OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Die Teufel von Loudun, 1634-2022: одержимость, фанатизм, пропаганда и жестокость…

Анатолий Руднев, 1 июля 2022 в 15:30

Die Teufel von Loudun, 1634-2022: одержимость, фанатизм, пропаганда и жестокость…

С Кшиштофом Пендерецким, автором оперы я познакомился более 10 лет назад в Санкт-Петербурге на «Средстве Макропулоса» в буфете Мариинского театра. Говорили мы с ним тогда по-немецки. Когда я говорил ему про атональность музыки Яначека, он мне возразил, и посоветовал послушать «Die Teufel von Loudun», вот где настоящая атональная музыка. Помню, что я тогда про себя сказал: «Вряд ли в этой жизни»…

Но время идет, годы пролетели быстро, композитор умер несколько лет назад, и на премьере «Мертвого города» Саймон Стоун сказал мне о своих планах, в частности про «Die Teufel», у меня «щелкнуло» в голове, я тогда подумал, «совсем не моя музыка, но если Саймон сделает спектакль, я обязательно на него приеду». 

И вот, все случилось…

Мы живем в тяжелые времена, когда из-за одного PCR-теста все планы «летят в тартарары». Именно это и случилось, а именно у исполнителя главной партии Вольфганга Коха в день генеральной репетиции полимеразная цепная реакция показала позитивный коронавирус.  Как известно, в Баварской опере премьеру готовит один состав. Более того, опера невероятно редко исполняется, так что найти за два дня замену представляется невероятно сложным делом. Ну и last but not least, это нетривиальная постановка, в которую надо «погружаться», а это невозможно в течение 2-х дней.

Но, Баварская Опера сделала невозможное, вместо Коха были найдены двое: певец, Джордан Шанахан, и драматический актер, Роберт Дёлле.

Итак, постановка: сценография – без сюрпризов (Боб Кузинс), вращающаяся сцена это можно сказать уже сценографическая визитная карточка в постановках Стоуна. В центре сцены – здание из серого бетона, с одной стороны церковь, с других сторон — компактная городская инфраструктура, менее детальная, в сравнении с таковой в «Мертвом городе», поставленном Стоуном здесь же, в Мюнхене в 2019 году. 

Стоун не работает детально над работой каждого актера, его интересует общая картина на сцене, что для оперы не является проблемой, потому что музыка и вокал являются важнейшими компонентами спектакля. Так что у меня не возникало никакого диссонанса в этом. Однако, дихотомия главного героя в виде отдельных музыкального и драматического компонента вызывали легкий дискомфорт восприятия.

Ансабль, хор и оркестр (за пультом был Владимир Юровский) были на очень высоком уровне, помимо уже упомянутых исполнителей роли Грандье, очень хотел бы отметить Аусрине Штундите, исполнительницу партии Жанне, а также Надежду Карязину (Ниннон) и Надежду Гулицкую (Габриэлле).

Nadezhda Karyazina & Nadezhda Gulitskaya © A.Rudnev

Главный вывод, который я для себя сделал, что за 400 лет, по сути, так называемый «цивилизованный мир» не изменился…

После этого спектакля, единственное, что могло бы как-то нивелировать «мысли черные», это было посещение «Травиаты» на следующий день. Гармоническая музыка, печальный, но оптимистичный финал помогли мне хотя бы отчасти вернуться к более-менее нормальной жизни…

Травиата, как уже было сказано, была выбрана лишь для «гармонического завершения трезвучия». B партии Виолетты была заявлена Лизетте Оропеза, входящая в топ-5 лучших мировых исполнительниц партии. Кроме нее был достаточно стандартный пул главных исполнителей: Дмытро Попов (Альфредо) и Саймон Кинлисайд (Жермон). 

Оропеза уже в первом действии пела «в полный голос», хотя многие певицы в начале экономят силы. Mи бемоль прозвучал красиво на форте, финал также был спет на очень высоком уровне. 

Попов как и ранее весь спектакль пел очень «зажато», с очень странной вокальной техникой, как будто с усилиями. Партия Альфредо не полностью соответствует его возможностям, тесситуре и так далее. Это связано с тем, что певец в последнее время выбирает для репертуара более драматические партии, поэтому он и стал испытывать сложности в исполнении «менее драматических партий». То же самое я могу сказать и про Кинлисайда, который «злоупотребляет» драматическими партиями a la Макбет, вследствие чего он испытывает сложности, исполняя лирические партии.

Поразила исполнительница Анины — Эмили Сиерра своим необычным тембральным богатством и силой голоса.

Хор был, как и ожидалось от хора такого уровня, без замечаний.

Дирижировала Травиатой молодая литовская дирижер Гидре Шлеките. За исключением сцены Questa donna conoscete, где дирижер выбрала невероятно медленный темп, все остальное было ясно, ярко и, в то же время бережно и выверенно. Причем, хочу отдельно отметить как превосходный баланс оркестровых групп, так баланс оркестра и вокалистов.

Вы можете с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶ помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypala.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии: