монастырской, было ощущение молодости и терзаний, но в дуэте пустила петуха наверху. Как сказала соседка «Ну, не рассчитала».
Поллион-Алексей Сребницкий, чувствуется опыт, понимание того, что поется, но голос глухой, особенно на фоне Монастырской, в дуэту его просто было не слышно
Оровезе- Андрей Даценко, красивый голос, но были технические проблемы.
А теперь о том скандале, который произошел. В начале ничего не предвещало. Начали с опозданием минут на десять, но у нас так принято в театрах. И вот на «Casta diva», когда пошла неземная красота, мы услышали басы и пол завибрировал. Сначала я даже не поняла, что происходит. Но потом вспомнила один концерт в киевском Доме Архитектора, когда в соседнее здание утром завезли новую аппаратуру. Дождавшись, когда Монастырская своё отпела, я выскочила в коридор с криком «где тут администрация», и я такая была далеко не одна. И там-то мне и объяснили, что сделать ничего нельзя, что малый зал Оперного забрала обладминистрация и проводит там свои «ивенты», никак с Театром это не согласовывая. В процессе перебранки оказалось, что главного администратора на месте нет, ему мы звонили, он что-то беспомощно пытался оправдываться, говорил, что, если мы будем жаловаться, так это не их вина. На что я уже просто перешла на крик, пытаясь донести мысль что если они продают билеты, то всё, что происходит в зале это их ответственность.
Короче, никто ничего не сделал, так и громыхало до конца. Люди требовали вернуть деньги за билеты, говорят, что так и продолжают требовать. В антракте завсегдатаи говорили, что уже так «попадали». Жаль харьковскую публику, ведь альтернативного выбора у нее нет.
Больше всего сочувствия у меня вызывают музыканты, исполнители. Как в этой ситуации сохранять профессионализм и продолжать исполнять, я не представляю. А ведь сохранили!
Конечно вызывает возмущение такое поведение обладминистрации. Но не меньшее возмущение вызывает и администрация театра. Мало того, что нигде в прессе об этом не пишут, театр сидит, опустив как страус голову в песок, так еще и это пренебрежительное отношение к публике. На сцену никто не вышел, не извинился, не объяснил, что происходит (что является нормальной практикой в мировых театрах). Единственное свидетельство беспокойства, которое я заметила, это горы валидола и корвалола которые лежали на столе в администрации.
За эти пару дней выяснилось, что такая ситуация существует с 2012 года, и что на верхних ярусах этого эффекта нет. Но поражает то, что за это время сменилось несколько глав областной администрации, да и дирекция театра, а «воз и ныне там». Мало того, театр продолжает во всех средствах массовой информации транслировать идею о чрезвычайном успехе премьеры, что подтверждает мою гипотезу о том, что театр ни во что не ставит своих зрителей..
В общем, похоже, что это был мой первый и последний визит в Харьковский оперный. По крайней мере пока я не услышу, что эта ситуация разрешена…

 

* впервые опубликовано на форуме Папагено

Комментарии: