OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть первая. «Гекуба»

Роман Рудницкий, 12 августа 2019 в 20:24

Фестиваль Валле д’Итрия, Мартина-Франка. Часть первая. «Гекуба»


© Clarissa Lapolla

 

 

Нынешний фестиваль в Мартина-Франке был посвящен золотому веку неаполитанской оперной школы, а его основу составили произведения, созданные неаполитанскими композиторами или так или иначе связанные с Неаполем.

Пожалуй, важнейшим событием фестиваля можно назвать постановку ныне забытой оперы Николы Антонио Манфроче «Гекуба», впервые увидевшей свет 13 декабря 1812 года на сцене неаполитанского театра Сан-Карло.

Увы, мало кто в наше время слышал имя этого композитора, но все могло сложиться совсем иначе. «Гекубу» Манфроче написал в возрасте 21 года, и опера имела грандиозный успех. Композитора называли величайшим реформатором со времен Глюка, прочили ему блестящее будущее. Однако всего через несколько месяцев после премьеры «Гекубы» молодой композитор скоропостижно скончался, успев оставить после себя лишь две оперы («Гекубу» и написанную несколько раньше «Альзиру»), а также некоторое количество духовных и инструментальных произведений.

В период, предшествующий написанию этой оперы, на неаполитанской сцене господствовала французская  «лирическая трагедия» — произведения Керубини, Спонтини и других авторов, сегодня большей частью забытых, исполнявшиеся в переводе на итальянский язык. Неаполитанским королем в то время был наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, женатый на сестре императора Каролине Бонапарт, и руководство театра стремилось таким образом угодить французским властям.

Однако возглавивший театр Сан-Карло в 1809 году знаменитый импресарио Доменико Барбайя поставил целью объединить лучшие черты французской оперы того времени и традиций собственно неаполитанской школы. Эта задача и стояла перед молодым подающим надежды композитором Манфроче.

В основе либретто, написанного Джованни Шмидтом, лежит одноименная лирическая трагедия Жана-Батиста-Габриэля-Мари де Мильсана. На либретто Мильсана уже была написана опера французским композитором Монтенелем, но для Неаполя было решено на этот раз создать полностью новое произведение.

Действие происходит в осажденной греками Трое вскоре после убийства Ахиллом Гектора, сына царя Приама и Гекубы. Поликсена, сестра Гектора, влюблена в убийцу брата. Приам готов отдать дочь врагу, если это поможет заключить мир с греками и спасти Трою, но Гекуба непреклонна: убийца сына должен умереть. Прямо во время свадебной церемонии приходит известие о том, что греки вторглись в город, и обезумевшая от ненависти Гекуба немедленно велит троянцам убить Ахилла. Появившиеся греки уводят на смерть Поликсену, Троя пылает, а лишившаяся всех близких Гекуба проклинает захватчиков.

Всякий, кто хоть немного знаком с греческой мифологией, в частности с трагедиями Еврипида на эту тему, найдет в либретто «Гекубы» ряд несоответствий, но оно вполне соотносится с поздней версией мифа о смерти Ахилла, дошедшей в латинском пересказе Гигина.

Шмидт перевел оригинальное либретто довольно близко к тексту, однако удалил из него характерные для французской оперы длинноты: обязательные балетные дивертисменты, часть речитативов. В то же время структура оперы была приближена к итальянской. Например, либреттист переработал финал второго действия, добавив к нему обязательную для итальянской оперы эффектную стретту. Практически все арии также имеют типично итальянскую структуру, состоящую из кантабиле и следующей за ним двойной кабалетты, хотя обычно лишены характерных для опер Россини и его последователей вступительной и переходной части.

При этом нового для итальянской оперы в «Гекубе» немало. Во-первых, в ней полностью отсутствуют традиционные речитативы secco, что для того времени довольно необычная вещь. Принято считать, что едва ли не первая полностью оркестрованная итальянская опера — это «Елизавета, королева Англии» Россини, поставленная на сцене того же театра лишь в октябре 1815 года. Кроме того, сами речитативы «Гекубы» довольно сложны и разнообразны. Часто они содержат внутри небольшие ариозо — прием, который значительно позднее будет активно использовать Беллини. Наконец, трагический финал с гибелью почти всех героев, что совершенно не характерно для этой эпохи — ведь даже в зрелых операх Россини трагические финалы встречаются не так часто. Необычно и то, что заканчивается опера не арией или ансамблем, а большим речитативом героини, за которым следует симфоническая картина гибели Трои. Есть мнение, что именно этим финалом впоследствии вдохновился Россини при создании «Моисея в Египте».

В наше время опера ставилась лишь один раз — в Савоне в 1990 году. Тогда подготовкой партитуры занимался дирижер Массимо де Бернарт. В основе нынешней постановки уже лежит критическое издание 2017 года, подготовленное музыковедом Доменико Джаннеттой.

 


© Clarissa Lapolla

 

 

Постановку осуществил знаменитый итальянский режиссер Пьер Луиджи Пицци. Он же поставил на нынешнем фестивале еще одну оперу — «Тайный брак» Чимарозы, и для обеих постановок на сцене был сооружен общий каркас, который в разных операх оформлялся по-разному. «Гекубу» режиссер решил в духе минимализма: на сцене присутствовали лишь помосты для хора по сторонам (мужской хор слева, женский справа) и алтарь посередине. На этот алтарь в самом начале оперы было торжественно положено тело только что убитого Гектора, там же в последнем действии должна была состояться свадьба Поликсены с его убийцей Ахиллом.

Строгому стилю классической трагедии соответствовали и условные вневременные костюмы фиолетового и черного цветов, разработанные самим Пицци. Постановка получилась довольно статичной, чем вызвала недовольство части публики при выходе режиссера на поклоны, однако, на мой взгляд, она очень гармонировала с музыкой Манфроче.

Хотя формально «Гекуба» состоит из трех действий, это довольно короткая опера, и в Мартина-Франке было решено исполнять ее вообще без антракта.

Спектакль рождался в сложных условиях. За неделю до премьеры внезапно заболел музыкальный руководитель фестиваля и предполагаемый дирижер «Гекубы» Фабио Луизи. На выручку пришел маэстро Сесто Куатрини, на фестивале прошлого года дирижировавший «Джульеттой и Ромео» Ваккая.

Но это еще не все. Буквально накануне премьеры заболела главная звезда спектакля Кармела Ремиджо, а ведь найти в последний момент замену для оперы, которую нигде больше не исполняют, практически невозможно! Ситуацию спасла молодая певица из Самары Лидия Фридман, стажировавшаяся в местной Академии бельканто и с самого начала страховавшая Ремиджо.

Обычно подобные внезапные замены не сулят ничего хорошего, но в данном случае слушателей ждал приятный сюрприз. У молодой певицы оказался чрезвычайно красивый голос довольно темного тембра, а также на редкость качественная для столь юного возраста (ей всего 23 года) техника. Фридман звучала ровно, у нее нет характерных для многих начинающих вокалистов дефектов: режущих ухо резких переходов, шумного дыхания. При этом, несмотря на явное волнение в связи со столь неожиданным дебютом, она оставалась в образе и весьма убедительно изображала обезумевшую мать, жаждущую мести за убитого сына и готовую ради этого на все. Особенно впечатлил в ее исполнении финальный речитатив.

Роберта Мантенья в партии Поликсены продемонстрировала голос более светлый, лирический. Эту певицу я дважды слышал в октябре прошлого года в операх Верди, и она произвела на меня довольно сильное впечатление.

В последнее время все больше радует многократно слышанный мною турецкий тенор Мерт Сюнгю, исполнивший на этот раз партию троянского царя Приама. Если раньше его верхние ноты порой звучали чересчур резко, то теперь его техника заметно улучшилась, а голос стал ровнее и подвижнее.

Зато некоторые проблемы с вокалом, особенно заметные в выходной арии, присутствовали у второго тенора — Нормана Райнхардта, выступившего в партии Ахилла. В дальнейшем, правда, он несколько распелся и стал звучать лучше.

Второстепенные партии в опере исполнили Мартина Грезиа (Теона), Лоренцо Иццо (Антилох), Ниле Сенаторе (Греческий военачальник).

В этой опере весьма велика роль хора, и хор Театро Муничипале из Пьяченцы под управлением Коррадо Казати отлично справился с задачей, как и оркестр театра Петруццелли из Бари под управлением уже упоминавшегося Сесто Куатрини.

Несмотря на отдельные недовольные возгласы в адрес постановочной команды, опера имела грандиозный успех, аплодисменты не смолкали на протяжении 12 минут — рекорд для нынешнего фестиваля.

Премьера транслировалась по итальянскому радио и снималась на видео, в дальнейшем запись спектакля наверняка будет издана.

 

После спектакля героиня вечера, исполнительница партии Гекубы Лидия Фридман ответила на вопросы «ОperaTime.ru»

Лидия Фридман: в коллегах ценю трудоспособность, оптимизм и умение работать в команде

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot