OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Берлина > Премьера Набукко в Гамбурге

Анатолий Руднев, 19 марта 2019 в 18:18

Премьера Набукко в Гамбурге

© Anatoly Yu. Rudnev

 

 

Спектакль поставил Кирилл Серебренников, который уже почти два года находится в Москве под домашним арестом. Что не мешает ему активно осуществлять постановки опер.

Это уже третья постановка из-под домашнего ареста. Предыдущие были «Cosi fan Tutte» в Цюрихе и «Hänsel und Gretel» в Штутгарте. Работа осуществлялась через второго режиссера и хореографа Евгения Кулагина. Репетиции записывались на видео,  Серебренников отсматривал материал и записывал видео со своими комментариями, которые, соответственно передавались обратно в Гамбург.

О постановке. Действие перенесено в наше время. Основной конфликт происходит в Совете Безопасности ООН, где кристаллизируется внутрисирийская политическая борьба, которая выходит на международный уровень. Захария здесь представитель либеральной Сирии, а Набукко — правый популист с лозунгом «Assyria First» (на мотив основного предвыборного лозунга Дональда Трампа). Кроме того, Набукко возглавляет партию «Единая Ассирия», здесь и ребенку понятны аналогии с партией «Единая Россия», ну а знатоки современного театра легко вспоминают партию «Единая Мантуя» из постановки «Риголетто» в Вуппертале режиссера Тимофея Кулябина.

 

 

© Brinkhoff/Mögenburg

 

Скандал эскалируется, Захарию как представителя Сирии исключают из ООН, вместо молнии у Набукко случается либо инфаркт миокарда, либо геморрагический инсульт. В общем, все интересно, живенько и оригинально. Но… как всегда проблема в деталях. Мизансцены плохо продуманы, и вызывают реакцию не верю! Сценография, одной стороны, довольно минималистичная, с другой — вроде как больше и не надо. Но мне не очень понравилась. Смена декораций происходит медленно, и во время смены, на занавес проецируются фотографий Сергея Пономарева на тему «Беженцы». Настоящие беженцы (реально бежавшие из Сирии) на сцене исполняют грустные сирийские песни о потерянной Родине. Песни поются под аккомпанемент народного струнного щипкового инструмента уды (Абед Харсоны), исполнительница трех песен — Хана Алкурба, а в последней смене декораций 35 беженцев исполняют первую часть хора Va pensiero.

Тема беженцев — это очень тонкая тема, особенно для Германии. Шаг влево — спекуляция, шаг вправо — нетерпимость. Всегда нужен баланс. На спектакле было немного спекуляции, к сожалению… Ну и тема эта «эксплуатируется» режиссером многократно: Севильский Цирюльник в 2016 году в Komische Oper Berlin,  «Hänsel und Gretel» в Штутгарте и вот сейчас «Nabucco» в Гамбурге…

 

© Brinkhoff/Mögenburg

 

Как мне показалось, музыкальные антракты во время смен декораций были лишними, потому что они разрушают целостность музыки. Многие оперы идут вообще без антракта — потому что сложно «рвать» музыкальную ткань спектакля. В качестве альтернативы таким вставкам можно было бы представить эти проекции под музыку в антракте в фойе. Хотя зал, в принципе, хорошо их воспринимал.

Модные сейчас видеопроекции были «по максимуму», но они не были синхронными. Это большой недочёт — не знаю, исправят это или нет.

Музыкальная часть. Оксана Дыка уверенно дебютировала в партии Абигайль, продемонстрировала широкую динамическую палитру голоса, прекрасно справившись с фиоритурами. Звук был отлично сфокусирован, звучал мощно и в то же время аккуратно.
Замечательно звучало пиано – округло и гладко с рассчитанной до микрона филировкой.
Вообще это феноменально, как Оксана легко спела эту технически трудную партию!

 

© Brinkhoff/Mögenburg

 

Дмитрий Платаниас, исполнитель роли Набукко, продемонстрировал мощный вокал, прекрасный тембр, однородное звучание на всем диапазоне, отличные верха, а также удивительную точную расстановку акцентов.
Александр Виноградов — обладатель большого, красивого, объемного, бархатистого и светлого баса, замечательно владеющий искусством кантилены оставил прекрасное впечатление в партии Захария.

 

© Brinkhoff/Mögenburg

 

Исполнитель партии Исмаэля (Довлет Нургельдиев) продемонстрировал истинно вердиевскую манеру пения и чистоту вокальной линии.
Исполнители партий Фенены, Верховного жреца, Абдалло и Анны были вокально «на парочку ступенек» ниже четырех протагонистов, но, тем не менее, — вполне достойного уровня!
Опера «Набукко» у композитора — достаточно незрелая, оркестровка несовершенная в отличие от более поздних опер Верди, именно поэтому очень важна четкая и продуманная дирижерская концепция (дирижер — Паоло Кариньяни), которой к сожалению лично я не услышал. Была «плакатность», прямолинейность, часто несбалансированность  с выпячиванием «меди».

 

© Brinkhoff/Mögenburg

 

Хор (хормейстер Эберхард Фридрих) был просто великолепен, что чрезвычайно важно для «Набукко», где доминирующая роль отводится хору, да и само по себе действие в опере развивается от одной хоровой сцены к другой. Сольные партии здесь несколько вторичны по отношению к хоровым, да и не столь «персонифицированы» как в более поздних и зрелых операх Верди.
В целом интересный спектакль, не без изъянов постановки, на очень хорошем музыкальном уровне!

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии: