OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Дон Паскуале» в Парижской опере

Роман Рудницкий, 16 апреля 2019 в 2:14

«Дон Паскуале» в Парижской опере

 

 

Свой короткий визит в Париж я начал с оперы, впервые увидевшей свет в этом же городе — в Итальянском театре, располагавшемся тогда в зале Вантадур. Нынешняя постановка, осуществленная летом прошлого года режиссером Дамиано Микьелетто, идет на исторической сцене Парижской национальной оперы — в театре Гарнье, всего в нескольких минутах ходьбы от того места, где «Дон Паскуале» увидел свет 3 января 1843 года.

Существует легенда, что композитор написал свой шедевр всего за 11 дней. Трудно сказать, насколько она соответствует действительности, но в любом случае часть музыки (хотя и небольшую) Доницетти, по своему обыкновению, позаимствовал из написанных ранее произведений. Стоит также отметить, что он лично, совместно с поэтом Джованни Руффини, участвовал в переработке старого либретто Анджело Анелли «Сэр Маркантонио», еще в 1810 году положенного на музыку композитором Стефано Павези (его опера несколько лет назад была исполнена на россиниевском фестивале в Вильдбаде).

С точки зрения современного человека «Дон Паскуале» — довольно жестокая опера: трое молодых людей зло издеваются над несчастным стариком, вся вина которого состоит в том, что он в преклонном возрасте вдруг захотел семейного счастья. Во многих постановках симпатии режиссера и зрителя явно оказываются на стороне заглавного героя, а вовсе не юных любовников, и спектакль Парижской оперы не исключение.

Действие оперы в этой постановке происходит в наше время. Вообще я не сторонник актуализации, но в некоторых операх, особенно комических, подобный подход вполне уместен. Режиссер использует свой старый прием (в частности, нечто подобное уже было в поставленной в Пезаро «Шелковой лестнице» Россини): создает на сцене некое условное пространство, где есть двери между помещениями, есть символическая крыша — каркас из неоновых ламп, но отсутствуют стены. Отсутствуют для зрителя, но явно «присутствуют» для героев. Прием в целом работает неплохо. Разве что во второй картине, когда дом главного героя по задумке режиссера сменяется фотостудией, мебель, ванна и даже старенький автомобиль дона Паскуале так и остаются на сцене, хотя и несколько отодвигаются на второй план.

Важное достоинство режиссуры Микьелетто — это продуманные психологические характеристики героев, которые из несколько схематичных комических персонажей, восходящих к традиционной итальянской комедии делль’арте, превращаются в живых людей со своими достоинствами и недостатками, даже со своей историей. При этом спектакль все равно остается живым и веселым, остается комедией, а не мрачной психологической драмой.

Многие акценты в этой постановке смещены. Сам главный герой в исполнении Микеле Пертузи — пожалуй, лучшего на сегодняшний день исполнителя этой партии — вполне еще бодрый пожилой человек, а не развалина, как его иногда изображают. По сути этот Паскуале — большой ребенок, что режиссер наглядно демонстрирует нам во время его дуэта с Нориной, где на сцене внезапно появляется маленький мальчик в точно таком же костюме — своего рода двойник героя, его альтер эго.

Интересно решен финал второго действия, когда прямо на глазах у дона Паскуале рушится весь его привычный мир: носильщики выносят из дома мебель, так что к окончанию финальной стретты герой остается на единственном уцелевшем диване в совершенно пустом помещении.

А вот его племянник Эрнесто совсем не вызывает симпатий: из романтичного юноши он здесь превратился в далеко не юного бездельника, явно живущего на иждивении у богатого дядюшки в ожидании его смерти. К тому же не верится, что этот Эрнесто мечтает о браке с Нориной. Скорее можно предположить, что его вполне устраивают существующие отношения без обязательств, а желание дяди непременно женить его и дождаться наследников вызывает у него лишь раздражение. К тому же Эрнесто мелочен и мстителен: узнав о том, что дядя выгоняет его из дома, он на прощание обливает его любимую машину то ли томатным соусом, то ли красной краской.

Знаменитый испанский тенор Хавьер Камарена блестяще воплотил задуманный режиссером образ, да и вокалом порадовал не меньше. Особо хочется отметить, что часто сокращаемую арию из второго действия Cercherò lontana terra он спел полностью, завершив двойную кабалетту звонким верхним ре-бемолем.

Возлюбленная Эрнесто Норина здесь — ассистентка фотографа, завидующая приходящим в студию моделям и сама мечтающая о подобной карьере. Притти Йенде показала себя отличной комедийной актрисой, в дуэте с доктором забавно изображала разные характеры, выбирая нужную «роль», вообще была очень выразительна. Также стоит отметить, что она заметно больше обычного варьировала повтор финального рондо, украшая его россыпями колоратур и многочисленными высокими нотами.

Доктор Малатеста остался все тем же хитрым аферистом, каким он был в оригинальном либретто, только возникли сомнения, нет ли у него во всей этой истории и своего корыстного интереса. Баритон Кристиан Сенн, заменивший в спектакле заявленного ранее в этой партии Мариуша Квеченя, справился вполне достойно, но все же несколько терялся на фоне остальных героев, да и объем голоса у него иногда казался недостаточным для зала Парижской оперы.

Возвращаясь к постановке, хочется отметить, что у Микьелетто никто никого не любит, если не считать внезапно вспыхнувшей страсти Паскуале к мнимой скромнице «Софронии». Для Эрнесто Норина — по всей видимости, лишь временная интрижка, тогда как он для нее — лишь способ подобраться к деньгам богатого дядюшки. И предшествующий развязке лирический дуэт, который часто подается как краткая возможность для молодых людей проявить свои истинные чувства друг к другу, здесь оказывается лишь трюком, киносъемкой с помощью хромакея, когда камера снимает героев на однотонном зеленом фоне, а уже на большом экране вместо этого фона подкладывается картинка, в данном случае изображающая сад.

В конце оперы возникает мысль, что аферистам все же удалось завладеть имуществом Паскуале, заставив его вместо фальшивого брачного контракта подписать настоящую дарственную, и теперь ни он, ни его непутевый племянник им не нужны. Дядю, которого служанка усаживает в инвалидное кресло, ждет, по всей видимости, дом престарелых (его зрителям показывают на экране с помощью все того же хромакея), а племянника просто вышвыривают на улицу.

Любопытно, что в премьерной серии спектаклей, один из которых транслировался в сети, финал был несколько иным: Эрнесто, которого тогда пел Лоуренс Браунли, оставался валяться на диване в доме у дядюшки, тогда как у Норины явно что-то намечалось с доктором.

Еще один момент, понравившийся мне в режиссуре Микьелетто — это то, что он нигде не шел поперек музыки, а наоборот — отталкивался от нее. Так, во время кабалетты Паскуале Un fuoco insolito служанка затягивает его в корсет, причем каждой кульминационной ноте соответствует ее резкое движение, что создает дополнительный комический эффект. Аналогичным образом во время каватины Норины фотограф в студии снимает молодую пару, и при каждой высокой ноте Норины девушка перед камерой синхронно принимает какую-нибудь причудливую позу.

В заключение хочется отметить, что оркестр Парижской оперы под управлением Микеле Мариотти звучал сочно, энергично, иногда дирижер удивлял несколько непривычными, но при этом весьма интересными сменами темпа. Радует также, что опера была исполнена без традиционных купюр.

В целом это был яркий спектакль, веселый, остроумный, но в то же время заставляющий задуматься.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot