OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Георг-Фридрих Гендель, «Ринальдо»

Роман Рудницкий, 25 октября 2017 в 21:03

Георг-Фридрих Гендель, «Ринальдо»

Гастроли Эстонской национальной оперы на сцене Мариинского театра, 24.10.2017

 

 

Честно говоря, в отношении этого спектакля я изначально был настроен скептически. Но оперы Генделя у нас идут крайне редко, поэтому нельзя было упускать возможность.

Гендель написал «Ринальдо» в 1711 году, существуют также авторские редакции 1717 и 1731 года. По словам режиссера Уильяма Релтона, ставившего оперу в Таллине, данная постановка основывается на первоначальной версии. Однако это не совсем так. В частности, на премьере в 1711 году партию Готфрида исполняла певица-контральто Франческа Ванини-Боски, в эстонской же постановке это тенор, что соответствует редакции 1731 года. К сожалению, партии Готфрида и его брата Евстафия (также ставшего тенором, хотя в оригинале партия написана для кастрата) подверглись наиболее значительным сокращениям. У Готфрида осталось три арии из пяти, Евстафий же вовсе лишился своих арий. Но, к чести постановщиков, почти все оставшиеся арии были исполнены в оригинальном виде, с сохранением традиционной для барочной оперы трехчастной формы. Это выгодно отличает эстонского «Ринальдо» от идущей сейчас в Большом театре «Альцины» того же Генделя, где многие da capo купированы.

Основную идею постановки можно сформулировать так: «Война — это не игрушки». С самого начала перед нами как бы игра в войну, причем солдаты в этой войне — дети, которых с видимым удовольствием «муштруют» Готфрид с одной стороны и Аргант — с другой. Впрочем, и самим детям «игра» явно нравится. Вот только после финальной битвы все дети-«солдаты» убиты, а те, кто послал их на смерть, спокойно пьют чай все вместе — победители с побежденными. До последнего хотелось верить: вот сейчас появившиеся на сцене сестры милосердия дадут «убитым» какое-то лекарство, после чего они встанут и присоединятся ко всеобщему ликованию. Но увы. Они так и остались лежать, а сестры всего лишь констатировали их смерть. Вероятно, жителям маленькой Эстонии близок такой антивоенный посыл.

В остальном постановка очень живая и веселая. Понравились сирены в коротких розовых платьицах, соблазняющие Ринальдо, как и эффектные фурии из свиты Армиды, с явными садомазохистскими наклонностями (впрочем, постановка нигде не выходит за рамки приличий и даже просто хорошего вкуса). Что касается исполнения, лучшей тут, безусловно, была Моника-Эвелин Лийв в заглавной партии — прекрасное колоратурное меццо-сопрано, практически ни в чем не уступающее ведущим барочным певицам нашего времени. Очень хорошее впечатление произвела также исполнительница партии Армиды Хелен Лепалаан. Возможно, была некоторая неуверенность в самом начале, но сложнейшие арии из второго действия Ah! crudel, Il pianto mio и Vo’ far guerra она исполнила блестяще.

Бас Рауно Элп в целом достойно исполнил крайне непростую партию Арганта. Возможно, он не выдерживает сравнения с лучшими исполнителями этой партии, но все же с техническими сложностями справился, хотя и несколько увлекался явно чужеродными для барочной оперы ферматами. Хелен Локута (Альмирена) показала более скромный уровень, а под конец оперы явно устала. Но хочется отметить у нее очень красивую филировку в начале арии Augelletti, che cantate. Два тенора, Мати Тури (Готфрид) и Март Мадисте (Евстафий), порадовали больше игрой, чем вокалом, тем более что партия второго была фактически сведена к речитативам.

Оркестр Эстонской национальной оперы под управлением Андреса Мустонена немного озадачил в увертюре. Мустонен вышел дирижировать со скрипкой, которая, возможно, была плохо настроена. Когда он отложил скрипку и стал дирижировать палочкой, дело пошло гораздо лучше, оркестр сразу зазвучал.

В итоге должен признать, что получил от этого «Ринальдо», при всех его недочетах, куда большее удовольствие, чем от слышанной чуть раньше в Москве «Альцины».

Комментарии: