OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Бергамо-2019. Часть третья. «Петр Великий, царь России»

Роман Рудницкий, 6 декабря 2019 в 0:18

Бергамо-2019. Часть третья. «Петр Великий, царь России»

© Gianfranco Rota

 

Помимо двух безусловных шедевров Доницетти на фестивале также прозвучала его ранняя опера, к числу шедевров явно не принадлежащая. И все же постановка «Петра Великого», как и весь цикл «Доницетти-200», в рамках которого она состоялась — значительное событие, поскольку позволяет поклонникам Доницетти более полно оценить творческий рост молодого композитора, постепенное обретение им собственного стиля. Это всего лишь третья крупная опера композитора и вторая дошедшая до нас после «Генриха Бургундского», представленного на прошлом фестивале (партитура написанного в промежуток между этими двумя сочинениями «Сумасбродства» утрачена). Конечно, оригинальности в этой музыке еще мало, зато в полной мере заметно влияние безраздельно царившего в те годы на итальянских сценах Россини.

Сюжет этой впервые исполненной 26 декабря 1819 года в венецианском театре Сан-Самуэле «шутливой мелодрамы» на либретто маркиза Герардо Бевилаккуа Альдобрандини во многом перекликается с еще одной оперой Доницетти, посвященной Петру Первому — «Саардамским бургомистром», написанным в 1827 году и показанным на фестивале два года назад. В обоих произведениях Петр путешествует инкогнито, в обоих ему противостоит глупый и самовлюбленный чиновник, в обоих царь помогает обрести счастье молодой влюбленной паре. Но если сюжет «Саардамского бургомистра» хоть как-то связан с реальными историческими событиями (путешествием молодого Петра в Голландию и его работой на верфи), то либретто «Петра Великого» у человека, хоть немного знакомого с российской историей, может вызвать разве что усмешку.

Где-то в Ливонии (территория нынешней Эстонии или Латвии), уже присоединенной к Российской империи, работает молодой плотник Карл, у него есть невеста — Аннетта. В то же время в Карла влюблена местная трактирщица мадам Фриц. Карл из-за своего вспыльчивого характера затевает драку с царским офицером, за дело активно берется судья Куккупис. Несчастному юноше грозит тюрьма, но тут вмешивается проезжающий мимо вельможа, уверяющий, что он — ближайший помощник царя Меншиков. В ходе судебного разбирательства выясняется, что Карл — давно потерянный брат царицы Екатерины, а фальшивый Меншиков на самом деле — Петр Первый собственной персоной. Однако всеобщему счастью мешает еще один открывшийся факт: возлюбленная Карла Аннетта — дочь гетмана Мазепы, заклятого врага Петра. Впрочем, сам Мазепа уже умер, а великодушный царь заявляет, что отныне он заменит девушке отца, забрав ее вместе с Карлом в столицу. На фоне всеобщего ликования грустит лишь мадам Фриц, вынужденная расстаться с объектом своей неразделенной любви.

Интересно, что по всем формальным признакам главной героиней оперы стала именно мадам Фриц, получившая две большие и сложные арии. В то же время значительно более важная для развития сюжета Екатерина оказалась сугубо второстепенным персонажем, получив, помимо участия в ансамблях, лишь типичную короткую арию di sorbetto (то есть такую, во время которой публика спокойно отвлекалась от происходящего на сцене, чтобы поесть мороженого).

Как и все ранние оперы Доницетти, «Петр Великий», несмотря на довольно теплый прием на премьере, вскоре был основательно забыт (и в данном случае все-таки нельзя сказать, что незаслуженно). Первая постановка в наше время состоялась в 2003 году на сцене камерного театра «Санктъ-Петербургъ опера», и я был в числе тех, кто присутствовал на премьере. Годом позже опера прозвучала на фестивале в Мартина-Франке, так что нынешняя постановка — всего лишь третье современное обращение к этому юношескому опусу Доницетти.

Хотя музыка «Петра Великого» и не блещет оригинальностью, слушать эту оперу, как и практически все произведения Доницетти, приятно, она полна красивых, хотя и не особо запоминающихся мелодий. Пожалуй, наиболее интересны комические номера с участием судьи Куккуписа, а также большое рондо мадам Фриц, предшествующее финалу.

Постановку на сцене театра Сочале, с которой я познакомился 24 ноября, осуществила итальянская команда «Ондадурто Театро» — Марко Пачотти и Лоренцо Паскуали. Они в своей работе вдохновились мотивами русского авангарда и нарядили героев в фантастические костюмы, отсылающие к картинам Малевича, Кандинского и их современников (авторы костюмов — K. B. Project). Кроме того, по сцене при помощи группы статистов постоянно движутся причудливые механизмы, на которые периодически влезают певцы. Все это непрекращающееся движение в сочетании с периодически возникающими на заднике видеопроекциями создавало эффект какого-то калейдоскопа.

Конечно, между российской историей начала восемнадцатого века и искусством начала века двадцатого мало общего, но с учетом абсурдности самого либретто маркиза Альдобрандини такой подход можно считать вполне уместным. Разве что иногда от этой пестроты и постоянного мельтешения у меня уставали глаза, хотелось некоторой передышки.

Состав исполнителей оказался несколько неровным. На общем фоне выделялись два выдающихся баса-буффо: Роберто де Кандия в образе великодушного царя Петра и Марко Филиппо Романо, блестяще исполнивший чисто россиниевские скороговорки уморительного чванливого судьи сэра Куккуписа.

Тенор Франсиско Брито (Карл Скавронский) обладает приятным, хотя и не слишком интересным тембром, верхние ноты даются ему с заметным напряжением.

Неоднозначное впечатление произвела меццо-сопрано Паола Гардина — мадам Фриц. Начав несколько неуверенно и местами резковато на верхах, она постепенно распелась и весьма прилично исполнила свою главную арию — большое рондо в конце оперы.

У сопрано Нины Солодовниковой вполне подходящий голос для достаточно важной, но все же субреточной по характеру партии Аннетты, однако и у нее высокие ноты звучали довольно пронзительно.

Больше других мне понравилась сопрано Лориана Кастеллано (царица Екатерина), хотя ее партия слишком мала по объему и лишена каких-либо вокальных сложностей.

В других второстепенных партиях были заняты Томмазо Бареа (ростовщик Фирман-Тромбест), Марчелло Нардис (царский офицер Хондедиски), Стефано Джентили (нотариус).

На фестивале Доницетти уже сложилась добрая традиция — исполнять его ранние оперы в сопровождении старинных инструментов и с оригинальным строем того времени — несколько ниже современного. С этого года у фестиваля появился собственный аутентичный оркестр Gli Originali («Оригиналы»), названный так по исполнявшейся в Бергамо два года назад опере Майра, учителя Доницетти. Этот молодой коллектив звучал под управлением выдающегося специалиста по аутентичному исполнительству Ринальдо Алессандрини. Также в спектакле участвовал хор «Доницетти Опера» под управлением Фабио Тартари.

Помимо трех описанных опер, в рамках фестиваля проходили различные концерты, лекции и образовательные программы. Например, помимо «Петра Великого» был предложен и «Петр Малый» — спектакль, поставленный специально для детей и ставящий целью приобщить их к музыке Доницетти. Открывался фестиваль большим гала-концертом с участием оперных звезд, а в день рождения композитора 29 ноября в базилике Санта-Мария Маджоре прозвучала его редко исполняемая Месса ди Глория.

Мне удалось побывать на одном из камерных концертов в исторических палаццо Бергамо. В палаццо Альярди в Нижнем городе скрипач Массимо Спадано и пианистка Даниэла Пеллегрино исполняли сочинения Доницетти для скрипки и фортепиано. Меня особенно впечатлила авторская транскрипция финальной арии Анны Болейн, а также написанное композитором в 1826 году скерцо, представляющее собой своеобразный каталог написанных к тому моменту опер.

На будущий год ожидается открытие уже полностью отреставрированного театра Доницетти, в котором запланированы постановки интереснейшей, но редко звучащей оперы «Марино Фальеро», а также куда более популярной «Дочери полка», которая впервые будет поставлена по новому критическому изданию. Возможно, даже хорошо знакомую с этой оперой публику будут ждать приятные сюрпризы, как в этом году с «Лукрецией Борджиа». Вероятно, на сцене театра Сочале будет продолжен и цикл «Доницетти-200», но полная программа фестиваля станет известна несколько позже.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Greiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot