OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Премьера COSÌ FAN TUTTE в Берне

Арина Тимофеева, 9 ноября 2018 в 23:28

Премьера COSÌ FAN TUTTE в Берне

 

Настоящая рецензия – первая на нашем портале статья про оперу в Берне, поэтому пара слов про сам театр.

Здание оперного театра Берна было построено в начале ХХ века в необарочном стиле и открыто в 1903 году оперой “Тангейзер”. На сцене городского театра города Берн (Stadttheater Bern) всегда ставились и оперные, и балетные, и драматические спектакли. В 2012 произошло объединение театра с симфоническим оркестром Берна. Сейчас эта большая команда KonzertTheaterBern организует оперные, балетные, драматические спектакли и концерты классической музыки на нескольких площадках города. Зал театра, отреставрированный в 2016 году,  – относительно небольшой (650 мест). Кресла расположены с достаточным подъемом, так что видно хорошо практически с любого места. Акустика – при поверхностной оценке – тоже удовлетворительная.

Теперь, собственно о спектакле.

Молодой немецкий режиссер Максимилиан фон Майенбург перенес действие в наши дни, очевидно, чтобы подчеркнуть вечную актуальность творения Моцарта, сделав это довольно органично и не слишком меняя сюжет. В дополнение к двум молодым парам на сцене появляется бармен Дон Альфонсо и Деспина в форме гостиничной горничной.

Несмотря на современный и даже несколько молодежный характер постановки, режиссеру удалось остаться в рамках, когда консервативный зритель чувствует себя комфортно в зале. Намеки на секс, алкоголь, вызывающие одежды, остаются, хоть и прозрачными, но намеками, так что юные или строгие зрители, также могут наслаждаться спектаклем.

В спектакле воплощено несколько очень удачных постановочных и декорационных идей, помогающих зрителям не только услышать, но и увидеть, почувствовать происходящую на сцене историю. Например, во время арии  Фернандо Tradito, schernito  Дон Альфонсо ходит по сцене и протыкает воздушные шарики, символизирущие лопающиеся иллюзии, а во время арии Фьордилиджи по прозрачным стенам телефонной будки стекает дождь.

Спектакль начинается сценой, в которой главные герои просыпаются на полу бара после бурной вечеринки и, очевидно, после обильного возлияния. В этой обстановке довольно комично и странно выглядит сцена спора, когда двое молодых людей убеждают повидавшего всё бармена, Дона Альфонса, в уникальности любви своих девушек.  Однако на то она и комическая опера, чтобы выглядеть комично. Затем декорации меняются, и молодые героини оказываются в комнате с зеркальными стенами –  мы понимаем, что эксперимент начинается.  В душевой с них смывают всё наносное, и в качестве альтернативы с переодеванием женихов авторы спектакля предлагают очки, которые искажают девушкам действительность (внешности их кавалеров).

Партия клавесина (последний располагался в боковой ложе вровень со сценой так, что публика могла не только слышать, но и видеть музыканта) была исполнена Соней Ломиллер таким образом, что иногда музыка для речитативов становилась барочной  импровизацией на современные мотивы.

Ориан Понс, французская сопрано в роли Фьордилиджи в начале спеклакля звучала довольно резко и несколько выделялась громкостью и пронзительностью в  первых  вокальных ансамблях, но  в дальнейшем ансамбли становились более гармоничными и к рондо Per pieta ben mio perdona  она подвела зрителя с ощущением искренности – искренности её чувств к первому жениху, желания и невозможности противостоять новому чувству и внутренних переживаний  по этому поводу.

Элеонора Вакки, меццо-сопрано из Швейцарии в роли Дорабеллы играла и пела не так выразительно, как её сценическая сестра. Хотя, возможно, образ недалекой Дорабеллы, смотрящей на мир незатуманенным взглядом, был задумкой режиссера. Арию È amore un ladroncello певица исполнила грубовато, без изящества и легкости, присущей музыке Моцарта.

Украинский тенор Назар Садывский  был, пожалуй, самым слабым из шести главных героев. Чаще всего его «подводили» низы, но ему удалось исполнить несколько убедительных, хоть и не идеальных дуэтов.

Чешский баритон Михаль Марольд с приятным, мягким тембром хорошо  исполнил партию Гульельмо, хотя играл он чуть хуже, чем пел.

Орсолья Ньякас, молодая венгерская певица выступала в роли Деспины. Обладательница звенящего колоратурного сопрано, она прекрасно справилась с ролью и в вокальном, и в драматическом плане. Орсолья играла ироничную и довольно циничную служанку, которая с удовольствием наблюдала за тем, как манипулируют хозяйками.

Украшением спектакля  стал американский баритон Тодд Бойс в роли Дона Альфонсо: глубокий, красиво окрашенный тембp, уверенная манера пения, прекрасная игра.  Певец создал образ  опытного и циничного бармена, который с видимым удовольствием и с чувством собственного превосходства манипулирует героями и разрушает их представления о чувствах и отношениях.

Хор появился только в конце спектакля. До этого горожан и солдат зрители слышали только по голосам из-за сцены. Режиссер значительно переделал сцену с приготовлениями к свадьбе. Мы видим артистов хора как двойников главных героев и девушкам приходится выбирать между множеством «одинаковых» мужчин. Хор пел хорошо,  однако, как и в случае с Дорабеллой, хотелось бы чуть больше моцартовского звучания.

Оркестр под управлением Кевина Джона Эдюсея отыграл премьеру ровно, уверенно, однако медные духовые (и в этот раз) не были идеальными. Не совсем понятно отношение дирижера к аплодисментам после удачно исполненных арий или ансамблей. Пару раз он позволил публике аплодировать, но в большинстве случаев просто направлял оркестр дальше, и зрители не могли поблагодарить солистов по ходу оперы.

Отдельно хочется сказать о публике. Абсолютное большинство зрителей в театре старшего возраста,  хотя видно, что команда театра делает всё возможное, чтобы привлечь людей разных возрастов.  Тем не менее эту современную постановку принимали очень тепло, по продолжительности и силе аплодисментов было понятно, что публика довольна и постановкой, и певцами.

Несмотря на замечания, высказанные в этой статье, хочется подытожить, что в целом спектакль сделан и исполнен на высоком профессиональном уровне: целостная постановка, хорошее исполнение, достойный оркестр.  Интернациональной команде  под руководством режиссера Максимилиана фон Майенбурга и дирижера Кевина Джона Эдюсея удалось сделать так, что зрители оказались эмоционально вовлечены в историю, спетую на сцене и с удовольствием аплодировали по окончанию оперы. По одному увиденному спектаклю пока трудно судить, стоит ли Бернская опера, чтобы ради неё приезжать в Швейцарию, но могу с уверенностью сказать, что приехав в Швейцарию, стоит посетить оперу в Берне.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе “Они нас поддержали”.

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии: