OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Иерусалим» на фестивале Верди в Парме

Роман Рудницкий, 21 октября 2017 в 10:51

«Иерусалим» на фестивале Верди в Парме

 

 

В этом году на пармском Фестивале Верди наряду с традиционными «Травиатой» и «Фальстафом» давали два раритета: «Стиффелио» и «Иерусалим». Больше всего внимания привлек заведомо провокационный «Стиффелио» в постановке Грэма Вика, где публике предлагалось слушать оперу стоя. Я же предпочел посетить не столь радикальный «Иерусалим», тем более что заявленный состав выглядел привлекательным.

Как известно, «Иерусалим» — первая опера Верди, написанная на французское либретто и для парижской Гранд-Опера. Однако Верди, как до него Россини и Доницетти, не стал сразу же писать для Парижа полностью новую оперу, а предпочел радикально переработать свой более ранний опус, в данном случае — «Ломбардцев в первом крестовом походе». Сохранив практически неизменной одну из главных сюжетных линий — преступление и последующее раскаяние Пагано (в новой версии — Роже), — либреттисты Руайе и Ваэз существенно переработали любовную линию, завершив ее хэппи-эндом, отсутствующим в «Ломбардцах». В целом новое либретто получилось более стройным и логичным, к тому же из него исчезла мистика (общение героини с духом погибшего возлюбленного). Верди, в свою очередь, существенно переработал написанную ранее музыку и дописал много новой. Это прежде всего большой балетный дивертисмент и новая сцена для тенора, в чем-то предвосхищающая знаменитое судилище из «Аиды» (в которой, кстати, вообще очень заметно влияние большой французской оперы).

Насколько мне известно, фестиваль Верди в Парме впервые обратился к «Иерусалиму». Во всяком случае, в недавно изданном комплекте видеозаписей «Весь Верди» он отсутствует, как и «Арольдо» — переделка «Стиффелио». Что особенно ценно, опера исполнялась по новому критическому изданию Юргена Зелка, и более того в самом полном виде с почти получасовым балетом, который обычно либо сокращают, как в недавней постановке Валлонской оперы, либо не исполняют вовсе. В пармской продукции сохранили и все авторские повторы. В итоге получилось примерно три часа чистой музыки!

Поскольку сюжет связан с актуальной ныне темой конфликта между христианским Западом и мусульманским Востоком, можно было заранее предположить, что это как-то отразится в режиссерской концепции. Однако Уго де Ана создал совершенно традиционный и при этом чрезвычайно красивый спектакль, лишенный каких-либо новых смыслов, что для раритетной оперы скорее плюс, ведь дает возможность ознакомиться с произведением в «исконном» его виде. Во время вступления на занавес проецировался латинский текст папского эдикта, объявляющего о начале крестового похода. На прозрачном занавесе над авансценой, не искажающем звук, во время смены декораций показывали оригинальные видеопроекции, иногда дополненные спецэффектами вроде падающего на сцену песка. Сами декорации и костюмы выглядели весьма живописно и примерно соответствовали заявленной эпохе.

Из трех главных героев самого теплого приема вполне заслуженно удостоился местный уроженец Микеле Пертузи в сложной и противоречивой партии Роже — злодея и убийцы, превращающегося по ходу действия в святого отшельника. Пертузи впервые пел в этой опере, очевидно, реализуя свои планы по освоению всех значительных вердиевских басовых партий, о чем рассказывал в недавнем интервью. Опытный бас традиционно порадовал как прекрасным вокалом, так и выдающейся актерской игрой.

Главную героиню Элен (примерно соответствующую Джизельде в «Ломбардцах») пела Анник Массис — певица, специализирующаяся на бельканто и французском репертуаре и относительно редко обращающаяся к Верди. Принимали ее хорошо, но все-таки более сдержанно, чем Пертузи. Возможно, местная публика привыкла к более плотному и эмоциональному звучанию. Но «Иерусалим» — это не только Верди, а еще и французская опера, поэтому было особенно интересно услышать в этой партии выдающуюся представительницу французской школы. Несмотря на долгую карьеру, Массис показала отличную вокальную форму и блестящую колоратурную технику.

Несколько меньше порадовал Рамон Варгас в сложнейшей партии Гастона, написанной (вернее, переписанной) для Жильбера Дюпре — тенора, блиставшего на сцене Парижской оперы в 1840-е годы, когда «Иерусалим» и был впервые представлен публике. Кстати, совсем недавно вышло два сольных диска, посвященных творчеству этого легендарного француза: один из них записал Майкл Спайрз, а второй — Джон Осборн, и оба они исполнили в числе прочего арию Гастона из третьего действия. Варгас явно проигрывал обоим, к тому же он проигнорировал некоторые верхние ноты.

Исполнители второстепенных партий звучали достойно, разве что папский легат Адемар де Монтей в исполнении баса Деяна Вачкова показался не таким мощным и грозным, как хотелось бы. Ожидаемо высокий уровень продемонстрировали хор Пармской оперы (хормейстер — Мартино Фаджани) и Филармонический оркестр Артуро Тосканини (дирижер — Даниэле Каллегари).

В заключение хочется отметить, что Пармский фестиваль и дальше планирует знакомить публику с редкими операми и альтернативными версиями. В программе следующего года заявлен «Трувер» — парижская редакция «Трубадура». Обещан также «Макбет», но пока не сообщается, в какой редакции. Хотелось бы услышать редко исполняемую первоначальную версию!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot