OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Премьера «Анны Болейн» в Льеже

Роман Рудницкий, 20 апреля 2019 в 14:33

Премьера «Анны Болейн» в Льеже


© Opéra Royal de Wallonie-Liège

 

 

9 апреля в Валлонской королевской опере (Льеж) состоялась премьера новой постановки оперы Доницетти «Анна Болейн». Я решил непременно посетить этот спектакль по двум причинам. Первая — это то, что в нем дебютировала Ольга Перетятько, за карьерой которой я слежу много лет, и мне было чрезвычайно интересно, как она справится с главной партией в одной из моих самых любимых опер.

Вторая причина — то, что в роли Джейн Сеймур, соперницы Анны, также должна была выступить певица-сопрано, а не меццо, как в подавляющем большинстве постановок. Это вселяло надежду, что опера будет исполнена по новому критическому изданию, с восстановленными авторскими тональностями, а в идеале и без традиционных купюр.

Дело в том, что сам Доницетти предназначал партию Джейн именно для сопрано. И если относительно голоса первой исполнительницы, Элизы Орланди, могут возникнуть некоторые сомнения (в ее репертуаре были партии, написанные как для сопрано, так и для меццо), то в дальнейшем при жизни автора ее пели исключительно высокие голоса. Традиция же непременно поручать партию «злодейки-разлучницы» низкому голосу возникла уже ближе к концу XIX века. В наше время партию Джейн Сеймур практически всегда поют меццо, и до последнего времени лишь на фестивале в Бергамо можно было услышать в ней сопрано, причем в двух последних постановках (2006 и 2015 года) это была, как и в Льеже, София Соловий. В феврале этого года опера была также поставлена с двумя сопрано на сцене Римской оперы.

Кроме того, «Анна Болейн» — довольно объемное произведение, полностью она идет примерно на час дольше двух других опер, которые традиционно относят к так называемой «Тюдоровской трилогии» Доницетти. И если «Марию Стюарт» и «Роберто Девере» сравнительно редко подвергают радикальным сокращениям, то первой части условной трилогии в этом плане повезло гораздо меньше и услышать ее в театре даже в относительно полном виде почти невозможно. Разве что в вышеупомянутой постановке в Бергамо 2015 года опера, насколько мне известно, прозвучала в том виде, в каком ее задумал автор.

Мне до сих пор доводилось слышать полную версию «Анны Болейн» исключительно в записи, но могу с уверенностью сказать, что без купюр, с сохранением оригинальной структуры каждого номера ее музыка производит несравнимо больший эффект, чем в тех сокращенных сценических редакциях, которые обычно предлагают театры.

Увы, на этот раз моим надеждам не суждено было сбыться: издание было предложено традиционное, а количество купюр оказалось даже больше, чем я мог ожидать. Отсутствовало не только большинство повторов в кабалеттах, но и некоторые речитативы, необходимые для понимания происходящего на сцене. Например, ария лорда Перси Vivi tu, te ne scongiuro началась без предваряющей ее сцены, в которой Перси и его друг Рочфор узнают о предоставленном им помиловании, но отказываются от него и оба добровольно идут на смерть. В итоге незнакомому с оперой слушателю было невозможно понять, в чем и почему убеждает Перси друга. Правда, сама ария все-таки прозвучала полностью, в отличие от каватины того же Перси в первом действии, сокращенной в общей сложности примерно в два раза.

Сама постановка, осуществленная художественным руководителем театра Стефано Маццонис ди Прелафера, также вызвала у меня ряд вопросов. Ее можно было бы назвать полностью традиционной, если бы не один момент: под заключительные такты увертюры открылся занавес, и зрители увидели весьма натуралистичную постельную сцену между Генрихом VIII и Джейн Сеймур, а чуть позже Джейн (конечно, в данном случае ее изображала дублерша) убежала со сцены совершенно голой. Зачем режиссеру понадобилось эпатировать публику — непонятно, тем более что в дальнейшем постановка более напоминала костюмированный концерт (правда, очень красивый), а интересные идеи если и встречались, то в минимальном количестве.

Среди относительно оригинальных находок можно отметить присутствие в начале и в конце оперы малолетней дочери Анны — будущей королевы Елизаветы I. Особенно эффектно выглядела сцена, в которой Анна перед казнью протягивала дочери свою корону. Правда, появление в этой опере маленькой Елизаветы — уже далеко не новость, подобное встречалось и в других постановках.

Назову еще пару моментов, которые мне понравились. Например, в финале первого действия Генрих в компании Джейн лично наблюдал за свиданием Анны и Перси, ожидая подходящего момента, чтобы поймать их с поличным. А в заключительной сцене оперы он следил за подготовкой к казни, хотя по либретто в этот момент король не появляется.

Очень красивы были массивные, скрупулезно проработанные реалистичные декорации, созданные художником Гэри Маккэнном. Декорациям вполне соответствовали детально воссозданные исторические костюмы (художник по костюмам — Фернан Руис), и «реальный» Генрих практически полностью соответствовал своему образу, запечатленному на стоящем на сцене знаменитом портрете работы Гольбейна.

Говоря о вокальных работах, сперва необходимо отметить, что в зале Валлонской оперы весьма своеобразная акустика, а с места, где я сидел, все высокие голоса, включая женскую половину хора, явно казались более резкими и пронзительными, чем следовало.

Дебют Ольги Перетятько, безусловно, можно считать удачным. Если в самом начале у певицы и чувствовалось некоторое напряжение, связанное, возможно, с премьерным волнением, то уже ко второй сцене оно прошло, голос зазвучал более ровно. Ольга понимает стилистику бельканто, у нее нет чрезмерной аффектации, которой со времен Каллас злоупотребляют многие исполнительницы этой партии. Зато заметно было влияние Мариэллы Девиа — возможно, лучшей на сегодняшний день исполнительницы этой партии, у которой Oльга в свое время многому научилась.

Чувствовалось также, что певица долго и тщательно работала над образом несчастной королевы. Отдельно хочется отметить, с каким изумлением и в то же время с легкой насмешкой прозвучала фраза в финале первого действия: «Giudici ad Anna?» («Судьи для Анны?»). В отличие от неоднозначного приема, оказанного певице в Вене на недавней премьере «Лючии ди Ламмермур», на этот раз публика единодушно наградила ее в конце бурными аплодисментами.

Несколько сложнее дело обстоит с соперницей героини Джейн Сеймур в исполнении украинского сопрано Софии Соловий. Хотя она уже неоднократно пела эту партию раньше, все же было заметно, что бельканто — далеко не основная специализация этой певицы, в репертуаре которой есть самые разные оперы, от барокко до Вагнера. Соловий весьма артистична и выразительна, но голос у нее немного резкий, да и тембрально менее интересный, чем у ее сценической соперницы.

Тенор Сельсо Альбело несколько злоупотреблял силовой манерой, иногда почти срываясь на крик. От лорда Перси хотелось более деликатного и менее «героического» звучания. Конечно, обе арии он спел в традиционном транспорте, но мало кто из современных теноров может выдержать оригинальную тесситуру этой партии, написанной для уникального голоса Джованни Баттиста Рубини. Из положительных моментов стоит отметить, что ему вполне удалась трель в конце кабалетты Ah! Così nei ridenti, которую многие певцы просто игнорируют. Жаль, что возможности повторить кабалетту вместе с трелью ему не предоставили.

Очень хорошее впечатление произвел хорватский бас Марко Мимица (Генрих VIII). Пожалуй, единственная претензия к нему — недостаточно глубоко проработанный образ. Но сам он еще довольно молод и недостаточно опытен, а серьезной работы режиссера с певцами в этой постановке, увы, не наблюдалось.

Франческа Ашоти, понравившаяся мне в постановке неаполитанской редакции «Ринальдо» в Мартина-Франке, здесь произвела несколько меньшее впечатление из-за чересчур пронзительного верха, хотя в нижней части диапазона она по-прежнему звучала очень красиво. Возможно, проблема отчасти была в своеобразной акустике зала, о которой я писал выше.

Вполне справились со своими небольшими партиями бас Лучано Монтанаро (лорд Рочфор) и тенор Максим Мельник (сэр Херви).

Оркестр Валлонской оперы под управлением Джампаоло Бизанти звучал энергично, в хорошем темпе, но в то же время деликатно, а вот хору, как мне показалось, местами не хватало слаженности, особенно в первом действии.

В целом же вечер можно назвать удачным, прежде всего благодаря Ольге Перетятько и ее интересной трактовке образа главной героини. Надеюсь, со временем ей еще представится возможность спеть эту партию в более полном виде, как и двух других королев из так называемой «трилогии» Доницетти.

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии: