OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Белая дама» в Опера-Комик

Роман Рудницкий, 15 марта 2020 в 0:58

«Белая дама» в Опера-Комик


© Christophe Raynaud de Lage

 

О спектакле 1 марта 2020 года

Парижский театр Опера-Комик продолжает радовать любителей оперы постановками редко звучащих произведений, в свое время впервые исполненных на его сцене. И если в прошлом году мне довелось побывать на опере Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо», то теперь пришла очередь его учителя Франсуа-Адриена Буальдье (отмечу, что имя этого в свое время чрезвычайно популярного композитора с 1851 года носит площадь, где расположен театр). Новый сезон, совпадающий в Опера-Комик с календарным годом, здесь открыли главным шедевром Буальдье — «Белой дамой».

Впервые эта опера на либретто Эжена Скриба была поставлена 10 декабря 1825 года и имела грандиозный успех. Достаточно упомянуть, что именно «Белая дама» стала первой в истории оперой, «дожившей» до своего тысячного представления (это случилось в 1862 году), вообще же по количеству представлений на сцене Опера-Комик она занимает четвертое место (после «Кармен» Бизе, «Манон» Массне и «Миньон» Тома). Однако в XX веке она, как и большинство французских комических опер, превратилась в раритет и лишь изредка появлялась на европейских сценах. Предыдущая постановка в этом театре состоялась в 1997 году под управлением Марка Минковского, тогда же им была сделана студийная запись при участии Рокуэлла Блейка и Анник Массис.

При написании либретто Скриб вдохновлялся сразу несколькими произведениями Вальтера Скотта, прежде всего его романами «Монастырь» и «Гай Мэннеринг». Однако характерная для Скотта романтика в опере приобретает пародийный характер, а на первый взгляд мистические события в конце концов обретают вполне рациональное объяснение.

Сюжет оперы вкратце таков. Молодой офицер Джордж Браун вызывается помочь жителям деревни, в которой оказался проездом. Ведь местный фермер Диксон получил письмо, подписанное Белой дамой — известным на всю округу призраком! Находящийся неподалеку замок, оставшийся без владельца, на следующий день должен пойти с молотка, а выкупить его намерен бывший управляющий графа Гавестон, которого местные жители не любят. Белая дама требует, чтобы Диксон явился ночью в замок для получения от нее дальнейших указаний. Он в ужасе, но смелый и в то же время любопытный Джордж вызывается подменить его. Происходит его встреча с Белой дамой, которой на самом деле оказывается воспитанница Гавестона Анна, когда-то вылечившая Джорджа после тяжелого ранения и успевшая влюбиться в него. По приказу мнимого призрака он перекупает замок у Гавестона. Впрочем, вскоре выясняется, что Джордж, когда-то в результате контузии лишившийся своих детских воспоминаний, на самом деле является законным графом Авенелем — наследником замка. Опера заканчивается воссоединением влюбленных и всеобщим ликованием.

«Белая дама» создавалась в большой спешке, поскольку внезапно сорвалась готовившаяся постановка новой оперы Обера и театру срочно понадобилось новое произведение. Буальдье даже не успевал закончить увертюру, в этом ему помог Адан.

Музыка этой оперы приятна на слух, в ней много ярких запоминающихся мелодий, таких как баллада Дженни о Белой даме, бравурная ария Джоржа из первого действия Ah ! Quel plaisir d‘être soldat или его же мечтательная каватина из второго — Viens, gentille dame, единственный номер, иногда звучавший в XX веке (можно вспомнить блестящее исполнение этой прекрасной арии Николаем Геддой).

Осуществившая нынешнюю постановку Полин Бюро не стала модернизировать или еще как-то менять сюжет оперы. На сцене представлена Шотландия XVIII века, декорации (Эмманюэль Руа) и костюмы (Алис Туве) вполне соответствуют указанной в либретто эпохе. При этом многочисленные спецэффекты (в постановке участвовал фокусник Бенуа Датте) иронично передают атмосферу готических романов, которые пародирует в своем либретто Скриб. Так, призрак Белой дамы появляется и исчезает в разных частях сцены уже под звуки увертюры, письмо самовозгорается в руках Диксона сразу после прочтения, а на героя, начавшего вспоминать свое детство в замке, из многочисленных рам на стенах смотрят ожившие детские портреты. Все это сделано очень изобретательно и с большим юмором.

Общий уровень исполнения оказался довольно высоким и очень ровным, без откровенно слабых солистов, хотя и без звезд (или хотя бы тех, кто мог бы претендовать на это звание). Особо стоит отметить, что в спектакле участвовали исключительно французские певцы, что важно для присутствующих между номерами традиционных для французской комической оперы разговорных диалогов, иногда довольно длинных. Для иностранных певцов именно диалоги во французской опере часто становятся серьезной проблемой. Так, даже в упоминавшейся выше студийной записи под управлением Марка Минковского, где партию Джорджа Брауна блестяще исполнил Рокуэлл Блейк, диалоги за него произносил драматический артист.

У Филипа Тальбо, выступившего в этой же партии в спектакле, с языком, конечно, проблем не было, да и со всеми техническими сложностями он справился без труда, хотя вокальной смелости того же Блейка этому тенору все же недоставало. Все было спето очень аккуратно, верхние ноты взяты легко и красиво, причем, как отмечает в программке к спектаклю сам певец, многочисленные до-диезы своей партии он брал грудным голосом, не прибегая к фальцету, как это было принято на момент написания оперы. При этом стоит отметить, что Тальбо прекрасный комический артист, что для этой партии немаловажно.

Анну, возлюбленную и тайную покровительницу героя, исполнила колоратурное сопрано Эльза Бенуа, певица с довольно сильным, приятного тембра голосом. Все верхние ноты у нее прозвучали уверенно и легко, на сцене она также выглядела органично.

Опытный лирический тенор Ян Бёрон, в свое время участвовавший и в записи Минковского, вновь выступил в той же самой партии — фермера Диксона. Несмотря на прошедшие годы, певец по-прежнему в хорошей вокальной форме и весьма убедителен на сцене в образе добродушного, но трусоватого крестьянина.

Его жену Дженни исполнила сопрано Софи Марен-Дегор. Ее верхние ноты звучали несколько более пронзительно, чем у Бенуа, но в целом от ее вокала и игры также осталось хорошее впечатление.

Наконец, контральто Од Экстремо продемонстрировала красивый бархатный тембр в партии экономки Маргариты, а в образе карикатурного оперного злодея Гавестона успешно выступил бас Жером Бутийе.

Национальный оркестр Иль-де-Франс под управлением Жюльена Леруа звучал порой немного суховато, но был точен и аккуратен. Хорошее впечатление произвел и камерный хор «Стихии» (Les Éléments), хормейстер Жоэль Сююбьетт.

Спектакль, на котором я присутствовал, снимали на видео, так что есть шанс, что эту в свое время популярнейшую, а ныне забытую оперу смогут увидеть и те, кому не удалось побывать в театре.

 

Вы  ̶м̶о̶ж̶е̶т̶е̶ ̶с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶  можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Greiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot