OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > "Глядя из Лондона" > Леди Макбет Мценского уезда, Grosses Festspielhaus, Salzburg, 21.08.17

Аня Зверева, 10 сентября 2017 в 15:18

Леди Макбет Мценского уезда, Grosses Festspielhaus, Salzburg, 21.08.17

Действие 1. Окраины провинциального промышленного городка. Полуразрушенные балконы закопченного заводского общежития…на фоне всей этой серости с обеих сторон сцены выезжают 2 конструкции: одна — женская, хорошо освещённая комната Измайловых с кроватью, креслом, душем и раковиной, скрывающимися в глубине, и небольшим стенным проемом с иконой. В данном интерьере и томится от скуки и отсутствия любви главная героиня Катерина Львовна (Евгения Муравьева). Вторая — мужская, офис Зиновия Борисовича (Максим Пастер)-такое же серое и плохо освещённое пространство как и все вокруг: стол, компьютер, стул, шкафы с картотеками работников, и хозяин, засидевшийся до ночи и беспрестанно пьющий горькую.

 

На службу принимают Сергея (Brandon Jovanovich), со слов кухарки Аксиньи (Татьяна Кравцова) спутавшегося с супругой прежнего работодателя, за что и был гоним. Но вышел, черт, лицом и телом — любую ко греху склонит. Приходит весть о прорыве плотины — Зиновий Борисович отправляется в дорогу. Из недр офиса появляется Борис Тимофеевич (Дмитрий Ульянов), приказывает работникам проводить барина протяжным плачем, что у нас песней зовётся. Старик переходит на часть женскую и тут же начинает корить невестку за бездетность («пятый год замужем, а ребеночка ещё не родила»), холодность (как рыба холодна) и отсутствие слез по поводу отъезда мужа.

 

Тем временем, во дворе стая мужиков под предводительством Сергея насилуют Аксинью (тут надо сказать, что эта сцена очень смягчена, кухарку ловят и удерживают простынями, за этими же полотнищами сокрыты и действия по обесчещиванию несчастной; эта же простыня все скроет и в сцене любви Катерины и Сергея). Купчиха вызволяет свою прислугу из мерзкой сцены и в рукопашной схватке повергает Сергея наземь.

 

Сцена в спальне Катерины Львовны. Ей не спится, и сердце по любви томится. Свекр грубо тушит свечу (нет мужа — незачем и свечи жечь) и изъявляет желание поесть грибков (которых Катерина — мастерица приготовить). Уходит. Вдруг стук в дверь — пришёл Сергей и просит впустить его в покои. Та впускает и после долгих разговоров все в сцене их любви стихает. Слышен шум, утехи он их прерывает, Сергей — в окно.

 

Действие 2. Тут как тут Борис Тимофеевич, грешивший по молодости лет как с девками, так и с жёнами чужими, не то что сын его. Он полон вожделения к невестке. Видит фигуру в темноте- считает вором. Ловит его и чествует хлыстом. Глядя на муки любимого, Катерина укрепляется в намерении отравить свекра, подсыпав мышиного яда в его любимое блюдо. Поев грибков, старик в предсмертной агонии просит позвать попа. Окружившие его работники считают заявления об отравлении Катериной бредом, но попа (Станислав Трофимов) приводят. Тот пьян и на руку не чист, червонцев горстку от хозяйки получив уходит.

 

Спальня Катерины Львовны: в барской постели Сергей, она просит от него ласки, ему же Катерина безразлична-он лежит себе и спит. Катерине мерещится — ее окружает группа мужиков и удушают запахом одеколона старика, и сам является он призраком с крыльца. Она будит Сергея. Возвращается Зиновий Борисович, входит в комнату. Сергей — в шкаф. Пояс мужской и брюки на полу приводят мужа в замешательство, он к шкафу, из него Сергей. Совместными усилиями муж удушен и в погреб убиенный погребён.

 

Действие 3. Никчемный мужичонка (неимоверно харизматичный и обаявший публику созданным образом Олег Залицкий) в поисках спиртного срывает замок с погреба и чувствует жуткую вонь — находит труп купца. Бежит в полицию (в беретах и с лицами французских мимов те в праздности готовят 2 яйца и негодуют на отсутствие заставленного яствами стола: к свадебному столу Катерины и Сергея они не приглашены). На празднике и поп — развратник и честной народ хвалят нового господина. Катерина замечает сбитый замок и уговаривает Сергея скрыться. Бежать они не успевают и в лапы мимов попадают.

 

Действие 4. На месте купеческой квартиры одиночные камеры с заключёнными женщинами, на стороне офиса — мужские нары. Старый каторжник (Андрий Гонюков) затягивает печальную песню о неволе. Катерина подкупает надсмотрщика, чтобы повидаться с Сергеем. Тому она опостылела, влечёт его разбитная Сонетка (Ксения Дудникова). Чтобы добиться от неё ласки, по ее указу он выуживает у Катерины пару последнюю шерстяных женских чулок и удаляется с новой пассией. Катерина, видя предательство возлюбленного, кидается на Сонетку, бросает ей удавку на шею, и взбежав по лестнице обе умирают от удушья сбросившись в петлях с балкона.

 

Качественно оформленная и продуманная до мелочей постановка Andreas Kriegenburg и сценографа Harold B. Thor, гениально мягкая и мелодичная трактовка партитуры Венскими филармониками под управлением Мариса Янсонса, блестящая игра и пение(!) Дмитрия Ульянова и Евгении Муравьевой были самыми сильными по воздействию, оставив ощущение безукоризненно созданного продукта. Эта опера стала безусловным personal highlight из всего увиденного и услышанного за 6 дней прибывания на фестивале.

Комментарии: