OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Бабочки в ванной

Андрей Дрожжин, 16 марта 2020 в 22:48

Бабочки в ванной


13 февраля 2020 года Мариинский театр закончил собирать еще одну коллекцию:
здесь теперь можно услышать все оперы современного классика Родина Щедрина. В сети уже появились статьи с заголовками «Аморальная постановка», «В Мариинском поют про менструацию», «Солисты Мариинского снялись в рекламе презервативов» и прочая. Разочарование от премьеры есть, но удивительно: оно никак не связано с первоисточником. Однако обо всем по порядку.

Несмотря на очевидные русские корни, в России эту оперу поставили всего лишь во второй раз (первая постановка состоялась в Пермском Государственном академическом театре оперы и балета в 2003 году). Разумеется, дело, прежде всего, в сюжете, затрагивающем тему педофилии, даже в современном менее пуританском (относительно времени написания романа) мире, осуждаемом и воспринимаемом крайне остро. Однако в опере акценты смещены в сторону Гумберта настолько, что сама Лолита отходит несколько на второй план. К тому же постановка скорее делает из Лолиты маленькую чертовку «поколения Пепси», чем нимфетку. От самого Набокова помимо очень грубо вырванных сцен сюжета остался «на память» только стенд «Бабочки» в ванной (как будто в доме больше не нашлось места, куда его можно повесить). Никакого следа фантастически прекрасного языка романа, никаких красных линий: здесь возможно всё. Даже знаменитая фраза «Ло. Ли. Та звучит скомкано и неярко, а не перекатывается сладко во рту.

Самая большая проблема этой премьеры Мариинского сама опера. Сюжет дан «в кратком пересказе для чайников», реплики пусты и пошлы. Омерзительные по содержанию диалоги романа, зачаровывающие красотой формы и вызывающие от этого холодок по спине, здесь звучат обыденно, местами превращаясь почти в порнографию. А с учетом музыкальной составляющей, никак не подкрепляющей их, вообще унылы. Музыка главное, что ругали выходящие из зала зрители. Иные окрестили ее «набором звуков, усыпляющих и умиротворяющих», никак не поддерживающих разыгрываемую трагедию. Кроме того, многие отметили автоплагиат. Отчетливо чувствуется знакомство Щедрина с американской оперной школой: местами не покидало ощущение, что звучит Менотти или Барбер. К концу спектакля зал опустел более чем наполовину, даже подготовленная петербургская публика не смогла высидеть подобную немузыкальную вещь до конца. Зато оставшаяся часть овациями встретила постановочную команду и артистов. А вот это уже вполне заслуженно.

Сценография и постановка, наверное, одни из лучших виденных мной за последние годы, и не только в Петербурге. На российскую сцену практически перенесли спектакль Пражской оперы, что правда сыграло злую шутку: постановка идеальна для камерного зала театра в Праге. А вот для зрителей первого и второго ярусов Мариинского полностью исчезали проекции на заднике, а также сцены в доме на колесах (треть второго действия), так как из-за крыши фургона не было ничего видно (и плохо слышно). Зато из партерабельэтажа постановка смотрится, как хорошее кино: полностью выстроенный дом без внешних стен, на поворотном круге, дающий возможность рассмотреть всё, что происходит внутри, бензозаправка с кемпингом и дом на колесах (так же без одной из стен), мигающий светофор, оранжерея, вывеска отеля, дорога «в никуда» все проработано до мелочей в лучших традициях классической сценографии. Нашлось место даже для «привета» Набокову: те самые бабочки в ванной первое, что видит зритель после поднятия занавеса.

В спектакле активно используются видеопроекции: это либо кадры (подготовленные заранее) с камеры Гумберта, когда он снимает Лолиту или ее мать «на память», либо реклама презервативов, мотелей и кабаре, разделяющая сцены оперы и создающая необходимый контраст для фактуры повествования. Хорошо подобранные костюмы персонажей подчеркивают их характеры: неудачные неэротичные водолазки Гумберта, сливающиеся с мебелью костюмы пустой Шарлотты, омерзительные детали костюмов Куильти здесь значимо всё. Артисты, демонстрирующие «обнаженные» части тела, одеты в телесного цвета трико, дабы не провоцировать излишних блюстителей нравственности. Единственное, что можно поставить в вину постановке откровенные сцены. Проблема даже не в их наличии, а в том, что поставлены они из рук вон плохо. Хотя, возможно, это недоработка исполнителей все-таки не каждый день доводится такое играть.

С другой стороны, бóльшая часть премьерного состава уже пела свои партии в Праге, так что для них «Лолита» не в новинку. На петербургской премьере присутствовал и «делегат» пражского театране могу не отметить блистательный российский дебют Алеша Брисцейна (Клэр Куильти). В Мариинском много теноров с хорошим верхним регистром, но то, что выдавал Алеш, было на грани фантастики. Тем интереснее, как Петербург будет справляться без него. Первые фразы звучали с акцентом, скорее всего из-за волнения, так как со второй части первого акта акцент пропал почти полностью. Хочется надеяться, что «Лолитой» сотрудничество Мариинского и Брисцейна не закончится. Кроме него в премьерном спектакле пели еще двое приглашенных солистов, участвовавших в пражской постановке. Видимо сложность нотного текста и небольшое количество времени для подготовки не оставили Мариинскому шансов оперативно ввести новых исполнителей. Мать Лолиты Шарлотту пела солистка петербургского театра«Зазеркалье» Дарья Росицкая. Ей удалось превратить свою неповторимую яркость почти в бесцветность и пошлость героини. Блистательное вокальное исполнение и хорошая игра Росицкой отпечатываются в памяти.

Еще один приглашенный россиянин Петр Соколов (Гумберт Гумберт). Вот кому достался самый сложный психологический образ. Актерски Петр справился великолепно, несмотря на обилие непривычной в оперном театре лексики, а вот вокально показался блеклым. Возможно, именно так воспринимает Гумберта Щедрин, но мне сложно судить, так как в единственной доступной шведской записи этой оперы невозможно разбирать акценты: шведского я, увы, не знаю. Зато при подобном исполнении контрастно звучал вокал главной героини — обладающей звонким, ярким, пронзительным сопрано Пелагеи Куренной. Давно любимая Щедриным практически главная исполнительница его музыки на сегодняшний день и тут была вокально убедительной. Но вот ее игра вызывает много вопросов: Пелагея столь старательно изображала бесенка и непоседу, что это резко контрастировало с игрой других артистов, вполне достоверно смотревшихся в своих ролях. Не ясно только, кому предъявлять претензии: то ли певице, то ли постановщикам, а может и вовсе композитору, ведь основное отличие оперы от романа в том, что Щедрин четко выражает свое отношение к происходящему. Лолита по Щедрину однозначно жертва, даром что первый сексуальный опыт ее состоялся отнюдь не с Гумбертом, да и сама она не была ангелом. Композитор обвиняет весь мир в развращении маленькой девочки (Гумберта, мать, Куильти, окружение, рекламу и т.п.), практически складывая с нее ответственность за многие поступки, чего не делает Набоков. А в финале на сцене вообще появляется хор нимфеток, возносящих молитву Деве Марии. И Лолита присоединяется к нему. Щедрин таким образом возвращает Лолите девственность, очищает ее и ее сверстниц от грехa. Выглядит это… странно. Как те самые неуместные бабочки в ванной.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Greiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot