Анатолий Руднев, 19 марта 2019 в 18:18
© Anatoly Yu. Rudnev
Спектакль поставил Кирилл Серебренников, который уже почти два года находится в Москве под домашним арестом. Что не мешает ему активно осуществлять постановки опер.
Это уже третья постановка из-под домашнего ареста. Предыдущие были «Cosi fan Tutte» в Цюрихе и «Hänsel und Gretel» в Штутгарте. Работа осуществлялась через второго режиссера и хореографа Евгения Кулагина. Репетиции записывались на видео, Серебренников отсматривал материал и записывал видео со своими комментариями, которые, соответственно передавались обратно в Гамбург.
О постановке. Действие перенесено в наше время. Основной конфликт происходит в Совете Безопасности ООН, где кристаллизируется внутрисирийская политическая борьба, которая выходит на международный уровень. Захария здесь представитель либеральной Сирии, а Набукко – правый популист с лозунгом «Assyria First» (на мотив основного предвыборного лозунга Дональда Трампа). Кроме того, Набукко возглавляет партию «Единая Ассирия», здесь и ребенку понятны аналогии с партией «Единая Россия», ну а знатоки современного театра легко вспоминают партию «Единая Мантуя» из постановки «Риголетто» в Вуппертале режиссера Тимофея Кулябина.
Скандал эскалируется, Захарию как представителя Сирии исключают из ООН, вместо молнии у Набукко случается либо инфаркт миокарда, либо геморрагический инсульт. В общем, все интересно, живенько и оригинально. Но… как всегда проблема в деталях. Мизансцены плохо продуманы, и вызывают реакцию не верю! Сценография, одной стороны, довольно минималистичная, с другой – вроде как больше и не надо. Но мне не очень понравилась. Смена декораций происходит медленно, и во время смены, на занавес проецируются фотографий Сергея Пономарева на тему «Беженцы». Настоящие беженцы (реально бежавшие из Сирии) на сцене исполняют грустные сирийские песни о потерянной Родине. Песни поются под аккомпанемент народного струнного щипкового инструмента уды (Абед Харсоны), исполнительница трех песен – Хана Алкурба, а в последней смене декораций 35 беженцев исполняют первую часть хора Va pensiero.
Тема беженцев – это очень тонкая тема, особенно для Германии. Шаг влево – спекуляция, шаг вправо – нетерпимость. Всегда нужен баланс. На спектакле было немного спекуляции, к сожалению… Ну и тема эта «эксплуатируется» режиссером многократно: Севильский Цирюльник в 2016 году в Komische Oper Berlin, «Hänsel und Gretel» в Штутгарте и вот сейчас «Nabucco» в Гамбурге…
Как мне показалось, музыкальные антракты во время смен декораций были лишними, потому что они разрушают целостность музыки. Многие оперы идут вообще без антракта – потому что сложно «рвать» музыкальную ткань спектакля. В качестве альтернативы таким вставкам можно было бы представить эти проекции под музыку в антракте в фойе. Хотя зал, в принципе, хорошо их воспринимал.
Модные сейчас видеопроекции были «по максимуму», но они не были синхронными. Это большой недочёт – не знаю, исправят это или нет.
Музыкальная часть. Оксана Дыка уверенно дебютировала в партии Абигайль, продемонстрировала широкую динамическую палитру голоса, прекрасно справившись с фиоритурами. Звук был отлично сфокусирован, звучал мощно и в то же время аккуратно.
Замечательно звучало пиано – округло и гладко с рассчитанной до микрона филировкой.
Вообще это феноменально, как Оксана легко спела эту технически трудную партию!
Дмитрий Платаниас, исполнитель роли Набукко, продемонстрировал мощный вокал, прекрасный тембр, однородное звучание на всем диапазоне, отличные верха, а также удивительную точную расстановку акцентов.
Александр Виноградов – обладатель большого, красивого, объемного, бархатистого и светлого баса, замечательно владеющий искусством кантилены оставил прекрасное впечатление в партии Захария.
Исполнитель партии Исмаэля (Довлет Нургельдиев) продемонстрировал истинно вердиевскую манеру пения и чистоту вокальной линии.
Исполнители партий Фенены, Верховного жреца, Абдалло и Анны были вокально «на парочку ступенек» ниже четырех протагонистов, но, тем не менее, – вполне достойного уровня!
Опера «Набукко» у композитора – достаточно незрелая, оркестровка несовершенная в отличие от более поздних опер Верди, именно поэтому очень важна четкая и продуманная дирижерская концепция (дирижер – Паоло Кариньяни), которой к сожалению лично я не услышал. Была «плакатность», прямолинейность, часто несбалансированность с выпячиванием «меди».
Хор (хормейстер Эберхард Фридрих) был просто великолепен, что чрезвычайно важно для «Набукко», где доминирующая роль отводится хору, да и само по себе действие в опере развивается от одной хоровой сцены к другой. Сольные партии здесь несколько вторичны по отношению к хоровым, да и не столь «персонифицированы» как в более поздних и зрелых операх Верди.
В целом интересный спектакль, не без изъянов постановки, на очень хорошем музыкальном уровне!
Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».
Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.
Спасибо!
Комментарии: