OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Три вечера в Гамбургской государственной опере. Луиза Миллер

Роман Рудницкий, 5 октября 2018 в 17:28

Три вечера в Гамбургской государственной опере. Луиза Миллер


© Monika Rittershaus

 

 

Первой оперой, которую я посетил за время своей короткой поездки в Гамбург, стала «Луиза Миллер».

Премьера этой оперы состоялась 8 декабря 1849 года в неаполитанском Сан-Карло, она прошла с успехом, хотя и меньшим, чем более ранние «героические» оперы Верди. В дальнейшем она пользовалась определенной популярностью, но все-таки всегда оставалась в тени созданной вскоре после нее «народной трилогии» («Риголетто», «Травиата», «Трубадур»), к которой она стилистически приближается, в то же время оставаясь более традиционной по музыкальному языку.

В наше время «Луиза Миллер» периодически появляется на сцене, но все-таки значительно реже, чем хотелось бы (и чем, по моему глубокому убеждению, она заслуживает). Однако практически всем любителям оперы хорошо известен по крайней мере один фрагмент из нее: ария Рудольфа Quando le sere al placido, входящая в концертный репертуар едва ли не каждого лирического тенора.

В основу либретто Сальваторе Каммарано положена «мещанская драма» Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Стоит отметить, что Верди за свою жизнь целых четыре раза обращался к творчеству Шиллера, а «Луиза Миллер» оказалась в этом списке третьей — после «Жанны д’Арк» и «Разбойников». Последней его «шиллеровской» оперой станет написанный значительно позже «Дон Карлос».

Как это часто бывает, либретто оперы заметно отличается от своего литературного первоисточника. Если в драме Шиллера весьма сильны социальные мотивы, то у Каммарано и Верди на первый план выступает личная драма героев.

По своей структуре эта опера в целом следует устоявшимся канонам бельканто, почти каждый номер состоит как минимум из трех частей: вступительного кантабиле, «среднего» раздела (tempo di mezzo) и заключительной кабалетты. Однако иногда Верди нарушает эту традицию. В частности, весьма необычен финал первого действия: по настоянию самого композитора либреттист не стал писать практически обязательную для подобных финалов эффектную стретту, ограничившись короткой сценой после традиционного большого ансамбля.

Режиссер Андреас Хомоки, поставивший оперу в Гамбурге в 2014 году (в этом году состоялось возобновление постановки), решил перенести действие из Тироля XVII века (так у Каммарано) во Францию накануне революции, тем самым заострив социальный аспект драмы и отчасти приблизив ее к первоисточнику. Впрочем, у Шиллера, конечно, действие происходило в Германии, а до начала Французской революции на момент написания пьесы оставалось еще несколько лет.

В гамбургской «Луизе Миллер» оказались заметно смещены некоторые акценты. Так, если у авторов оперу открывает идиллическая сцена, где Луизу радостно приветствуют друзья-односельчане, то у Хомоки «простонародье» на сцене отсутствует вообще, за исключением самих Миллеров — отца с дочерью. А «приветствуют» Луизу нарядно одетые аристократы, и радостный хор внезапно становится откровенно издевательским: они просто насмехаются над простой девушкой. И во всех последующих сценах действие комментирует все тот же «аристократический» хор, только выглядящий с каждым разом все менее нарядно и уверенно. В финале же всех их во главе с графом фон Вальтером ждет гильотина, внезапно появляющаяся на сцене.

Интересно решены сцены в замке графа: каждый раз, когда действие перемещается туда, на какое-то время нам показывают большой зал с висящим на стене пейзажем. Вот только сами пейзажи каждый раз меняются, становясь все более мрачными и пугающими и как бы подводя зрителя к надвигающейся катастрофе, как личной (гибель героев от яда), так и более масштабной, государственной (революция и крушение привычного уклада).

Довольно неоднозначное впечатление произвел финал с гильотиной. У Камамрано и Верди в доме Миллера, где умирают несчастные влюбленные, внезапно появляются граф фон Вальтер и Вурм. Рудольф успевает заколоть Вурма и умирает, обращаясь к отцу: «Смотри, вот твое наказание». Здесь же получается, что наказание графа, пусть даже вполне заслуженное — не смерть горячо любимого сына, а неминуемая казнь на гильотине. Получается, что режиссер как бы успокаивает зрителей: справедливость все равно восторжествует, все злодеи непременно будут наказаны. Мне кажется, что оригинальный финал, при котором главный виновник всех бед остается в живых, куда эффектнее. Кстати, здесь можно провести параллель с написанным чуть позже на либретто того же Каммарано «Трубадуром», где тоже в живых остается один граф ди Луна, но он уже и сам этому не рад.

В целом же постановка была очень красива и довольно интересна. Понравилось также, что смена декораций благодаря технически оснащенной сцене современного гамбургского театра происходила очень быстро, причем иногда прямо по ходу действия. Правда, сопутствующие шумы за кулисами все-таки несколько отвлекали от музыки.

Как и на премьере в 2014 году, заглавную партию исполняла сопрано из Грузии Нино Мачаидзе. Эту певицу мне уже доводилось слышать несколько раз, но так уж получилось, что раньше я ее слушал исключительно в операх Россини, и далеко не всегда результаты меня удовлетворяли. В итоге я был настроен по отношению к ней несколько скептически, но мои опасения оказались напрасны: то ли Верди дается ей лучше, чем Россини, то ли она просто была в хорошей форме, а раньше мне не везло, но Луизу она спела прекрасно. И виртуозные колоратуры в первом действии, и куда более драматичные последующие сцены прозвучали в равной степени убедительно.

Возлюбленного Луизы Рудольфа пел знаменитый мальтийский тенор Джозеф Каллейя. Этот певец обладает красивейшим голосом и прекрасной техникой, но, к сожалению, он довольно слабый актер. Это стало особенно заметно в сцене с подметным письмом, предваряющей знаменитую арию: казалось, Каллейя вообще не смотрел на только что полученное письмо, а просто проговаривал текст своего речитатива. Однако сама ария прозвучала очень красиво. Жаль только, что в следующей за ней кабалетте L’ara o l’avello apprestami по давней традиции оказался купирован повтор. Это было особенно обидно, поскольку остальная музыка оперы прозвучала полностью.

Баритон Роберто Фронтали в целом достойно справился с партией старого Миллера, хотя меня смутила довольно странная каденция в конце медленной части его арии Sacra è la scelta, а в последующей кабалетте Ah, fu giusto il mio sospetto он пару раз почти срывался на крик.

Однако главной проблемой вечера стал исполнитель партии графа фон Вальтера. Дело в том, что бас Виталий Ковалев внезапно заболел. В короткий срок найти замену для редко исполняемой оперы — дело весьма сложное, но руководству театра это удалось: из Болоньи был срочно вызван Карло Коломбара, ранее уже исполнявший эту партию. Правда, гамбургскую постановку он не знал, поэтому роль на сцене за него играл статист, а Коломбара просто стоял на авансцене и пел по нотам. Но беда в том, что в последние годы этот в прошлом весьма яркий певец поет все хуже и хуже. Вот и на этот раз у него были слышны серьезные проблемы с интонацией, а также хрипы. Особенно это было заметно в его арии из первого действия, потом дело пошло несколько лучше, но все-таки он оказался самым слабым звеном спектакля. И тем не менее спасибо ему за то, что выручил театр!

Значительно лучше справился с партией злодея Вурма бас Рамаз Чиквиладзе. Пожалуй, единственная претензия к нему — это что его Вурм показался мне недостаточно злым и подлым.

Прекрасное впечатление произвела в небольшой, но важной партии герцогини Федерики Надежда Корязина — чрезвычайно красивое, глубокое меццо-сопрано.

Оркестр (дирижер — Александер Жоэль) играл очень деликатно, но иногда, особенно в увертюре, мне все же не хватало вердиевской мощи и напора. Хорошее впечатление в этот вечер произвел хор Гамбургской оперы под управлением Эберхарда Фридриха.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе “Они нас поддержали”.

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot