OperaTime.ru

Главная > Авторская колонка > Взгляд из Берлина > Открытие сезона в Deutsche Oper Berlin

Анатолий Руднев, 13 сентября 2019 в 0:03

Открытие сезона в Deutsche Oper Berlin

© Anatoly Yu. Rudnev               Deutsche Oper Berlin

 

Deutsche Oper Berlin – это третий театр Германии по размеру годового бюджета, после Баварской оперы и Штаатсоперы Берлина. Однако по своей программе, количеству и качеству премьер, качеству вокала однозначно конкурирует с Мюнхеном, и в последние годы опережает Берлинского конкурента.

Кастинг-директор театра Кристоф Зойферле посещает многочисленные конкурсы, выявляет молодых и подающих надежды вокалистов и приглашает их в театр.

Так совсем недавно два года в театре блистала меццо-сопрано Василиса Бержанская, с этого года приглашены сопрано Анна Буслидзе и тенор Андрей Данилов.

В общем, вокальный состав, по крайней мере у меня, вызывает большой оптимизм.

С оркестром все немного сложнее. Главный дирижер Дональд Ранниклс часто бывает на гастролях вне театра. Очень часто дирижеры просто «впрыгивают» без репетиций, и, тем не менее, работающий с прошлого сезона молодой дирижер Штефан Цилиас продолжает традиции больших музыкантов, которые возглавляли музыкальную часть театра, это и Бруно Вальтер,  Лорин Маазель,  Джузеппе Синополи и не так уж давно Кристиан Тилеман.

 

© Anatoly Yu. Rudnev      Stefan Zilias

 

С хором последние три года появились проблемы, после ухода Уильяма Сполдинга в Royal Opera House и приходом нового, молодого Джереми Байнса ситуация ухудшилась.

Но это все предыстория. В настоящей статье я хотел бы рассказать об открытии сезона 2019/2020.

Открытие сезона в Deutsche Oper – это не один спектакль, а серия спектаклей, по которой можно проследить концепцию театра. Дело в том, что формально сезон начинался Дон Жуаном, причем полностью своими силами – в спектакле были задействованы исключительно солисты театра. Второй спектакль, открывавший сезон была Адриана Лекуврер со «звездным дуэтом» Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова, и, наконец, третий спектакль, открывавший сезон – это была премьера Силы судьбы (постановку осуществил Касторф). Каждый из спектаклей имел свои сильные и слабые стороны, но об этом по порядку.

Итак, Дон Жуан. На мой взгляд, спектакль является визитной карточкой Дойче Оперы, так как, во-первых, часто исполняется «собственными силами», во-вторых, это современный и удачный спектакль, а в-третьих, этот спектакль практически всегда получается удачным в музыкальном плане. Не стал исключением и этот спектакль.
В начале оперы на фоне абсолютно пустой сцены появляются двадцать четыре мужские фигуры,  одинаково одетые в черные костюмы, держащие клюшки для гольфа, синхронно открывающие рот во время арии Лепорелло Notte e giorno так, что невозможно выделить протагониста. 

Сценография совешенно минималистична и символична: по мере приближения финала, сцена заполняется или, можно сказать, загрязняется мертвыми телами и мусором: чем ближе к финалу, тем больше тел и мусора.
Финал оперы Già le mensa è preparata сочетает в себе элементы пародии на комедийный скетч “Ужин на одного”, а также на знаменитую картину Леонардо да Винчи – за столом Дон Жуан сидит в окружении мужских фигур a la “Тайная вечеря”. Уже традиционно на столе вместо поросенка лежит на блюде женская фигура (это уже практически клише), в данном случае – это Донна Эльвира, которую активно “поедают” Дон Жуан и Лепорелло. Но главное в финальной сцене – отсутствие Командора, мы слышим лишь его голос откуда-то сверху: никого не забирают в преисподнюю; туман рассеивается, главный герой встает, отряхивает пыль с пиджака, и уходит…
В главной партии выступал австралиец Сэмюэл Дэйл Джонсон, прекрасно владеющий своим сильным и красивым голосом, великолепно вошедший в роль – лучшего типажа Дон Жуана представить трудно.  Лепорелло (американский бас-баритон Сет Карико) играет виртуозно:  его артистизм, мимика, пластика и даже элементы акробатики вызывают просто восхищение. К тому же он также отлично поет, часто совмещая пение с акробатическими номерами.
Очень достойно. были представлены три женских партии, как в ансамблях, так и в соло – исполнение на высочайшем уровне. Командор-Тобиас Керер и дон Оттавио-Андрей Данилов также замечательно проявили себя в вокальном плане. Андрей Данилов с этого сезона стипендиат молодежной программы и ведущий солист театра. На спектакле у него состоялся тройной дебют: Театр, Моцарт и партия дона Оттавио.
Оркестр звучал отлично, и это неудивительно, потому что за пультом был Штефан Цилиас. Хор на этот раз выступил без нареканий.
Спектакль с технической стороны также безупречен: подвижная в вертикальной плоскости сцена, сложная неоновая подсветка достигают своего рода апофеоза в финале оперы, когда часть сцены уходит вверх.

Второй вечер открытия был представлен концертным исполнением оперы Чилеа «Адрианна Лекуврер». Изюминка оперы была в том, что заглавную партию пела Анна Нетребко.

В последнее время по поводу Анны Нетребко пишется столько всего, причем как позитива, так и негатива, что понимаешь, да, она самая настоящая звезда. Причем несмотря на негатив, надо отметить, что Анна по-прежнему в отличной форме, партии, которые она сейчас поет – не всегда ей полностью подходят, но, тем не менее, поет их она намного лучше многих певиц, которые поют в театрах высшей лиги. Ну и наконец, Анна очень артистичная, а ее искренность, не деланная, а настоящая, врожденная – очень подкупает и отлично дополняет ее вокал.

 


© Bettina Stöß          Anna Netrebko

 

Партия же Адрианны Лекуврер ей практически идеально подходит. Поэтому спектакль и стал Событием с большой буквы.

Надо отдать должное, супруг Анны Нетребко – Юсиф Эйвазов работает над своим голосом. На спектакле он показал себя очень неплохо в вокальном плане. Вдобавок, он еще и похудел, и оставил очень хорошее впечатление.

Исполнители других партий (Айгуль Ахметшина, Олеся Петрова и другие) также были очень достойные.

И, как говорится, last but not least. Сила судьбы в режиссерской версии Франка Касторфа.

Постановка перенесла сюжет в Испанию/ Италию конца тридцатых-начала середины сороковых. География и время немного размыты, но это даже неплохо. Кроме этого все остальное – это полнейший провал! Несомненно чрезвычайно важная тема – тема фашизма – чрезвычайно актуальная сейчас, в том числе в Германии. НО, речь идет про оперу Сила судьбы. И речь идет о режиссере, достаточно недавно «пришедшим» в оперу. Режиссере, несомненно интересном, но неспособным соединить музыкальную и драматическую нити!

Да, конечно, видеоинсталляции, американский военный грузовой автомобиль a la сериал 70-х M.A.S.H. (Mobile Army Surgical Hospital), крупные планы (далеко не всем певцам, а уж точно не всем певицам «показаны» крупные планы), и, в отличии от главного видеоинсталлятора в опере Филиппа Штёльцля, Касторф не имеет киноопыта, и не всегда понимает концепцию света и лица.

 


© Bettina Stöß

 

Мизансцены были абсолютно непродуманные, семистэйдж с дополнительным текстом, который «вкраплен» между музыкальными частями. Причем тексты читались оперными солистами.

Ну и апофеозом было восстание зрителей! Да, именно так! Люди кричали во время спектакля: это не Фольксбюне (Касторф там «правит бал»), мы хотим Верди и так далее.

Музыкальная часть была на неплохом уровне, лучше всего «справились» Маркус Брюк и Марко Мимица. Главные герои были не идеальные: у тенора – недостаточное богатство тембра и не всегда идеальную линия легато, а сопрано имеет проблемы с верхними нотами. Летом, в конце сезона в главной партии будет задействована Людмила Монастырская, только в этом случае, – спектакль стоит посетить.

Вот такие противоречивые впечатления остались у меня от  открытия сезона Дойче Оперы.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot