OperaTime.ru

Главная > Рецензии > “Иван Грозный” в “Санктъ-Петербургъ Опере”

Роман Рудницкий, 20 декабря 2022 в 22:05

“Иван Грозный” в “Санктъ-Петербургъ Опере”

17 декабря в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялось знаковое событие — премьера редчайшей оперы Жоржа Бизе «Иван Грозный» (или «Иван IV», как ее чаще называют на Западе). И на сайте театра, и в программке особо указывалось, что это мировая премьера, однако данное утверждение вызывает вопросы. Действительно, при жизни композитора опера не исполнялась, ее партитура долгое время считалась уничтоженной автором, а в обнаруженном в 1929 году автографе отсутствует оркестровка двух последних номеров, однако мировая премьера все же состоялась в 1951 году в Бордо. После указанной постановки и еще одной в следующем году опера больше никогда не ставилась на сцене, хотя более полные реконструированные версии дважды записывалась на радио: на Би-би-си в 1975 году и на Radio France в 2002 году.

В опере Бизе, написанной в 1862–1863 годах, речь идет о женитьбе Ивана на черкесской княжне Марии Темрюковне. Несмотря на присутствие исторических персонажей, сюжет ее имеет мало общего с реальными историческими фактами, что, впрочем, для того времени обычное явление.

Интересно, что сам Грозный, несмотря на регулярно случающиеся у него приступы гнева и на проходящие в опере фоном казни, выступает у Бизе скорее положительным героем, которого обманывают и провоцируют на жестокие поступки злые бояре в лице интригана Юрлова. Такая трактовка существенно отличается от традиционного образа, сложившегося в русской культуре, зато внезапно оказывается созвучна идеям нынешних отечественных ревизионистов, видящих в Иване едва ли не идеал справедливого правителя, железной рукой уничтожающего всяческую «крамолу». Не знаю, повлияли ли эти новые веяния на выбор театром произведения. Хочется верить, что нет.

Несколько смущает утверждение о кропотливой работе, проделанной непосредственно сотрудниками театра. Во всяком случае, говорить о строго научной реконструкции полной партитуры в данном случае не приходится: музыки прозвучало примерно столько же или чуть больше, чем во французской записи, но минут на 20 меньше, чем в Лондоне. В частности, интродукция к четвертому действию (баркарола юного булгарина с хором), имеющаяся в обеих указанных записях, в спектакле отсутствовала, но была исполнена уже после поклонов на бис, в качестве своеобразного приношения Бизе. Здесь следует отметить, что театр самостоятельно разделил оперу на два действия, но я все же следую авторской пятиактной структуре. Отсутствовал и повтор кабалетты в арии Марии из того же четвертого действия, имеющийся в английской записи, но также отсутствующий во французской.

Полагаю, что в театре все-таки воспользовались давно подготовленной реконструкцией Говарда Вильямса, сделав в его версии ряд купюр и перестановок.

Еще одна странность — перенос самой известной, даже, пожалуй, единственной известной мелодии этой оперы с ее законного места в начало второго действия и превращение ее в своего рода интермедию, прозвучавшую из партера. Речь о песне юного булгарина Ouvre ton coeur, которую Бизе позаимствовал из своей более ранней оды-симфонии «Васко да Гама» и которая в наше время нередко звучит в качестве концертного номера. Не знаю, чем вызвана такая перестановка, но в итоге пропал имеющийся в опере контраст между мрачной музыкой, сопровождающей казнь за сценой, и последующим бурным весельем на пиру у Ивана.

Что касается режиссуры, Юрий Александров, нередко предлагающий в своем театре «современные трактовки» классических сюжетов, на этот раз не стал перегружать спектакль какими-то новыми смыслами и предпочел организовать просто яркое зрелище в богатых псевдоисторических костюмах и соответствующих декорациях (художник-постановщик Вячеслав Окунев), в котором лишь иногда мелькала легкая ирония, как бы подчеркивающая западные клише, связанные с русской историей. Сюда можно отнести, например, палача с медвежьей головой в финальной сцене.

Если говорить об исполнении, прежде всего необходимо упомянуть блестящую подготовительную работу, что было особенно заметно по сравнению с недавними премьерами в Мариинском театре. У дирижера Александра Гойхмана идеально слаженно прозвучали ансамбли, отсутствовали в спектакле и характерные для многих премьер ошибки исполнителей.

Из солистов, в целом продемонстрировавших довольно приличный уровень, особо хочется отметить сильный и звонкий голос тенора Сергея Алещенко в партии Игоря, брата героини. В других партиях успешно выступили баритон Владимир Целебровский (Иван), басы Геворг Григорян (князь Темрюк) и Антон Морозов (злодей Юрлов), меццо Виктория Мартемьянова (юный булгарин) и Наталья Воробьева (Ирина, сестра Ивана). Чуть более проблематичным показалось исполнение Евгении Кравченко (Мария), хорошо сыгравшей свою роль, но звучавшей несколько резковато на верхах.

В заключение стоит отметить, что уже через пару месяцев ожидается первая за последние 70 лет европейская премьера этой оперы в театре немецкого города Майнингена.

Вы можете с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶ помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypala.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot