OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Мини-Фестиваль Мейербера в Deutsche Oper Berlin

Роман Рудницкий, 11 апреля 2020 в 23:18

Мини-Фестиваль Мейербера в Deutsche Oper Berlin

Elena Tsallagova & Gregory Kunde                   © Anatoly Yu. Rudnev

 

В конце февраля — начале марта этого года в Дойче Опер проходил своеобразный мини-фестиваль опер Джакомо Мейербера. Напомню, что за последние несколько лет в Берлине, родном городе композитора, были поставлены три из четырех его «больших» опер, а также в концертном исполнении звучала «Динора». Теперь театр решил возобновить почти все прозвучавшие ранее оперы и предложить их поклонникам творчества Мейербера, к числу которых принадлежу и я, в виде цикла, с которым можно было ознакомиться в течение нескольких дней подряд.

К сожалению, «Васко да Гама» в постановке Веры Немировой, главную партию в котором в 2016 году исполнил Роберто Аланья, в этот цикл не вошел, поскольку постановка успела переехать (в сильно усеченном виде) в Софию. Первая большая опера композитора «Роберт-Дьявол» также осталась за рамками фестиваля, так как вообще не ставилась в последнее время в Дойче опер (однако исполнялась в 2000 году в берлинской Штаатсопер под управлением Марка Минковского).

Зато за несколько дней в театре можно было услышать «Гугенотов», «Пророка» и «Динору». Хотя я уже был знаком с предложенными версиями первых двух опер, но не мог упустить редкую возможность вновь услышать музыку Мейербера.

«Пророк» в постановке Оливье Пи, о которой я уже писал на нашем портале, был возобновлен практически в том же составе, что и два года назад: заглавную партию вновь исполнил Грегори Кунде, его мать Фидес — Клемантин Маргэн, а Берту — Елена Цаллагова.

Поскольку я уже был знаком с постановкой, на этот раз я мог не отвлекаться на многочисленные провокации режиссера, — такие как изнасилование Берты Оберталем, ее неуместная и идущая вразрез с либретто свадьба в третьем действии, не говоря уже об отвратительной оргии в финальной сцене, — а просто наслаждаться великолепной музыкой Мейербера и по большей части отличным вокалом.

Впрочем, если обе исполнительницы ведущих женских партий звучали столь же ярко, как и в прошлый раз, то о Кунде, к сожалению, этого сказать нельзя. Увы, годы берут свое, и этот несомненно выдающийся певец местами звучал натужно, форсировал высокие ноты. Впрочем, к середине спектакля он все же распелся и гимн в финале третьего действия исполнил весьма достойно.

Исполнители других партий (Дерек Уэлтон, Гидеон Поппе, Томас Леман — тройка анабаптистов, Сет Карико — граф Оберталь) показали вполне приличный уровень, хотя голос Уэлтона иногда «тонул» в оркестре. К сожалению, не порадовал на этот раз хор Дойче опер под управлением Джереми Байнса, звучавший порой чересчур резко, без необходимых нюансов. Зато очень хорошее впечатление произвел оркестр под управлением дирижера Энрико Маццолы.

«Пророка» я послушал 29 февраля, после чего на время покинул Берлин и вернулся 7 марта, чтобы сразу же посетить концертное исполнение комической оперы «Динора, или Плоэрмельское прощение».

В отличие от больших опер Мейербера, которые в последние годы стали относительно регулярно появляться на европейских сценах («Гугенотов» в эту поездку мне удалось за три дня послушать дважды, причем в разных странах), некогда весьма популярная «Динора» в наши дни остается раритетом. Известна она широкой публике лишь по знаменитой «арии с тенью», остающейся в концертном репертуаре многих колоратурных сопрано.

Это написанное в 1859 году для театра Опера-Комик произведение основано на бретонских легендах и повествует о кладоискателе Гоэле, брошенной им и сошедшей с ума Диноре, а также слегка трусоватом музыканте Корентене, помогающем Гоэлю в поисках волшебного клада. Клад им так и не удается найти, а Гоэль, едва не ставший невольной причиной гибели своей невесты, раскаивается и в конце концов получает прощение, в то время как к Диноре возвращается разум. Таким образом название «Плоэрмельское прощение» (религиозный праздник в Бретани) обретает дополнительный смысл, а завершается опера величественным апофеозом — одной из сильнейших сцен, созданных Мейербером.

Интересно, что сам Мейербер активно участвовал в написании либретто «Диноры», дополнив текст, предложенный известными либреттистами Жюлем Барбье и Мишелем Карре (среди других их сочинений — либретто «Фауста» и «Сказок Гофмана»).

Полностью оперу можно услышать в студийной записи 1979 года с участием Деборы Кук (Opera Rara) и в видеозаписи спектакля Императорского театра Компьеня 2002 года, где заглавную партию исполнила Изабель Филипп. Стоит отметить, что обе названные записи в целом следуют расширенной лондонской редакции, созданной через несколько месяцев после парижской премьеры. Для нее Мейербер написал речитативы и новую балладу Пастуха (роль-травести) в начале третьего действия. Правда, в Лондоне опера исполнялась в итальянском переводе, тогда как в названных записях она звучит на оригинальном французском.

В основе берлинского концертного исполнения лежала более лаконичная оригинальная версия Опера-Комик, с разговорными диалогами и без баллады Пастуха (должен признаться, что всегда любил эту балладу, поэтому ее отсутствие меня несколько огорчило).

Первоначально в Берлине ожидался весьма сильный состав, а заглавную партию должна была исполнять одна из ведущих колоратурных сопрано нашего времени — Сабин Девьей. К сожалению, из-за личных обстоятельств певица отменила свое выступление, а несколько позже из первоначального состава пропал и баритон Флориан Сампе. Вместо них главные партии исполнили молодые и малоизвестные солисты: сопрано Росио Перес и баритон Режис Мангюс. Увы, никто из них не стал для меня открытием: у Перес приятный звонкий голос, но манера несколько ученическая, видно, что сложнейшую партию Диноры ей пока еще петь рано. Что же касается Мангюса, то он оказался главным разочарованием вечера, поскольку звучал очень грубо, порой срываясь на крик, в том числе в красивейшей лирической арии из последнего действия.

Единственным, кто по-настоящему порадовал в тот вечер, был тенор Филип Тальбо в характерной партии Корентена. Как и в «Белой даме» неделей ранее, он продемонстрировал незаурядный комический талант (надо сказать, что, хотя исполнение было концертным, певцы все же довольно активно играли на сцене).

Хор на этот раз произвел на меня значительно лучшее впечатление, чем ранее в «Пророке» и позже в «Гугенотах», а оркестр под управлением все того же Энрико Маццолы был по-прежнему хорош.

Недели Мейербера в Дойче опер завершились 8 марта «Гугенотами» в постановке Дэвида Олдена. В 2016 году я уже имел возможность ознакомиться с этой постановкой, причем дирижировал тогда Микеле Мариотти, а партии Рауля и Маргариты исполняли соответственно Хуан Диего Флорес и Патриция Чофи.

В этом году опера прозвучала в обновленном составе, из прежнего остались Олеся Головнева (Валентина), Айрин Робертс (Урбан) и Анте Еркуница (Марсель).

Поскольку ранее я об этой постановке не писал, необходимо сказать пару слов о предложенной музыкальной редакции (оставшейся без изменений) и о режиссуре.

Как и в Женеве двумя днями ранее, в Берлине опера исполнялась по новому критическому изданию, без сколько-нибудь заметных на слух купюр и даже с рядом дополнений по сравнению со «стандартной» версией, известной по немногочисленным официальным записям. Правда, дополнения эти местами отличались от предложенных Минковским.

Так, отсутствовало вставное рондо Урбана, в привычном варианте прозвучал дуэт Рауля и Маргариты. Зато можно было наконец услышать хорал Марселя Veille sur nous, grand Dieu di ciel, а одно маленькое дополнение мне не встречалось нигде, кроме Берлина. Речь о хоре, открывающем третье действие — Cest le jour du dimanche, неожиданно получившем сложную трехчастную структуру, тогда как обычно исполняется лишь его первая часть.

Постановка Олдена не лишена интересных находок, хотя многое в ней вызывает недоумение. Мне понравилась идея с большим колоколом, который водружают над сценой под звуки увертюры. Далее он будет висеть там до конца оперы, напоминая о неминуемой трагической развязке: именно звуки колокола в начале пятого действия сообщат о начавшейся Варфоломеевской ночи… В заключительной сцене конструкция из балок, на которых висит колокол, опускается на сцену, таким образом пространство как бы сжимается для главных героев, нашедших временное убежище в стенах храма, но все равно обреченных на скорую гибель.

Меньше понравилось чересчур бурное веселье в первом действии с участием полуодетых девушек и с непременным канканом в конце. Озадачили гигантские Пегасы с крыльями, на которых восседали Маргарита Валуа и ее жених Генрих Наваррский (в опере Мейербера он отсутствует, однако в спектакле эту роль сыграл статист). Довольно странно выглядело решение нарядить гостей на балу в начале пятого действия в траур, тем самым разрушив присутствующий в музыке контраст между их беззаботным весельем и страшной новостью, которую следом приносит Рауль.

Партию Рауля на этот раз исполнил молодой тенор Антон Росицкий. В целом его исполнение можно назвать вполне удачным, если не считать некоторого напряжения, а также небольших проблем в арии из пятого действия, где голос певца пару раз дрогнул. Но Росицкий чувствует стиль французской оперы (стоит отметить, что ранее он участвовал и в постановке итальянской оперы Мейербера «Маргарита Анжуйская»), хорошо взаимодействует с партнерами по сцене.

У Олеси Головневой довольно легкий лирический голос, который несколько непривычно звучал в партии Валентины, но она хорошо смотрелась на сцене, была очень убедительна в плане актерской игры.

Прекрасное впечатление произвела новая для меня певица Лив Редпат (Маргарита Валуа), колоратурное сопрано с прозрачным и звонким голосом. Меццо Айрин Робертс (паж Урбан) также оказалась на высоте.

Мощно, но немного монотонно прозвучал бас Анте Еркуница в партии Марселя.

Огорчил баритон Димитрис Телякос (Невер) с явными техническими проблемами и полным отсутствием чувства стиля. Бас-баритон Дерек Уэлтон (Сен-Бри) справился со своей партией гораздо лучше.

К сожалению, оркестр под управлением Александра Ведерникова звучал чересчур тяжеловесно, часто заглушал солистов, не было и необходимой слаженности в многочисленных ансамблях. Все это особенно чувствовалось на контрасте с исполнением Марка Минковского, слышанным мною двумя днями ранее в Женеве. Хор также не произвел должного впечатления.

Но в целом впечатления от фестиваля и вообще от этой поездки остались положительные, особенно если учесть, что ни один из запланированных мною для посещения спектаклей не был отменен, а вернуться я успел всего за несколько дней до начала закрытия европейских границ в связи с начавшейся пандемией.

 

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Greiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot