OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Гугеноты» в Большом театре Женевы, или в ожидании неминуемой катастрофы…

Роман Рудницкий, 23 марта 2020 в 4:11

«Гугеноты» в Большом театре Женевы, или в ожидании неминуемой катастрофы…

© Magali Dougados

 

Начну свой рассказ с небольшого признания. Мне уже неоднократно доводилось слышать шедевр Мейербера в театрах, о постановках в Будапеште и Париже я писал для нашего портала. Однако уже много лет у меня была мечта: услышать «Гугенотов» под управлением Марка Минковского.

Почему именно Минковский? Причин две. Во-первых, из доступных официальных и неофициальных записей было ясно, что этот дирижер — едва ли не лучший на сегодняшний день знаток и интерпретатор большой французской оперы, тонко чувствующий ее стиль и бережно относящийся к авторскому музыкальному тексту.

Во-вторых, несколько лет назад в Брюсселе под его управлением уже звучали «Гугеноты», причем для той постановки дирижер использовал еще только готовившееся к выходу критическое издание партитуры, включив в спектакль несколько музыкальных фрагментов, изъятых Мейербером до парижской премьеры и ранее никогда не исполнявшихся.

Что-то подобное я ожидал услышать и в Женеве, однако на этот раз Минковский решил пойти несколько иным путем и предложить близкую к «стандартной» версию партитуры, но все же без каких-либо купюр и даже с некоторыми дополнениями. В частности, приятно было наконец услышать в театре знаменитое рондо пажа Урбана Nonvous n’avez jamaisje gage, написанное композитором в 1848 году для меццо Мариэтты Альбони, исполнявшей эту партию в Лондоне. В наше время принято считать, что этот эффектный вставной номер тормозит действие, поэтому в большинстве современных постановок он отсутствует, хотя время от времени звучит на концертах и записывается на сольных дисках певиц-меццо. Еще одно интересное дополнение — расширенная версия дуэта Рауля и Маргариты Beauté divine, enchanteresse. Центральный раздел этого дуэта Preux doit vivre зачастую вообще купируется, но на этот раз он прозвучал даже в более длинном варианте, первоначально написанном автором.

В программке к спектаклю был также анонсирован хорал Марселя из третьего действия — один из фрагментов, изъятых композитором до премьеры и исполнявшихся в брюссельской постановке под управлением Минковского (отмечу, что мне доводилось слышать этот номер в Будапеште и Берлине, в том числе буквально через день после женевского спектакля). Но в итоге хорал почему-то так и не был исполнен. Возможно, постановщики по примеру автора решили отказаться от него в ходе репетиций. Также не исполнялся, в отличие от Брюсселя, более масштабный первоначальный вариант финала третьего действия (часть этого расширенного финала я слышал ранее в Будапеште).

Спектакль, на котором мне удалось побывать 6 марта, с самого начала находился под угрозой срыва из-за начавшейся в Европе пандемии коронавируса. За несколько дней до моего прибытия в Женеву власти Швейцарии запретили любые собрания с числом участников более 1000 человек, была вероятность, что театр закроется на карантин. Однако спектакль все-таки состоялся, хотя и проходил в полупустом зале.

Впрочем, происходящее в данный момент в мире очень гармонировало с сюжетом этой оперы, которая начинается, как известно, в атмосфере всеобщего беззаботного веселья, и лишь ближе к середине появляется ощущение неумолимо надвигающейся катастрофы, наступающей в финале.

Не знаю, случайность это или нет, и на каком этапе работы над постановкой появилась идея данной мизансцены, но режиссеры Йосси Вилер и Серджо Морабито в одном из эпизодов оперы в аллегорической форме показали распространение некоего «вируса». В начале третьего действия по либретто две католические девушки исполняют песнопение в честь Девы Марии, а следом за ними на сцену выбегают две веселые цыганки, которые поют веселую песенку. В Женеве, как и во многих современных постановках, партии католических девушек и цыганок объединили, и вот что получилось в итоге. Закончив свою молитву, девушки внезапно начинают ощущать некое жжение, они дергаются, чешутся, затем как бы против воли сбрасывают верхнюю одежду и превращаются в развязных цыганок. В ходе следующего за цыганской песней балетного дивертисмента (кстати, в данной постановке несколько более длинного, чем обычно) «вирус» с аналогичными симптомами постепенно охватывает всю собравшуюся толпу, в конце концов присоединяющуюся к цыганскому танцу.

Я несколько забежал вперед, чтобы остановиться на самом актуальном, как мне показалось, эпизоде постановки. Начинается же она с того, что под звуки увертюры как бы из-под земли встают то ли зомби, то ли призраки убитых гугенотов, которые затем на протяжении спектакля будут регулярно появляться на сцене. Даже сам Рауль появляется на пиру у графа Невера в окровавленной одежде, как будто он уже убит. Но еще больше на фоне щеголей из числа гостей Невера выделялся Марсель, своими лохмотьями, шпагой и несколько комичным поведением напомнивший мне Дон Кихота.

Маргарита Валуа превратилась в кинозвезду, играющую в очередной экранизации романа Дюма «Королева Марго» — судя по сцене съемок в начале пятого действия, в жанре мюзикла. Она же выступает в качестве режиссера фильма, тогда как паж королевы Урбан стал ассистенткой, испытывающей нежные чувства к своей начальнице. В первом действии девушка появляется в доме Невера в платье и на каблуках, во втором хитростью попадает на кастинг и получает роль пажа в фильме, изобразив Чарли Чаплина при исполнении вставного рондо. Лишь ближе к финалу она наконец-то «преображается» в пажа.

Не могу сказать, что постановка меня полностью убедила, многое в ней показалось неоднозначным. В частности, неуместным показалось веселое приплясывание заговорщиков в сцене освящения мечей, сильно диссонирующее с торжественным характером этой музыки. Однако должен признать, что в целом смотреть этот спектакль мне было интересно от начала до конца.

«Гугенотов» называют «оперой семи звезд», а это значит, что для их достойного исполнения требуются семь певцов высочайшего уровня. В наше время сложно подобрать состав, полностью отвечающий этому требованию, но Минковский, пожалуй, максимально к этому приблизился.

Безусловно, главной звездой спектакля стал великолепный Джон Осборн в образе Рауля де Нанжи. Он с легкостью справился со всеми техническими сложностями своей партии, включая убийственно трудную арию из пятого действия, которая мало какому тенору по силам. Верхние ноты у Осборна звучали легко и уверенно, а вся партия исполнена на высочайшем уровне и с пониманием особенностей стиля французской оперы. При этом он убедительно сыграл несколько наивного и старомодного чудака, волею судьбы попавшего под колеса истории.

В партии его старого слуги и наставника Марселя выступил столь же «звездный» бас Микеле Пертузи. Несмотря на некоторое переигрывание, которое вполне можно списать на режиссерскую концепцию, его слегка комичный Марсель вызывал самое живое сочувствие.

Приятным сюрпризом стало выступление ранее незнакомого мне лирического баритона Александра Дюамеля в партии благородного графа Невера.

Колоратурное сопрано из Македонии Ана Дурловски (Маргарита Валуа) давно сотрудничает с режиссерским дуэтом Вилера и Морабито, она участвовала во многих их постановках, главным образом в Штутгартской опере. У этой певицы отличная колоратурная техника, красивые уверенные верхушки, к тому же она обладает весьма яркой внешностью.

Прекрасное впечатление произвела и молодая певица-меццо Леа Дезандр — паж Урбан, а в данной версии, как уже сказано выше, весьма активная и напористая ассистентка Маргариты. Правда, у нее мелькнула пара резковатых нот в массовых сценах, но обе свои арии она исполнила блестяще, особенно рондо из второго действия, превратившееся в этой постановке в отдельный мини-спектакль.

Несколько сложнее дело обстоит с сопрано Рейчел Уиллис-Сёренсен в партии Валентины. К ее достоинствам можно отнести незаурядную актерскую игру и темперамент, но мне сильно мешали ее довольно резкие и пронзительные верхние ноты. Впрочем, партия Валентины, которую Мейербер написал для знаменитой Корнели Фалькон, давшей название особому переходному типу голоса, по тесситуре не слишком удобна для любого современного сопрано.

А самым слабым звеном уже традиционно оказался исполнитель партии графа Сен-Бри баритон Лоран Альваро (почему-то едва ли не во всех слышанных мною в театре версиях «Гугенотов» именно с этой партией возникали проблемы). Звучал он довольно грубо, а в сцене освящения мечей у него стали заметны некоторые технические проблемы.

Впрочем, подлинным героем вечера ожидаемо стал маэстро Минковский во главе Оркестра романской Швейцарии, предложивший поистине эталонную трактовку гениальной партитуры Мейербера. Хором Большого театра Женевы руководил Алан Вудбридж.

В зале присутствовали профессиональные видеокамеры, так что можно ожидать, что с записью этого спектакля со временем смогут ознакомиться все желающие.

 

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Greiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot