OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Оперная неделя в Баварской столице

Анатолий Руднев, 9 ноября 2021 в 10:51

Оперная неделя в Баварской столице

В моих планах было посещение Баварской оперы в первую неделю ноября.

Причин было три: во-первых, это был визит Даниеля Орена в Баварскую Штаатсоперу (Маэстро дирижировал Тоской), что бывает крайне редко, во-вторых, это была премьера оперы Нос (сама по себе опера – невероятно редкая даже в Российских театрах, что уж тут говорить о Немецких), и, наконец, последней причиной был Трубадур с Сайоа Эрнандес в партии Леоноры, о голосе которой в последнее время слагались легенды, в частности, что она становится драматической сопрано номер один в мире.

Итак, по порядку рассказываю об этих событиях.

Тоска

Даниель Орен – я не побоюсь сказать, это последний дирижер так называемой старой школы, который в самую первую очередь думает о музыке. Наш портал почти год назад брал у него интервью, так что желающие могут почитать его: http://operatime.ru/oren

Daniel Oren © Anatoly Yu Rudnev

Перед спектаклем я зашел к Маэстро, и первое, что я услышал было недовольство малым количеством репетиционного времени для работы с оркестром и певцами.

Но в целом Маэстро, тем не менее, высоко оценил оркестр и солистов.

Если говорить о спектакле, прежде всего, хочу отметить высочайшую музыкальную составляющую: несмотря на небольшой репетиционный процесс оркестр и хор продемонстрировали 150% своих возможностей. Исполнители партий Каварадосси (Нажмиддин Мавлянов) и Скарпиа (Лука Салси) были на высочайшем уровне. Исполнительница партии Тоски (Анья Хартерос), к сожалению, часто форсировала вокал, иногда даже переходя на крик. Исполнители второстепенных партий были на вполне достойном уровне.

Najmiddin Mavlyanov © Anatoly Yu Rudnev

Постановка была осуществлена в 1976 году (режиссер Лук Бонди). Она классическая, без проработанных мизансцен, собственно так, как их тогда делали, по варианту полу-концертного исполнения в красивых реалистических декорациях.

Daniel Oren, Najmiddin Mavlyanov, Anja Harteros and Luca Salsi © Anatoly Yu Rudnev

Нос

Постановку осуществил Кирилл Серебренников вместе с Евгением Кулагиным. Сам режиссер все делал дистанционно, как и все свои последние оперные работы в Германии. В постановке довольно остроумно обыгрывается ситуация, когда в Северной столице высока частота преступлений, связанных с бытовыми убийствами и расчленением тел. Конечно, ситуация совершенно страшная с одной стороны, но с другой, что же делать оставшимся в живых: сидеть и плакать? Такая же жуткая ситуация с пытками в полиции: в последнее время очень много фактов, об этом говорящих. В общем, грех не использовать это в опере. Так, один из героев – полицейский, который отрезает всем арестованным носы. С первого взгляда – это, конечно, ужасно, картина на сцене вызывает отвращение, которое потом переходит в смех, потому что все это настолько абсурдно, настолько реально и одновременно сюрреалистично, что лично мне как зрителю позволило абстрагироваться, и полностью погрузиться в театральные мизансцены.

Нос © Wilfried Hösl / Bayerische Staatsoper

Добавление кадров хроники новейшей истории с разгоном митингов с одной стороны добавило ужас реализма, с другой же было, на мой взгляд, слишком напрямую подано, без драматургического окрашивания. Мне такая слишком прямая подача не очень нравится, но здесь у режиссера есть право выбора подачи материала, возможно существуют зрители, которым это ближе…

Борис Пинхасович © Wilfried Hösl / Bayerische Staatsoper

Музыкальная составляющая была на должном высоком уровне: отлично спел и сыграл главную партию Борис Пинхасович (Ковалев),также хотелось бы отметить Антона Росицкого (Нос), Сергея Лейферкуса (Иван Яковлевич), а также Лауру Айкин, Сергея Скороходова, Геннадия Беззубенкова, Андрея Попова и других.

Нос. Финальная сцена © Wilfried Hösl / Bayerische Staatsoper

Трубадур

Постановка осуществлена французским режиссером Оливье Пи. Это то ли сон-кошмар, то ли такая странная черно/белая сюрреалистическая реальность. 

Трубадур © Wilfried Hösl / Bayerische Staatsoper

Сценография — черно-белая (Пьер-Андре Вейц), присутствует еще одна сцена на сцене, также имеется огромное количество конструкций с крутящимися колесами, что, вероятно, символизирует индустриальную революцию. Я подробно писал про премьеру постановки в 2013 году: https://www.belcanto.ru/13070904

Присутствует перенасыщение сценическими событиями, но как еще можно поставить эту оперу сегодня? Опера с содержанием, трудно поддающемся связному пересказу, в данной постановке и сценографии смотрится не так, чтобы уж совсем нелогично.

В роли Леоноры выступила Сайоа Эрнандес, испанская певица, о которой в последнее время практически слагаются легенды как о выдающейся обладательнице драматического сопрано, которая скоро затмит всех. На самом деле сильный и объемный голос, правда с очень слабой возможностью петь колоратуры, и, еще более важно, голос со «стальным тембром», совершенно неподходящий для Леоноры, потому что все время на сцене звучала Турандот либо Абигаиль.

Идеальными были Азучена (Окка фон дер Дамерау) и Граф ди Луна (Джорджи Петян).

Франческо Мели вместо высокой ноты, как мы привыкли, прозвучала Соль, полностью растворившееся в сопровождающем хоре «All’armi». Более того, стретта в отличие от премьеры, когда партию Марико исполнял Йонас Кауфман была одинарной. Также в сценографию, по сравнению с премьерой были внесены некоторые изменения: так во время исполнения стретты огромный крест, расположенный в центре сценического пространства не горел (возможно, это связано с ковидными ограничениями, которые имеют широчайший спектр применения).

Оркестр под руководством Франческо И. Чампа звучал хорошо: маэстро продемонстрировал отточенное и эмоциональное дирижирование. Хор звучал практически идеально.

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypal: a.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии: