OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Эрнани» в «Ла Скала», 22.10.2018

Роман Рудницкий, 8 ноября 2018 в 12:43

«Эрнани» в «Ла Скала», 22.10.2018

© Marco Brescia & Rudy Amisano La Scala

 

После окончания пармского фестиваля меня ожидали в Италии еще две ранние и нечасто исполняемые оперы Верди. Первой из них стал «Эрнани» в театре «Ла Скала». Конечно, назвать «Эрнани» настоящим раритетом сложно. В свое время эта опера, впервые прозвучавшая 9 марта 1844 года в венецианском театре «Ла Фениче», имела огромный успех и вплоть до появления в 1853 году «Трубадура» оставалась самой популярной из написанных Верди.

Интересен и тот факт, что «Эрнани» стал первой в истории звукозаписи оперой, записанной в относительно полном виде. Запись производилась в 1904­–1905 годах фирмой Gramophone, причем разные фрагменты исполнялись разными певцами.

«Эрнани» и сейчас относительно регулярно ставится в театрах, в том числе и первой величины, но все же в последние годы его постановок было не так много, как хотелось бы. Во всяком случае, я в этот день услышал «Эрнани» в театре впервые.

Либретто оперы написал Франческо Мария Пьяве, и это стало началом многолетнего сотрудничества либреттиста и композитора. Верди активно участвовал в процессе создания либретто, добиваясь от либреттиста краткости и максимального соответствия литературному первоисточнику — драме Гюго. Позднее он же настоял на том, чтобы заглавную партию в опере исполнял тенор, а не контральто, как предполагалось первоначально. Кстати, ранее над оперой на тот же сюжет работал Беллини, сохранились фрагменты его неоконченного сочинения, где партия Эрнани предназначена для меццо-сопрано, а короля — для тенора.

«Ла Скала» обращался к вердиевскому «Эрнани» неоднократно. Особого внимания заслуживает записанная на видео постановка 1982 года режиссера Луки Ронкони, в которой главные партии исполняли Пласидо Доминго, Мирелла Френи, Ренато Брузон и Николай Гяуров, а дирижировал Риккардо Мути. Тогда пурист Мути предложил слушателям первую версию оперы, раскрыв все традиционные купюры, но при этом отказавшись и от добавленной композитором позднее музыки, прежде всего кабалетты дона Сильвы Infin che un brando vindice.

Дело в том, что первым исполнителем партии дона Сильвы был начинающий бас Антонио Сельва, еще недавно всего лишь хорист театра «Ла Фениче». Соответственно, персонаж этот, несмотря на его важность для сюжета (на начальном этапе написания либретто планировалось даже назвать оперу его именем), получил статус компримарио, и полноценная ария с кабалеттой ему в этом качестве не полагалась. Но как только эту партию стали исполнять певцы первого положения, арию дона Сильвы дополнили подходящей по смыслу эффектной кабалеттой, первоначально завершавшей вставную каватину Оберто, графа Сан-Бонифачо из одноименной оперы. Впоследствии она стала фактически неотъемлемой частью оперы, и только в последнее время от ее исполнения иногда стали отказываться.

Существует также альтернативный финал второго действия — написанная через несколько месяцев после премьеры для русского тенора Николая Иванова (по личной просьбе покровительствовавшего ему Россини) ария Odi il voto. Ее исполнял Лучано Паваротти в студийной записи под управлением Ричарда Бонинга и в доступном на видео спектакле Метрополитен-оперы. В нынешнем миланском спектакле исполнялся оригинальный финал — дуэт Эрнани и дона Сильвы с хором.

Нынешнюю постановку осуществил режиссер Свен-Эрик Бехтольф. Он избрал несколько своеобразный подход, вызвавший возмущение итальянской публики. Дело в том, что он решил представить крайне серьезную романтическую оперу Верди в несколько ироничном, местами даже пародийном ключе. Основа его концепции не нова — это театр в театре: уже под прелюдию зрителю показывают театральную машинерию, выстраивают на сцене нарочито бутафорские декорации. Тенор для исполнения своей каватины взбирается на специально сооруженный помост, хористы появляются в якобы средневековых костюмах, но явно взятых из разных эпох — якобы что нашлось в костюмерной провинциального театра, то и нацепили. В начале второго действия на сцене внезапно появились две танцовщицы в легкомысленных нарядах (явно из позднейшей эпохи) и сплясали канкан, а две служанки, накрывающие на стол, прошлись колесом по сцене. В том же духе была выдержана вся постановка, а прямо под заключительный терцет рабочие сцены начали демонтаж декораций, заранее давая понять, что спектакль окончен.

 

© Marco Brescia & Rudy Amisano La Scala

 

Не могу сказать, что разделяю возмущение итальянцев постановкой, все-таки спектакль показался мне довольно интересным, но должен признать, что подобный подход лучше работает в опере эпохи барокко, коллизии которой современному зрителю порой трудно принимать всерьез. В романтических же операх хочется увидеть более серьезное и уважительное отношение к чувствам героев, а не насмешливое и даже слегка презрительное, как у Бехтольфа.

Очень порадовало то, что опера исполнялась по критическому изданию, подготовленному Клаудио Галлико, и без традиционных купюр.

Я посетил один из последних спектаклей серии, состав которого отличался от премьерного. В первых спектаклях партию испанского короля Карла Первого (впоследствии императора Священной Римской империи Карла Пятого) исполнял Лука Сальси, а дона Сильвы — Ильдар Абдразаков. В последних спектаклях их сменили Симоне Пьяццола и Микеле Пертузи, только что приехавший из Пармы, где накануне я слушал его в партии Аттилы.

Пертузи оказался ожидаемо хорош в партии испанского гранда, и здесь уже, в отличие от «Аттилы», с самого начала не было сомнений, что роль идеально ему подходит. Отдельно хочется поблагодарить постановщиков за включение в постановку кабалетты Infin che un brando vindice, блестяще исполненной Пертузи.

Замечательное впечатление произвел Франческо Мели в заглавной партии — благородного разбойника Эрнани. У Мели очень красивый тембр, голос его за последние годы заметно окреп, стиль Верди он чувствует прекрасно. Как только он запел свою арию, у меня мелькнула мысль, что на сегодняшний день это, наверное, идеальный исполнитель данной партии.

Итальянские критики несколько сдержанно оценили исполнение Айлин Перес — Эльвиры. Мне же показалось, что певица справилась достойно. У нее сильный и довольно темный голос, уверенные верхние ноты, разве что колоратуры давались ей с некоторыми усилиями.

Меньше других понравился мне баритон Симоне Пьяццола. В первом действии мне немного мешал у него довольно заметный носовой призвук, в дальнейшем он пропал, но голос у певца довольно заурядный, слушать его было скучно.

Традиционно для «Ла Скала» великолепно звучал хор (хормейстер Бруно Казони), оркестр под управлением Адама Фишера звучал достаточно деликатно, не заглушая певцов, но в то же время вполне соответствовал стилю раннего Верди.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot