Анатолий Руднев, 13 сентября 2019 в 0:03
© Anatoly Yu. Rudnev Deutsche Oper Berlin
Deutsche Oper Berlin – это третий театр Германии по размеру годового бюджета, после Баварской оперы и Штаатсоперы Берлина. Однако по своей программе, количеству и качеству премьер, качеству вокала однозначно конкурирует с Мюнхеном, и в последние годы опережает Берлинского конкурента.
Кастинг-директор театра Кристоф Зойферле посещает многочисленные конкурсы, выявляет молодых и подающих надежды вокалистов и приглашает их в театр.
Так совсем недавно два года в театре блистала меццо-сопрано Василиса Бержанская, с этого года приглашены сопрано Анна Буслидзе и тенор Андрей Данилов.
В общем, вокальный состав, по крайней мере у меня, вызывает большой оптимизм.
С оркестром все немного сложнее. Главный дирижер Дональд Ранниклс часто бывает на гастролях вне театра. Очень часто дирижеры просто «впрыгивают» без репетиций, и, тем не менее, работающий с прошлого сезона молодой дирижер Штефан Цилиас продолжает традиции больших музыкантов, которые возглавляли музыкальную часть театра, это и Бруно Вальтер, Лорин Маазель, Джузеппе Синополи и не так уж давно Кристиан Тилеман.
© Anatoly Yu. Rudnev Stefan Zilias
С хором последние три года появились проблемы, после ухода Уильяма Сполдинга в Royal Opera House и приходом нового, молодого Джереми Байнса ситуация ухудшилась.
Но это все предыстория. В настоящей статье я хотел бы рассказать об открытии сезона 2019/2020.
Открытие сезона в Deutsche Oper – это не один спектакль, а серия спектаклей, по которой можно проследить концепцию театра. Дело в том, что формально сезон начинался Дон Жуаном, причем полностью своими силами – в спектакле были задействованы исключительно солисты театра. Второй спектакль, открывавший сезон была Адриана Лекуврер со «звездным дуэтом» Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова, и, наконец, третий спектакль, открывавший сезон – это была премьера Силы судьбы (постановку осуществил Касторф). Каждый из спектаклей имел свои сильные и слабые стороны, но об этом по порядку.
Итак, Дон Жуан. На мой взгляд, спектакль является визитной карточкой Дойче Оперы, так как, во-первых, часто исполняется «собственными силами», во-вторых, это современный и удачный спектакль, а в-третьих, этот спектакль практически всегда получается удачным в музыкальном плане. Не стал исключением и этот спектакль.
В начале оперы на фоне абсолютно пустой сцены появляются двадцать четыре мужские фигуры, одинаково одетые в черные костюмы, держащие клюшки для гольфа, синхронно открывающие рот во время арии Лепорелло Notte e giorno так, что невозможно выделить протагониста.
Сценография совешенно минималистична и символична: по мере приближения финала, сцена заполняется или, можно сказать, загрязняется мертвыми телами и мусором: чем ближе к финалу, тем больше тел и мусора.
Финал оперы Già le mensa è preparata сочетает в себе элементы пародии на комедийный скетч “Ужин на одного”, а также на знаменитую картину Леонардо да Винчи – за столом Дон Жуан сидит в окружении мужских фигур a la “Тайная вечеря”. Уже традиционно на столе вместо поросенка лежит на блюде женская фигура (это уже практически клише), в данном случае – это Донна Эльвира, которую активно “поедают” Дон Жуан и Лепорелло. Но главное в финальной сцене – отсутствие Командора, мы слышим лишь его голос откуда-то сверху: никого не забирают в преисподнюю; туман рассеивается, главный герой встает, отряхивает пыль с пиджака, и уходит…
В главной партии выступал австралиец Сэмюэл Дэйл Джонсон, прекрасно владеющий своим сильным и красивым голосом, великолепно вошедший в роль – лучшего типажа Дон Жуана представить трудно. Лепорелло (американский бас-баритон Сет Карико) играет виртуозно: его артистизм, мимика, пластика и даже элементы акробатики вызывают просто восхищение. К тому же он также отлично поет, часто совмещая пение с акробатическими номерами.
Очень достойно. были представлены три женских партии, как в ансамблях, так и в соло – исполнение на высочайшем уровне. Командор-Тобиас Керер и дон Оттавио-Андрей Данилов также замечательно проявили себя в вокальном плане. Андрей Данилов с этого сезона стипендиат молодежной программы и ведущий солист театра. На спектакле у него состоялся тройной дебют: Театр, Моцарт и партия дона Оттавио.
Оркестр звучал отлично, и это неудивительно, потому что за пультом был Штефан Цилиас. Хор на этот раз выступил без нареканий.
Спектакль с технической стороны также безупречен: подвижная в вертикальной плоскости сцена, сложная неоновая подсветка достигают своего рода апофеоза в финале оперы, когда часть сцены уходит вверх.
Второй вечер открытия был представлен концертным исполнением оперы Чилеа «Адрианна Лекуврер». Изюминка оперы была в том, что заглавную партию пела Анна Нетребко.
В последнее время по поводу Анны Нетребко пишется столько всего, причем как позитива, так и негатива, что понимаешь, да, она самая настоящая звезда. Причем несмотря на негатив, надо отметить, что Анна по-прежнему в отличной форме, партии, которые она сейчас поет – не всегда ей полностью подходят, но, тем не менее, поет их она намного лучше многих певиц, которые поют в театрах высшей лиги. Ну и наконец, Анна очень артистичная, а ее искренность, не деланная, а настоящая, врожденная – очень подкупает и отлично дополняет ее вокал.
© Bettina Stöß Anna Netrebko
Партия же Адрианны Лекуврер ей практически идеально подходит. Поэтому спектакль и стал Событием с большой буквы.
Надо отдать должное, супруг Анны Нетребко – Юсиф Эйвазов работает над своим голосом. На спектакле он показал себя очень неплохо в вокальном плане. Вдобавок, он еще и похудел, и оставил очень хорошее впечатление.
Исполнители других партий (Айгуль Ахметшина, Олеся Петрова и другие) также были очень достойные.
И, как говорится, last but not least. Сила судьбы в режиссерской версии Франка Касторфа.
Постановка перенесла сюжет в Испанию/ Италию конца тридцатых-начала середины сороковых. География и время немного размыты, но это даже неплохо. Кроме этого все остальное – это полнейший провал! Несомненно чрезвычайно важная тема – тема фашизма – чрезвычайно актуальная сейчас, в том числе в Германии. НО, речь идет про оперу Сила судьбы. И речь идет о режиссере, достаточно недавно «пришедшим» в оперу. Режиссере, несомненно интересном, но неспособным соединить музыкальную и драматическую нити!
Да, конечно, видеоинсталляции, американский военный грузовой автомобиль a la сериал 70-х M.A.S.H. (Mobile Army Surgical Hospital), крупные планы (далеко не всем певцам, а уж точно не всем певицам «показаны» крупные планы), и, в отличии от главного видеоинсталлятора в опере Филиппа Штёльцля, Касторф не имеет киноопыта, и не всегда понимает концепцию света и лица.
© Bettina Stöß
Мизансцены были абсолютно непродуманные, семистэйдж с дополнительным текстом, который «вкраплен» между музыкальными частями. Причем тексты читались оперными солистами.
Ну и апофеозом было восстание зрителей! Да, именно так! Люди кричали во время спектакля: это не Фольксбюне (Касторф там «правит бал»), мы хотим Верди и так далее.
Музыкальная часть была на неплохом уровне, лучше всего «справились» Маркус Брюк и Марко Мимица. Главные герои были не идеальные: у тенора – недостаточное богатство тембра и не всегда идеальную линия легато, а сопрано имеет проблемы с верхними нотами. Летом, в конце сезона в главной партии будет задействована Людмила Монастырская, только в этом случае, – спектакль стоит посетить.
Вот такие противоречивые впечатления остались у меня от открытия сезона Дойче Оперы.
Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».
Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.
_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:
IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________
Paypal: e.rudneva@yahoo.de
Спасибо!
Комментарии: