OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Гаэтано Доницетти. «Пия де Толомеи»

Роман Рудницкий, 7 ноября 2017 в 1:32

Гаэтано Доницетти. «Пия де Толомеи»

 

Театро Верди, Пиза, 14–15.10.17

 

Ricorditi di me, che son la Pia;
Siena mi fé, disfecemi Maremma…

(…То вспомни также обо мне, о Пии!
Я в Сьене жизнь, в Маремме смерть нашла…)

 

Этими стихами из «Чистилища» Данте, спроецированными на закрытый занавес, завершился спектакль, показанный 14 и 15 октября этого года в Пизе — неподалеку от мест, где и произошли легшие в основу оперы события. Поскольку составы в эти дни различались, я решил посетить и послушать оба варианта.
Премьера «Пии де Толомеи» состоялась 18 февраля 1837 года в римском Театро Аполло (запланированную ранее постановку в Венеции пришлось отменить из-за очередного пожара в Ла Фениче). Таким образом, перед нами Доницетти периода расцвета, ведь опера написана примерно в одно время с признанным шедевром — «Роберто Деверё», и незадолго до «Полиевкта». Сама «Пия» особого успеха не имела, что не помешало Доницетти несколько раз ее перерабатывать. Существуют три авторские редакции: Рим (1837), Сенигаллия (1837) и Неаполь (1838).
Действие оперы происходит в Тоскане в период борьбы между гвельфами и гибеллинами. Главная героиня, Пия, разрывается между любовью к мужу, гибеллину Нелло, и брату — гвельфу Родриго. Гино, кузен Нелло, сам тайно влюблен в нее, но Пия отвергает его любовь. Гино жаждет мести и с этой целью оговаривает Пию перед мужем. Узнав о тайном свидании Пии с неизвестным мужчиной, Нелло заточает ее в одном из своих замков, приказав стражнику убить ее, если сам он не вернется с очередной битвы. Слишком поздно Нелло узнает, что таинственный незнакомец был братом Пии, а не любовником: стражник уже успел выполнить его приказ и поднести Пии яд.
Опера несколько необычна тем, что партия главного героя (Нелло) написана для баритона, а злодея (Гино) — для тенора.
Предложенная в Пизе версия, основанная на критическом издании Джорджо Паганноне, базируется главным образом на премьерной римской редакции, но с добавлением нового неаполитанского финала первого действия. Дело в том, что первоначальный финал вообще не имел традиционного concertato (большого ансамбля с участием всех или почти всех солистов). Для постановки в Сенигаллии Доницетти переработал эту сцену, добавив ансамбль, позаимствованный из оперы «Уго, граф Парижский», а в Неаполе немного его усовершенствовал и расширил. Другое новшество неаполитанской редакции в немногочисленных современных постановках всегда традиционно игнорируют: это явно неуместный здесь, к тому же противоречащий историческим фактам, хэппи-энд (его можно услышать в бонусе к студийной записи, выпущенной фирмой Opera Rara).
Следует добавить, что опера в рамках выбранной версии была исполнена полностью, без традиционных купюр в кабалеттах и т. д.
Режиссер Андреа Чиньи решил перенести действие в 30-е годы прошлого века. Таким образом, Нелло и Гино превратились в итальянских фашистов, а Родриго — в борца Сопротивления. Как ни странно, перенос этот в данном случае выглядел вполне органично, хотя оперы «про фашистов» уже успели мне изрядно надоесть. Впрочем, когда под конец за сценой раздались выстрелы, а на сцене сообщили о звоне шпаг, это выглядело несколько нелепо. Следует отметить, что кое-кому из публики постановка точно не понравилась, поскольку на поклонах в день премьеры в адрес постановочной команды звучали немногочисленные, но заметные неодобрительные крики.
Декорации выглядели довольно скромно, к тому же практически не менялись на протяжении оперы. Один из основных элементов оформления сцены — различные картины, изображающие героиню (а в XIX веке ее писали многие художники, самый известный из которых, пожалуй, прерафаэлит Данте Россетти). Например, Гино пел о своей любви к Пии, обращаясь к одному из портретов; а позже Нелло в ярости собрал их в кучу, намереваясь сжечь.
Пели в основном молодые и (за одним исключением) не слишком известные певцы.
Франческа Тибурци, исполнявшая заглавную партию на премьере 14 октября, обладает очень красивым и насыщенным голосом, однако ей явно не хватает техники для бельканто — проблемы есть и с кантиленой, и с колоратурами. Впрочем, основу ее репертуара составляют оперы Пуччини и веристов; вполне возможно, что там она звучит более органично. Соня Чани, певшая 15 октября, понравилась мне значительно больше. У нее не столь интересный голос, это самое обыкновенное лирико-колоратурное сопрано, но она была полностью «в стиле», да и особых технических проблем я не заметил.
Тенор Джулио Пеллигра, певший в обоих составах, сильно форсировал и вообще звучал довольно пронзительно, но зато брал много высоких нот.
Из двух баритонов в партии Нелло гораздо лучшее впечатление произвел латвийский баритон Валдис Янсонс из первого состава, порадовавший как хорошим владением стилем бельканто, так и яркой актерской игрой. Мауро Бонфатти на следующий день не впечатлил совсем: голос небольшой и довольно заурядный, к тому же он несколько переигрывал.
Ну и самое яркое впечатление за эти два дня — моя давняя любимица Марина Компарато в «брючной» партии Родриго, брата Пии. Компарато давно «специализируется» на подобных партиях, и получается это у нее просто блестяще! У нее довольно высокое меццо, поэтому в дуэттино с низким сопрано Тибурци, возможно, не было нужного контраста, зато две большие арии прозвучали великолепно. У болгарской певицы Камелии Кадер, певшей на следующий день, голос заметно ниже, хотя у меня было ощущение, что она заглубляет его умышленно, чтобы звучать более «мужественно». Во всяком случае, контраст в дуэттино на этот раз был, но в остальном ей все-таки далеко до Компарато.
Оркестр под управлением Кристофера Франклина звучал, на мой слух, слишком агрессивно, иногда заглушал певцов, что было особенно заметно на второй день. Возможно, дело в самих солистах, а возможно, это из-за того, что мне досталось место в первом ряду первой галереи, куда звук из оркестровой ямы «летел» лучше (первый спектакль я слушал со второго ряда того же яруса).
В течение нынешнего сезона эту постановку еще покажут в Ливорно в январе и в Лукке в марте

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot