OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Футуристические «Гугеноты», Opéra Bastille, 16.10.18

Роман Рудницкий, 30 октября 2018 в 22:09

Футуристические «Гугеноты», Opéra Bastille, 16.10.18

 

 

От постановки «Гугенотов» в Парижской опере я ожидал многого. Ведь опера была написана именно для этого театра (конечно, вторая сцена — Бастий, где оперу поставили в этом году, — появилась значительно позже), да и развязка оперы — Варфоломеевская ночь — происходит именно здесь. К тому же этот шедевр Мейербера, в последнее время иногда появляющийся на европейских сценах, в Париже не ставился уже много лет.

Дополнительным стимулом для меня стало то, что дирижировал оперой Микеле Мариотти. Дело в том, что два года назад под его руководством опера уже звучала в Берлине, и тогда слушателям она было представлена в новом критическом издании, с включением многочисленных фрагментов, по той или иной причине не звучавших раньше. Я был на той берлинской постановке и очень надеялся, что в Париже Мариотти предложит ту же редакцию, а если повезет, то даже в расширенном варианте (так, балетная музыка в Берлине прозвучала не полностью).

К сожалению, в Париже все сразу пошло не так. Сперва отказалась от участия в постановке Диана Дамрау — пожалуй, самая интересная и именитая участница первоначально заявленного состава. И хотя заменившая ее Лизетт Оропеса в итоге справилась с партией блестяще, некоторая досада из-за внезапной замены у меня осталась. Уже перед самой премьерой произошла вторая замена: вместо американского тенора Брайана Хаймеля партию Рауля исполнил кореец Йосеп Канг.

Однако самое неприятное случилось в самый последний момент, когда предполагаемая длительность спектакля внезапно уменьшилась минут на двадцать. В итоге я услышал только музыку традиционного издания, причем даже в ней были сделаны весьма существенные купюры. Особенно огорчило отсутствие второго куплета в издевательской песенке Марселя из первого действия. А учитывая, что его хорал в третьем действии (часть критического издания) не прозвучал вовсе, этот интереснейший персонаж сразу отступил на второй план. Кроме того, полностью отсутствовала балетная музыка из второго и пятого действий, различные мелкие купюры то и дело портили впечатление от оперы.

Впрочем, по сравнению с «Гугенотами», которых я посетил год назад в Будапеште, в Париже музыки все-таки прозвучало примерно на полчаса больше.

Постановка Андреаса Кригенбурга на первый взгляд может показаться совсем простой и чисто иллюстративной, однако стоит присмотреться чуть внимательнее, и открываются вещи, заставляющие увидеть ее под совсем другим углом. Впрочем, режиссер сам перед началом дает зрителю своеобразный «ключик»: под звуки увертюры нам показывают текст письма некоего неизвестного солдата, сравнивающего свою деятельность по искоренению ересей с трудом садовника, очищающего сад от сорняков. Это вполне мог написать какой-то католик после Варфоломеевской ночи, но в конце письма стоит дата: 2063 год! Значит, перед нами не прошлое, а близкое будущее?

Дальнейшее лишь подтверждает эти подозрения, хотя стоит отметить, что режиссер проводит эту линию довольно мягко, ненавязчиво. Например, обращают на себя внимание костюмы героев, изготовленные из подчеркнуто современных материалов, но при этом с пышными воротниками, стилизованными под XVI век. И лишь гугенот Рауль появляется на сцене в обычном черном костюме вполне современного вида.

Весьма странные вещи творятся в доме Невера в первом действии: подозрительно синхронно и строго по прямой перемещаются по сцене лакеи. Что это, роботы, у которых к тому же к концу сцены происходит какой-то сбой программы? А гостей развлекают девушки в одинаковых черных костюмах и почему-то без лиц. Возможно, это усовершенствованные секс-куклы или клоны? Так или иначе, перед нами однозначно мир будущего, но будущего весьма мрачного, поскольку в моде там самые темные периоды истории, а у власти находятся ультраправые силы, активно искореняющие всякое инакомыслие.

Режиссер явно хочет сказать, что и вполне современный человек, привыкший жить в свое удовольствие, способен внезапно загореться некоей идеей и отправиться бороться с ересями, попутно физически уничтожая еретиков. Все повторяется, и никакие блага цивилизации не изменят человеческую природу: всегда найдутся люди, готовые убивать за идею, как и те, кто готов за идею погибнуть.

Похоже, здесь лишь Маргарита пытается как-то дистанцироваться от надвигающегося ужаса, замкнувшись с подругами в своем уютном мирке, но к третьему действию и она переоблачается в пышное «королевское» платье, подчеркивающее ее принадлежность к «правящей партии».

В целом у Кригенбурга получился довольно интересный, хотя и весьма спорный спектакль, наводящий на грустные мысли, а сейчас внезапно оказавшийся особенно актуальным.

Если говорить о вокальных работах, то здесь, несомненно, особенно выделялась Лизетт Оропеса в партии Маргариты, блестяще исполнившая свою большую колоратурную арию и почти полный вариант дуэта с Раулем. Почти, поскольку в дуэте присутствовал часто купируемый центральный раздел, но прозвучал он в традиционном варианте, а не по критическому изданию, предполагающему там еще и повтор (в таком виде он прозвучал несколько лет назад в Брюсселе под управлением Марка Минковского).

Тенор Йосеп Канг 16 октября спел несколько лучше, чем на премьере, которая транслировалась и на которой у него явно присутствовали серьезные вокальные проблемы. Но все же в знаменитом любовном дуэте из четвертого действия некоторые ноты прозвучали у него на грани срыва. Однако стоит отметить, что Канг исполнил целиком романс из первого действия, от которого часто оставляют лишь первый куплет, и сложную героическую арию из пятого действия, часто и вовсе купируемую.

Сопрано Эрмонелу Яхо я уже слышал ранее, и тогда мне не понравились у нее слишком резкие верхние ноты. В партии Валентины она оказалась значительно лучше, чем я ожидал, пронзительных верхушек я не услышал, к тому же она хорошо сыграла свою героиню.

А вот бас Николя Тесте, несмотря на красивый и звучный голос, уже не в первый раз огорчил полным отсутствием актерских способностей. Это особенно обидно, поскольку образ Марселя — один из самых сложных и интересных в творчестве Мейербера и для его воплощения требуется не просто вокалист, а яркий актер.

Меццо-сопрано Карин Деэ (или Дейе, как ее называют в России, где она неоднократно выступала с концертами) создала очень милый и трогательный образ пажа Урбана, но отдельные верхние ноты в арии из первого действия прозвучали у нее на мой слух слишком пронзительно. Вставное рондо из второго действия в этой постановке, как и в двух других, на которых мне довелось побывать (в Берлине и Будапеште), отсутствовало.

Хорошее впечатление произвел баритон Флориан Санпе в партии благородного Невера. Второй баритон, Поль Ге (граф де Сен-Бри), несколько переигрывал, при этом в сцене заговора он не показался мне достаточно убедительным.

Хорошо показали себя хор и оркестр Парижской оперы, а Микеле Мариотти за дирижерским пультом вновь продемонстрировал, что он понимает и чувствует музыку Мейербера. Жаль только, что он вновь упустил возможность представить слушателям полную версию этой великой оперы, которая в наше время еще ни разу не исполнялась без купюр. Очень надеюсь, что такое исполнение все-таки состоится в обозримом будущем, а мне доведется на нем побывать.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot