OperaTime.ru

Главная > Интервью > Ирина Моревa: все мои героини несут высокую идею победы любви над всем, и над смертью в том числе. 

Анатолий Руднев, 20 августа 2022 в 22:15

Ирина Моревa: все мои героини несут высокую идею победы любви над всем, и над смертью в том числе. 

С момента своего рождения, наш оперный портал важную часть своего содержания обращает на общение с музыкантами, в основном с вокалистами. Потому что без них — опера просто невозможна.
И замечательные оперные солисты отвечают нам взаимностью.
Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с Ириной Моревой. Ирина — пока что не является узнаваемой всеми, но она обладает настолько уникальными данными, что через короткое время все будут говорить только о ней, если речь будет идти о партиях Леоноры, Амелии, Маддалены, Лизы, Баттерфляй, Недды и Аиды.
Узнал я про Ирину пару лет назад случайно. Даниель Орен рассказывал об одной певице с огромным восторгом. А поскольку Даниель, в принципе, никого не хвалит, а уж восторга по поводу вокалистов у него, практически, никогда не бывает, я уточнил, о ком идёт речь. Имя «Морева» мне не сказало тогда ничего.
Но несколькими месяцами позже, из Новой Оперы была онлайн трансляция Силы Судьбы (Ирина Морева, Сергей Поляков и дирижёр Александр Самоилэ). И партия сопрано была спета просто невероятно!
И, наконец, недавний, воистину триумфальный дебют Моревой (Маддалена в Андре Шенье) в Deutsche Oper Berlin просто «собрал весь пазл» — мы просто являемся счастливыми свидетелями рождения «сверхновой звезды». Последние в астрономии являются невероятно редким явлением, а уж в опере — это еще на порядок более редкое явление…

Мы начали интервью вопросом об «Андре Шенье».

Почему именно Маддалена? Близка роль? Или на голос партия хорошо ложится?

Почему? Потому что так сложились обстоятельства. Это не было моим волеизъявлением. Смеется.

К тому моменту, когда я узнала, что в нашем театре планируется концертное исполнение этой оперы, у меня была на слуху только ария La mamma morta, которую я обожала слушать в исполнении Eva Marton. Ну, это и не удивительно, потому что опера редко исполняется несмотря на то, что музыка Джордано — прекрасна. Я думаю, что это связано со сложной теноровой партией, возможно, я ошибаюсь и этому есть другие причины. Так что, первое знакомство с этой оперой у меня было в 2018 году и это был semistage, а уже в Берлине полноценный дебют на сцене Deutsche Oper Berlin.

Не могу сказать, что Маддалена мне очень близка, только по той простой причине, что она идёт на такое самопожертвование во имя любви. И в самом начале оперы, она избалованная, выросшая в достатке девушка, легкая, подвижная, характер которой мне сложно было передать, потому что я совсем другая, для меня страдание и драму играть легче, чем такой вот девчачий характер. Смеется.

Оборачиваясь на свою жизнь, я прихожу к выводу, что у меня не было таких чувств, ради которых я могла бы пойти на гильотину, или погрести себя заживо, подобно Аиде, принять яд, как Леонора из Трубадура и т.д. Вот, пожалуй, Леонора из Силы судьбы, более близка и я как религиозный человек, понимаю её, возможно, смогла бы оставить мир и уйти замаливать грехи в монастырь, cмеется, но и там всё непросто, она захотела участи отшельницы в горах, вдали от людей, без пищи. В общем, зачем я всё это говорю? Любовь – это великий дар, который даётся свыше и свыше тебе даются силы на такие подвиги, поэтому говоря о себе, не пережив таких ярких и глубоких чувств, я могу только попробовать сопереживать образу и с помощью прекрасной музыки максимально правдиво донести его до слушателя. И, безусловно, эта партия прекрасно легла на голос, и стала одной из любимых.

Кто первый услышал ваши вокальные перспективы? 

Могу сказать, что голос был всегда, но я даже не рассматривала себя в опере, больше прыгала в детстве с микрофоном и мечтала петь эстраду. А первой, кто услышала голос именно с перспективой в академическом русле, была педагог по концертмейстерскому классу в колледже, где я училась как пианистка и с большим удовольствием играя оперные арии или романсы, напевала вокальную строчку. Она и предложила мне попробовать себя в академическом вокале, но тогда я отнеслась к этому несерьёзно, считая, что петь легко и все оперные певцы ленивы. Даже не помню, почему у меня сформировалось такое мнение. Смеется.


Какие композиторы или оперы нравились и почему?
 С.В. Рахманинов и его фортепианный концерт fis-moll, где главная партия просто приводит меня в экстаз, особенно когда звучит в репризе. Это сложно передать словами, это то, что заставляет душу ликовать, что заставляет воскресать после падений.

А у Чайковского в партии Татьяны меня возвышает и заставляет парить над реальностью фраза «Кто ты? Мой ангел ли хранитель?». Казалось бы, просто нисходящая незамысловатая мелодия, но какое имеет воздействие!

Кого из оперных героев и героинь вы любите? Почему? Кого не принимаете? Почему?

Как я уже обозначила в предыдущем вопросе, я люблю Чайковского и его «Евгения Онегина». Но, не потому, что больше мне никто не нравится, а потому, что Татьяна была одной из первых  партий в Магнитогорском театре, не считая Недды, а первое всегда дорого. Смеется. Но, Недда мне казалась тогда безумно трудной, очень сложной по эмоциональному накалу веристской партией и у меня было ощущение, что я только и делаю, что преодолеваю технические трудности. А Татьяна просто как для меня написана, настолько я себя чувствовала в ней гармонично, естественно и мне были близки ее чувства безответной любви, её томление русской души, ведь всё это так знакомо и тоже переживалось. Жаль, что сейчас я уже не исполняю эту партию. Лизу из «Пиковой дамы» тоже люблю, но здесь более зрелые переживания, если можно так выразиться и шанс исполнить её мне предоставился только в этом году.

Пока не довелось исполнять героинь, которых не принимаю, но, в перспективе, думаю, что это может быть Макбет. В жизни стараюсь не совершать поступков направленных против совести, а уж тем более против человека, приводящих к его физическому уничтожению и думаю, что вживаться в этот образ будет сложно для меня.

Что делать, если предложенная роль или её трактовка режиссёром не нравится? Может, есть рецепт или личный пример преодоления подобных сложностей.

Знаете, мне не доводилось с этим сталкиваться, поэтому и рецепта у меня нет. Смеется. Все мои героини несут высокую идею победы любви над всем, и над смертью в том числе. И все постановки в которых я принимала участие были выдержаны в классическом стиле, поэтому мне не приходилось переступать через свои принципы.


Какую музыку вам петь особенно легко (чтобы идеально ложилось на голос и на душу, чтобы приносило наибольшую радость)?

Думаю, что для меня это Пуччини, например, Тоска и Леонора из La forza

Каким было ваше первое большое выступление пeред публикой?

Оооо, это было, когда я училась в Институте и там серьезно начала заниматься вокалом. Меня отправили на первый в моей жизни конкурс военной песни и я исполняла Милютина «Чайку». Выступление было небольшое, зато слушателей полный зал. И я от страха забываю слова второго куплета и всё пою на ля-ля-ля, потом вспоминаю припев, допеваю и, идя от рояля до кулис, я понимаю, что больше выходить на сцену я не — хо — чу. Смеется. Ну, а после этого начинается долгий путь поисков, обучения, перемен мест жительства. Путь долгий, но очень интересный и другой мне не нужен. Смеется.

Вспоминаете ли школу? «Добрым» ли словом?

Да, часто вспоминаю. Исключительно добрым. У нас был очень дружный класс. Одна подруга у меня ещё со школьной скамьи, мы до сих пор дружим.  И классные учителя у нас были очень хорошие, Ольга Михайловна до 3-го класса и Ольга Анатольевна дальше до выпускного. Наши мамочки. Смеется. Часто задают вопрос: «Помните ли Вы свою первую учительницу?» Вот, вспомнила. Смеется.

Если бы вы не стали певицей, кем бы хотели быть?

Думаю, педагогом. Смеется. Только не в общеобразовательной школе. Как говорится, все мы родом из детства, а я в детстве всегда сидела с журналом и выставляла оценки своим одноклассникам, причём журнал каждые полгода мама мне покупала новый. Такую я вот изображала училку. 

Ну, а в более сознательном возрасте мне нравился концертмейстерский класс, и я с удовольствием аккомпанировала скрипке и вокалистам. Зав. фортепианного отделения даже говорила, что я могла бы стать неплохим концертмейстером.

Расскажите пожалуйста один (или несколько) курьёзный, смешной или просто интересный случай из своей профессиональной жизни

Задумалась. Даже не знаю, ноги не ломала, руки тоже, не падала, декорации на меня тоже не падали тьфу-тьфу-тьфу. Смеется. Ну, значит просто расскажу моменты, которые происходили в период, когда я приехала в Москву в 2010 году. Меня не взяли ни в один театр, и даже ни в один хор, зато директор продуктового магазина с радостью взял меня продавцом. Потекли магазинные будни, прошло 7 месяцев, вдруг, звонок из Магнитогорского театра и приглашение на фестиваль через месяц Viva Opera. «Спеть нужно Микаэлу, если, конечно, у вас есть время?»  —  спросили меня, думая, что я прекрасно устроилась в Москве. Я соглашаюсь, прыгая от радости за прилавком, но, есть одно но… Микаэлу нужно переучить на французский. Конечно, я переучу, нет проблем, только бы выбраться из гастронома. И, согласилась… Денег нет на коуча, французский не знаю, что делать??? В этот момент приходит темнокожий мужчина из соседней автомойки за пловом, я на ломаном английском вытрясаю из него, какой у него второй язык, он говорит – французский, спрашиваю сколько он получает в день, оказалось 500 рублей, говорю плачУ 300, только сделай французскую транскрипцию. Привела его домой, муж чуть с дивана не упал, прошло два вечера и у меня появилась транскрипция всей партии. Выучиваю партию, еду на фестиваль, во время дуэта с тенором он забывает свою фразу, так я пою и свою, и его от страха, выкрутились, спели, гонорар получили и в магазин больше не вернулась…
А потом началась другая история. Смеется

Блиц от оператайм:

Какой фильм бы вы хотели посоветовать посмотреть?
«Поллианна» добрый фильм о маленькой девочке, которая перевернула восприятие мира всей деревни только тем, что умела радоваться всему, что с ней происходит и из всего извлекать плюсы.

В каком «уголке Земли» вы в идеале спасаетесь от стресса?
Только в родительском доме


Любите ли вы путешествовать?
Да, но только не одна


Гипотетический выбор домашнего животного: Кошка/ Собака/ Золотая рыбка/…
На кошек и собак у меня аллергия, значит Золотая рыбка и, желательно, чтобы она исполняла желания. Смеется.


Айфон или неАйфон?

Samsung. Смеется.


К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?

В идеале ни к каким, на то они и пороки, чтобы их выкорчевывать из себя, но, поесть оооочень люблю. Смеется.

Какое у вас любимое блюдо? 

Мамин борщ и манты. Ой, а ещё бешбармак. Смеется.

Какие современные политики вызывают вашу наибольшую симпатию/ антипатию?

Я вообще аполитичный человек, как и многие музыканты и никто мне из современных политиков не импонирует. А вот Черчилль вызвал симпатию после сериала «Корона». Захотелось прочесть его книгу «Изречения и размышления». Одна из моих любимых его цитат: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма»


Какие исторические личности вызывают вашу симпатию?

Царская семья!

А из мира музыки?

Франко Дзеффирелли, Мария Каллас и Туллио Серафин – люблю слушать их совместные спектакли, там многое можно почерпнуть в плане агогики. 


Какие качества вы цените в коллегах?

Хочу ответить на этот вопрос, рассказав о встрече в Салерно с Виолеттой Урманой. Она была Азученой. Я просто обожаю ее голос, она оказалась потрясающим человеком! На репетиции она приехала на пару дней позже, и после спевки сама подошла познакомиться, пожать руку. А я всю репетицию думала, как же мне подойти и как обратиться к такому человеку? А она сделала это сама. Потом она мне во многом помогала в течение всей постановки. Говорила, как мне лучше упасть, на каких словах лучше подняться. На третьем спектакле я себя ужасно чувствовала, так она мне дала лекарства, потом ещё написала целый список лекарств, которые она возит с собой и выслала мне его в Whats up. После последнего спектакля, я подошла к ней и попросила дать какие-то профессиональные советы, может быть даже замечания сделать, так вот советы дала с удовольствием, а вот замечания не очень хотела говорить, боясь сбить меня, навредить. Ведь знаете как певцы мнительны, скажешь им, а они потом ночь не спят. Смеется. Поэтому она была в этом плане очень аккуратна. Мы с ней какое-то время переписывались даже, я вопросы по репертуару задавала, она отвечала. Вот вам пример того, какими могут быть коллеги. Смеется.

Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

Допускаю мысль, что такое бывает.

В каком столетии вы бы хотели пожить?
В XXI.

Как предпочитаете проводить отпуск: «в шезлонге» или «в палатке»?
Загoрать мне нельзя, поэтому в палатке, но только не весь отпуск. Смеется.


Вы преимущественно традиционалист или новатор?
Традиционалист


Что вы берете с собой в путешествие? 

Вы спрашиваете, что берёт с собой женшина в путешествие? Смеется. Всё я беру в путешествие. Смеется. Заглядывали когда-нибудь в женскую сумочку? Eсли да, то можете представить женский чемодан. Я не исключение, но очень хочу им стать. Смеется.

Какие у вас дальнейшие творческие планы?
Баттерфляй в Новой Опере и Абигаиль в Палермо. 

Вы можете с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶ помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypala.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии: